Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

I 9 I В СВОЁ время ! №19 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР ДОРОГА В БУДУЩЕЕ Нужно было понять, где и на какие аэродромы садиться, описать рельеф и навигацию. В 1933 году он вместе со своим механиком Серётным готовил рекордный перелёт из Мо ­ сквы в Петропавловск-Камчатский. Они почти двое суток нс спали. Что произошло над Байкалом, никто не может по ­ нять до сих пор. Скорее всего, Михаил Васильевич потерял на секунду сознание, а потом ориентировку. Небо над Бай ­ калом белое, само озеро затянуто льдом и снегом, привя ­ заться не к чему. Самолет врс.зался в баГжальский лед. Отца спасло, что он был в кабине. По сути, он её вынес головой и упал на лёд. Серёгин погиб. Есть фотография — от самолё ­ та почти ничего не осталось. Местные жители, которые при ­ бежали на помощь, потом вспоминали, что лётчик ходил вокруг обломков, пытался вытащить бортмеханика. Потом попросил закурить, затянулся и упал. Двое суток был без сознания. Его доставили в Верхнеудинскую больницу (ныне город Улан-Удэ. — Прим. ред. ). У отца только на лице было 25 шрамов. Но хорошая была медицина тогда — за несколь ­ ко месяцев восстановили пилота, его признали годным к лётным работам, что позволило отцу участвовать в спасе ­ нии челюскинцев. ОТКРЫТИЕ СЕВЕРА Именно со спасения затерянной во льдах научной экс ­ педиции началась полярная авиация России. В 1934-м году многим эта спасательная операция казалась невозможной. США отказались принять в ней участие, называя сё самоу ­ бийством. На спасение челюскинцев отправились 13 само ­ лётов, долетели только шесть. Кто-то нс справился с пого ­ дой, у кого-то отказала техника. Это, действительно, был полёт в никуда — до этого в тех краях никто нс летал. Но оказалось, что для СССР, а потом и России он стал дорогой в бу'дущее. Советские лётчики стали первыми, кто проло ­ жил трассы через Северный полюс. Именно после этого стал возможен беспересадочный перелёт Валерия Чкалова из Москвы через Северный полюс в Америку (перелёт был совершен 18-20 июня 1937 года, — Прим. ред. ). — Водопьянов летел в звене Виктора Галышева (поляр ­ ный лётчик. первьш лётчик-спасатель СССР. — Прим. ред.}. До Хабаровска ехали поездом. Самолёты были в разобран ­ ном состоянии, Из Хабаровска до лагеря 6,5 тысяч киломе ­ тров, Они летели через всю Чукотку, через которую никто никогда не летал, через Анадырский хребет, который также никто никогда пе пересекал и какой он высоты, никто не знал, Они попадали в плохую погоду, возвращались и сно ­ ва летели. У Галышева сломался самолёт. Мой отец смог трижды добраться до челюскинцев. Он вывез ю человек, которых приходилось размещать даже в парашютные ящи ­ ки, так как места в самолёте было мало. Последним рейсом, 13 апреля 1934 года, отец вывез оставшихся людей и всех собак. После этого начальник спасённой экспедиции Отто Шмидт (советский математик, географ, астроном, иссле ­ дователь Севера, профессор. — Прим, ред.} вместе с Водо ­ пьяновым разработали проект полёта на Северньш полюс II высадки там экспедиции, что и сделали 21 мая 1937 года, Михаил Водопьянов стал первым в мире человеком, кото- В ТЕМУ ПЕРВАЯ В МИРЕ - СОВЕТСКАЯ 21 мая 1937 года начала свою работу первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1». Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин. Руководил экспедицией Оло Юльевич Шмидт. Учёные ежедневно отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Это позволило СССР планомерно осваивать весь Арктический бассейн, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. За работу в этой экспедиции Шмидту и Папанину были присуждены звания Героев Советского Союза. рый совершил перелёт на Северный полюс. За это Водо ­ пьянов получил второй орден Ленина. В 30-е годы дважды к званию Героя Советского Союза не представляли. — Жаль, что сейчас полярной авиации как структурной единицы нет. Надо бы вернуть, на волне нового освоения арктических районов, — сетует опытный лётчик. гЗ- А > □11 6. . J СЕКРЕТНЫЙ «СЕВЕР-2» Четвёртый орден Ленина Михаил Екэдопьянов получил в 1949-м за участие в секретной операции «Север-2». Её подробности неизвестны до сих пор. Но она была составля ­ ющей частью создания ядерного щита нашей страны. — В 1945-м у США была ядерная бомба. У нас только разрабатывалась. — рассказывает Алексей Михайлович. — СШ.Ч обозначили несколько советских городов для ядер ­ ного удара. Но армия Жукова была настолько мощной, это американцы увидели весной 1945'Го, что решили войну с СССР не затевать. Когда наша бомба бьша готова, нужны были средства доставки и понимание, откуда её запустить. Поскольку от Северного полюса ближе всего до США, было предложено использовать ледовые аэродромы для страте ­ гических бомбардировщиков. Михаил Васильевич был при ­ влечён к разработке этой программы в качестве эксперта. За эту работу было решено присвоить ему звание Героя Со ­ ветского Союза, но так как отец был человеком известным на весь мир, соблюли секретность и вручили орден Лени ­ на. Отец на награды не был падок. Его мнение было такое: «Если я герой, то герой всегда, без перерывов. Если дали звание, то каждый момент моей жизни должен ему соот ­ ветствовать», И он был именно таким человеком, настоя ­ щим Героем. БОМБА НА БЕРЛИН Когда началась Великая Отечественная война, все по ­ лярные лётчики, которые летали па тяжельгх бомбардиров ­ щиках. попросились па фронт. Сталин поручил Водопьяно ­ ву формирование 81-й дивизии дальней бомбардировки. Для неё было особое задание — лётчики должны были выполнить вторую бомбардировку Берлина (первая про ­ шла в ночь на 8 августа 1941 года, её провёл 8 авиаотряд Краснознамённого Балтийского флота под командованием полковника Преображенского, — Прим. ред.}. — Перед вылетом прошла встреча Сталина и Водопьяно ­ ва. Комбриг Водопьянов задал вопрос «Товарищ Сталин, если я, советский лётчик, сброшу бомбу, и она упадёт па рабочий квартал, как мне с этим быть?». На что Сталин мудро ответил; «1*36041111, который поднял руку на рабочего — это уже не ра ­ бочий. Они начали войну». Эго была в большей степени nai- хологическая бомбардировка. Нужно было показать немцам; да, вы уже под Москвой, но мы бомбим ваш Bepntoi. HeNUibi даже предположить не могли такой наглости ог русских, они долгое время не пргвнавали, что налёты сделала етветская авиация, так как их пропаганда твердила: дух советских вои ­ нов сломлен, авиация пошюстыо разбита. Вылет был назначен на 10 августа. Но самолёты были сырые — на них установили новые лвнгатели. Михаил Ваашьевич был против, преллагал лететь на старых, испытанных. В резуттьтате тв 11 самолетов до Бериптна долетели только шесть. Одтга разбился уже на взлё ­ те. Ещё один сбили наши зенитчики. Были отказы двигателей, так погибли два экипажа. Во время второй бомбардировки Берлтща мы потеряли 31 человека. Из шести отбомбившихся над Берлином самолётов на аэродром верну'лись тоттько два. Не вернулся и комбриг Водопьянов. Его над Кёшпебергом (ныне Калининград — Прим, ред.) обстреляли, осколками пробило баки, самолёт удалось посадить на захваченной нем ­ цами территории Эстонии. В экипаже был эстонец Эндсль Пуссеп. Он и вывел лётчиков к своим. В ставку же уже было доложено: полет неудачный, виноват пропавший без вести командир. Водопьянова сняли с должности командира диви ­ зии, прадда, звания не лишили, да и погонов в начале вошы не было (погоны в Красной армшт были введены в 1943 году, с 1946 п)да Красная армия стала называться Советской. — Прим. ред. ). Так что отец всю войну пролетал рядовым коман ­ диром самолёта. ВЫРОС НА РУКАХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕМ Алексей Михайлович — самый младший ю семи детей Михаила Водопьянова. Он родился в 1953 году, когда Водо ­ пьянову было уже 54 года. И хотя родители Алексея Ми ­ хайловича нс были официально з^егнетрированы. Михаил Васильевич дал младшему сыну свою фамилию. Родители Алексея Михайловича познакомились благо ­ даря литературе. Михаил Вапшьсвич издал более 20 книг. Мама Алексея Михайловича, Лидия Игнатьевна Гульбин- ская, была заведующей редакцией Детской литературы. — У меня было счастливое детство. «Детгиз» был един ­ ственным в мире 1<руп1й>1М детским издательством, аналогов которому больше пет. Мама работала с Маршаком, Носовым, делала «Незнайку». Можно сказать, я вырос на рука-х совет ­ ских писателен. Довелось у Корнея Чуковского па коленях посидеть. Мы очеШ) дружили с писателем Богдановым. Хотя мы нежили сотцом вместе, но по сравнеииюс другими деть ­ ми я, наверное, с ним общался больше всех. Постоянно был у него на даче в Купавне. Насколько я помню, мы никогда не обедали одни. К нему постоянно шли люди с просьба ­ ми, и Михаил Васильевич всегда находил время для людей. Он говорил, что главная ценность в жизни — это человек. Сам всегда старался помочь. Едем в его генеральской Волге, а там женщины с детьми и корзинами. Мой отец столько за свою жизнь сделал добра, что многих уже забыли, а его помнят до atx пор. I I I / I 3 S Алексеи Водопьянов с отцом Михаилом Васильевичем, 1970-е годы Помнят и в Липецке. В этом году 18 ноября исполнится 120 лет со дня рождения прославленного полярного лётчи ­ ка. Его родные планируют приехать, чтобы ещё раз вспом ­ нить про человека, который откры.л нам Север. НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. «ОТО АВТОРА И ИЗ АРХИВА СЕМЬИ ВОДОПЬЯНОВЫХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz