Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№19 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 КУЛЬТУРНЫЙ кодТй ЕГО ЗНАЮТ ПО КАРЛСОНУ, ВАСИЛИЮ ТЁРКИНУ И ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕМУ САЛОВУ ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ВДЕНЬСВАДЬБЫ»- В РУБРИКЕ «Я-АРТИСТ» АКТЁР ТЕАТРА ИМЕНИ ТОЛСТОГО ВЯЧЕСЛАВ МИХЕЕВ ркий, эффектный, грустный исмеш- ной — премьерный спектакль «Не правда» стал своеобразным подар ком к юбилею актера Вячеслава Михеева от его друга, режиссёра Владимира Деля. 2 мая Вячеславу Владимировичу испол нилось бо лет, г/з своей жизни он посвятил служению липецкой сцене. В его трудовой книжке лишь одна запись места работы — Ли пецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого. ИЗ ТАМБОВСКИХ Вячеслав Михеев родился в семье там бовских крестьян, которые пережили Граж данскую, Тамбовское восстание 1920-1921, когда его дед Михаил Павлович поддержал Антонова, коллективизацию, когда семью не сколько раз раскулачивали, но они остались единоличниками, тяжелые годы войны, ког да суп из лебеды забеливали каплей молока единственной коровы-кормилицы. Вся эта семейная история незримо вошла в кровь и плоть (^лущего артиста, может, поэтому ему так удаются роли обычного русского мужика, через которые со зрителем как бы говорит вся история России. — Мы жили в небольшой деревне Ве- льяминовке. Там даже Дома культуры не было. На какие-то яркие эмоциональ ные события жизнь была скудна. Пом ню похороны. Бабушка брала с собой на девять или 40 дней. Свечи. Монашки. Чтение священиььх книг. Атмосфера кол лективного пребывания. Эго меня завора живало. Если Троица — то праздник везде: в доме, на улице. Все это я помню по атмос фере, ощущениям. Помню рассказы старух. У нас вдов половина деревни. Я застал ещё землянки вместо домов. Странниц-прижива лок, которые побирались по деревням. Они жили по несколько дней в домах, делились новостями и шли дальше со своими котом ками и консервными высокими банками, в которых себе варили кашу. И все эти эмоци ональные впечатления наслаивались и копи лись во мне. 9 ,ВА РУКОПОЖАТИЯ ,О КЛАССИКА в школе появилась склонность к ли тературе, выразительному чтению. Слава Михеев солировал в хоре. Самодеятель ность его захватила так, что учиться даже некогда было. После 8 класса ехать один в Саратов в училище искусств Вячеслав не рискнул. Старшие классы оканчивал в Мичуринске. В середине 70-х в маленьком городке собралась столичная профессура, которая в провинции пересиживала очеред ные гонения. Именно тогда окончательно созрело решение — стать артистом. Призна ётся, в Москву не поехал: с деньгами было сложно, да и «комплексовал фактурой — человек я маленький». Зато в Тамбове по- ПРАВНУК СТАНИСЛАВСКОГО везло с преподавателем. На режиссёрско-те атральном отделении Тамбовского филиала Московского института культуры препода вала профессор Вера Александровна Сазо нова. — Когда мы пришли на первое занятие, она сказала: «Вы — правнуки Станиславского. Завацкий — любимый ученик Станиславско го Как сын. Я училась у Завацкого — внучка. А вы учитесь у меня — значит, правнуки». Можно сказать, через Веру Александровну у нас было два рукопожатия до классика. И хотя мы учились на культурно-просвети тельском факультете и в дипломе у нас зна чилось: «режиссёр театрапытого самодеятель ного коллектива», мы все хотели учиться на артиста- Благодаря Вере Александровне «ак тёрское мастерство» стало главным предме том. Оттачивал мне это мастерство уже Влади мир Михайлович Пахомов. ЗАЖЕЧЬ АРТИСТА 30 июня 1980 года Вячеслав Михеев полу чил диплом об окончании института. И уже I июля был зачислен в труппу гремящего на весь Союз театра. Говорит, помог случай и го рящие глаза. В Липецке в труппе Виталия Тре скина, который руководил народной студией в ДК НЛМК (снесен в 2017 году. — Прим, ред.), готовил дипломный спектакль. Посмотреть на своего ученика из Тамбова приехала Вера Са зонова. Она-то и обратила внимание на афишу спектакля «А поутру они проснулись», где ру ководителем постановки был её однокурсник Иосиф Райхельгауз. Прославлегшый режиссёр в это время скрывался в Липецке от опалы сто- личгшк властей. — У меня уже был прицел на Рязань. Но Вера Александровна предложила неожи данно: «А почему бы тебе не попробоваться к Пахомову». Я прочитал стихи, баано, дра матический отрывок. Страшновато было. Но Пахомов был солнечным человеком, у него были горящие глаза, и эти горящие гла за он постоянно выискивал в артисте. Как у Шукшина: дай мне кусок янтаря, я уберу все лишнее и сделаю маленькую заколочку. Вот и Пахомов умел из артистов делать такие драгоценные заколки. Первая роль у меня была в революционном этюде «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатро ва. Он произвел фурор в доперестроечной России. Ещё Брежнев жив, Горбачёва в поми не нет, но Шатров уже чувствовал ветер пе ремен. Эго была пьеса дискуссий, нового от ношения. И там среди участников диспутов 20-х ГОДОВ нашёл себе роль и я. Я ещё в теа тре не работал. После репетиций у Трескина прибегал на вечерние репетиции к Пахомо ву. Наблюдал. Однажды спросил: «Можно, я выйду?». Мне говорят: «Попробуй». Я при нёс старое пальтишко, шапку. Взял крен дель. Крендель Пахомову очень понравился, и он меня выпустил на сцену. ВАСИЛИЙ ТЁРКИН Звездным спектаклем для театра стал «Ва силий Тёркин», где одну из ролей сьсграл Вя чеслав Михеев. Художниками спектакля были Владимир Макушенко и Ольга Твардовская, дочь поэта. — Пахомов поставил идеальный спектакль, как у Шекспира. Расстелили плащ-палатку. На сцену вышл и семь Тёркиных, как семь граней характера русского человека. Спектакль стави ли на авансцене. В двух метрах от нас сидели зрители. Из декораций — ящик со снарядами. Остальное — актёрское мастерство. На пре мьеру приехали дочери Твардовского, Ольга и Вера. Они плакали. Сказали, если бы отец увидел спектакль, он бы порадовался. В театре Моссовета Твардовскому ие очень нравился «Василий Тёркин». Когда с этим спектаклем мы приехали в Вологду на фестиваль «Голо са истории», мы спутали все карты жюри, так как выступали в последний день, все места вроде как бы распределены. Говорили: «Ну, что покажет Липецк». А мы показали. Наш спектакль был отмечен. Были награждены актёры. Потом было выдвижение на Государ ственную премию, но что-то не получилось. «Василий Тёркин» — один из выдающихся пахомовских спектаклей, где мне посчастли вилось сьпрать. В копилке Вячеслава Михеева юо ролей. 18 мая в музее-усадьбе Чехова открылся XX Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». В этом году Липецкий академический театр участвует в нем аз спек таклем Владимира Деля «Неправда». Роль в нём стала ioi -й и одной из блистательных для Вячеслава Михеева ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. ФОТВ. СЕРГЕЙ ПАРШИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz