Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№19 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 КУЛЬТУРНЫЙ кодТй ЕГО ЗНАЮТ ПО КАРЛСОНУ, ВАСИЛИЮ ТЁРКИНУ И ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕМУ САЛОВУ ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ВДЕНЬСВАДЬБЫ»- В РУБРИКЕ «Я-АРТИСТ» АКТЁР ТЕАТРА ИМЕНИ ТОЛСТОГО ВЯЧЕСЛАВ МИХЕЕВ ркий, эффектный, грустный исмеш- ной — премьерный спектакль «Не ­ правда» стал своеобразным подар ­ ком к юбилею актера Вячеслава Михеева от его друга, режиссёра Владимира Деля. 2 мая Вячеславу Владимировичу испол ­ нилось бо лет, г/з своей жизни он посвятил служению липецкой сцене. В его трудовой книжке лишь одна запись места работы — Ли ­ пецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого. ИЗ ТАМБОВСКИХ Вячеслав Михеев родился в семье там ­ бовских крестьян, которые пережили Граж ­ данскую, Тамбовское восстание 1920-1921, когда его дед Михаил Павлович поддержал Антонова, коллективизацию, когда семью не ­ сколько раз раскулачивали, но они остались единоличниками, тяжелые годы войны, ког ­ да суп из лебеды забеливали каплей молока единственной коровы-кормилицы. Вся эта семейная история незримо вошла в кровь и плоть (^лущего артиста, может, поэтому ему так удаются роли обычного русского мужика, через которые со зрителем как бы говорит вся история России. — Мы жили в небольшой деревне Ве- льяминовке. Там даже Дома культуры не было. На какие-то яркие эмоциональ ­ ные события жизнь была скудна. Пом ­ ню похороны. Бабушка брала с собой на девять или 40 дней. Свечи. Монашки. Чтение священиььх книг. Атмосфера кол ­ лективного пребывания. Эго меня завора ­ живало. Если Троица — то праздник везде: в доме, на улице. Все это я помню по атмос ­ фере, ощущениям. Помню рассказы старух. У нас вдов половина деревни. Я застал ещё землянки вместо домов. Странниц-прижива ­ лок, которые побирались по деревням. Они жили по несколько дней в домах, делились новостями и шли дальше со своими котом ­ ками и консервными высокими банками, в которых себе варили кашу. И все эти эмоци ­ ональные впечатления наслаивались и копи ­ лись во мне. 9 ,ВА РУКОПОЖАТИЯ ,О КЛАССИКА в школе появилась склонность к ли ­ тературе, выразительному чтению. Слава Михеев солировал в хоре. Самодеятель ­ ность его захватила так, что учиться даже некогда было. После 8 класса ехать один в Саратов в училище искусств Вячеслав не рискнул. Старшие классы оканчивал в Мичуринске. В середине 70-х в маленьком городке собралась столичная профессура, которая в провинции пересиживала очеред ­ ные гонения. Именно тогда окончательно созрело решение — стать артистом. Призна ­ ётся, в Москву не поехал: с деньгами было сложно, да и «комплексовал фактурой — человек я маленький». Зато в Тамбове по- ПРАВНУК СТАНИСЛАВСКОГО везло с преподавателем. На режиссёрско-те ­ атральном отделении Тамбовского филиала Московского института культуры препода ­ вала профессор Вера Александровна Сазо ­ нова. — Когда мы пришли на первое занятие, она сказала: «Вы — правнуки Станиславского. Завацкий — любимый ученик Станиславско ­ го Как сын. Я училась у Завацкого — внучка. А вы учитесь у меня — значит, правнуки». Можно сказать, через Веру Александровну у нас было два рукопожатия до классика. И хотя мы учились на культурно-просвети ­ тельском факультете и в дипломе у нас зна ­ чилось: «режиссёр театрапытого самодеятель ­ ного коллектива», мы все хотели учиться на артиста- Благодаря Вере Александровне «ак ­ тёрское мастерство» стало главным предме ­ том. Оттачивал мне это мастерство уже Влади ­ мир Михайлович Пахомов. ЗАЖЕЧЬ АРТИСТА 30 июня 1980 года Вячеслав Михеев полу ­ чил диплом об окончании института. И уже I июля был зачислен в труппу гремящего на весь Союз театра. Говорит, помог случай и го ­ рящие глаза. В Липецке в труппе Виталия Тре ­ скина, который руководил народной студией в ДК НЛМК (снесен в 2017 году. — Прим, ред.), готовил дипломный спектакль. Посмотреть на своего ученика из Тамбова приехала Вера Са ­ зонова. Она-то и обратила внимание на афишу спектакля «А поутру они проснулись», где ру ­ ководителем постановки был её однокурсник Иосиф Райхельгауз. Прославлегшый режиссёр в это время скрывался в Липецке от опалы сто- личгшк властей. — У меня уже был прицел на Рязань. Но Вера Александровна предложила неожи ­ данно: «А почему бы тебе не попробоваться к Пахомову». Я прочитал стихи, баано, дра ­ матический отрывок. Страшновато было. Но Пахомов был солнечным человеком, у него были горящие глаза, и эти горящие гла ­ за он постоянно выискивал в артисте. Как у Шукшина: дай мне кусок янтаря, я уберу все лишнее и сделаю маленькую заколочку. Вот и Пахомов умел из артистов делать такие драгоценные заколки. Первая роль у меня была в революционном этюде «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатро ­ ва. Он произвел фурор в доперестроечной России. Ещё Брежнев жив, Горбачёва в поми ­ не нет, но Шатров уже чувствовал ветер пе ­ ремен. Эго была пьеса дискуссий, нового от ­ ношения. И там среди участников диспутов 20-х ГОДОВ нашёл себе роль и я. Я ещё в теа ­ тре не работал. После репетиций у Трескина прибегал на вечерние репетиции к Пахомо ­ ву. Наблюдал. Однажды спросил: «Можно, я выйду?». Мне говорят: «Попробуй». Я при ­ нёс старое пальтишко, шапку. Взял крен ­ дель. Крендель Пахомову очень понравился, и он меня выпустил на сцену. ВАСИЛИЙ ТЁРКИН Звездным спектаклем для театра стал «Ва ­ силий Тёркин», где одну из ролей сьсграл Вя ­ чеслав Михеев. Художниками спектакля были Владимир Макушенко и Ольга Твардовская, дочь поэта. — Пахомов поставил идеальный спектакль, как у Шекспира. Расстелили плащ-палатку. На сцену вышл и семь Тёркиных, как семь граней характера русского человека. Спектакль стави ­ ли на авансцене. В двух метрах от нас сидели зрители. Из декораций — ящик со снарядами. Остальное — актёрское мастерство. На пре ­ мьеру приехали дочери Твардовского, Ольга и Вера. Они плакали. Сказали, если бы отец увидел спектакль, он бы порадовался. В театре Моссовета Твардовскому ие очень нравился «Василий Тёркин». Когда с этим спектаклем мы приехали в Вологду на фестиваль «Голо ­ са истории», мы спутали все карты жюри, так как выступали в последний день, все места вроде как бы распределены. Говорили: «Ну, что покажет Липецк». А мы показали. Наш спектакль был отмечен. Были награждены актёры. Потом было выдвижение на Государ ­ ственную премию, но что-то не получилось. «Василий Тёркин» — один из выдающихся пахомовских спектаклей, где мне посчастли ­ вилось сьпрать. В копилке Вячеслава Михеева юо ролей. 18 мая в музее-усадьбе Чехова открылся XX Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». В этом году Липецкий академический театр участвует в нем аз спек ­ таклем Владимира Деля «Неправда». Роль в нём стала ioi -й и одной из блистательных для Вячеслава Михеева ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. ФОТВ. СЕРГЕЙ ПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz