Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№19 ЛИПЕЦ КАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАШЮННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 1 в СВОЁ ВРЕМЯ I 81 ПОЛЕТ В НИКУДА, ИЛИ 21 мая 1937 года Михаил Водопьянов стал первым в мире человеком, который посадил самолёт на Северном полюсе. Он привёз группу зимовщиков, организовавших первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1) «ПЕРВЫЙ НОМЕР» ПРОДОЛЖАЕТ СЕРИЮ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ЦИКЛА «ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ РОССИИ», НАМ УДАЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С СЫНОМ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА, ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИХАИЛА ВОДОПЬЯНОВА, I АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ г--и Si.." г ВОДОПЬЯНОВЫМ. ЕГО РАССКАЗ О ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ПИЛОТАХ, ОСВОЕНИИ СЕВЕРА И БОМБАРДИРОВКЕ БЕРЛИНА В 1941-м- В ЗКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ ; НАШЕЙ ГАЗЕТЕ — Происхождение нашей фамилии прт- Ему выделили лошадь — сказали: будешь сгое, — улыбается Алексей Михайлович. одопьяновы отдали русскому небу 100 лет. В Липецке в igi8 году на аэродром пришёл служить буду- Давалитакуюфамилиюлюдямвспыльчивым, Щ1П1 Герой Советского Союза, по ­ лярный лётчик Михаил Водопьянов. В 2018 году в Москве его младший сьш, пилот граж ­ данской авиации Алексеи Михайлович, вьииел в отставку. подвозить бензин. — Старший сьш Михаила Вааигьевича Василин, названный в честь деда, всю жизнь проработал па заводе Сухого — сборщиком летательных аппаратов, — рассказал о своей семье Алексей Михайлович Водопьянов. — Средний, Володя, с 16 лет служил у отца в дивизии, обслуживал самолёты. Потом прщцёл в полярную авиацию — 25 лет огле- тал бортмехаником. Старший внук Михаил Блолдырев — заслуженный пилот России, три года назад вышел на пенсшо. Я был пи ­ лотом Аэрофлота, последние годы пкудар- ственным инспектором по беэопаагости. Так получилось, что ровно через юо лет с момента, кок мой отец пришел служить вавиацию, я вышел в отставку. Но подрастает «, .. праправнук, тоже Михаил Водопьянов. Может ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ быть, в пашем роду лётчики еще появятся. неуравновешенным, как говорится, от воды пьяным. Так что все мы — люди с ха]закгсром. Дед Василий работал камнетесом и отличался большой физической силой. Но жили бедно. Потому что мой прадед Андрей не хотел де ­ лить землю. Так что деду Василию с семьёй даже пришлось в Сибирь уезжать на заработ ­ ки. Он там работал грузчиком. Заодно научил ­ ся делать кирпичи. И, вернувшись в 7Ъ1псцк, открыл свой кирпичный сарай — кустарное производство. С этого момента семья начала потихоньку богатеть. Отец вспоминал, у деда появились хорошие сапоги, он даже позволял обучение в Москву, себе П1лъ пиво. До революции пиво пили толь ­ ко состоятельные люди, бедные — водку. По ­ сле революции 1917 года «бизнес» пришлось закрыть. Но революция для отца открыла но ­ вые возможности. До 1917-го профессия тиго- та была дворянской. Для отца с его четырьмя классами церковно-приходской школы в небо дороги не было бы. стоверения, — рассказывает Алексей Во ­ допьянов. — На государственном экзамене нужно было взлететь, по пологой спирали снизтггься и сесть. Отец решил показать класс: взлетел, заложил слишком большой вираж и сорвался в штопор. Штопор тогда уже покорился лётчикам, но для молодого пилота это было смертельно опасно. Тогда отцу вспомнились слова инструктора: попа- ОТ ЗЕМЛИ В НЕБО Путь до кабины самолёта для Михаи ­ ла Водопьянова растянулся на ю лет. Ког ­ да было свободное время, парень крутился около шофёра, помогал. Была такая долж ­ ность — помощник водителя: он менял колеса, мыл машину'. Расторопного юношу дёщь в штопор, брось управление, самолёт перевели с лошади на машину. Самостоя ­ тельно изучил строение автомобиля, на ­ учился разбираться в двигателях — стал шофёром. Взялся за изучение авиационных моторов — молодого человека послали на Первый раз самолёт в небе Липецка Ми ­ хаил Водопьянов увидел в 1918-м, когда ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ здесь была сформирована эскадра тяжелых Михаил Водопьянов происходит из рода бомбардировщиков «Илья Муромец», ко- русских крестьян, которые в XVI-XV11 ве ­ ках от Засечной черты по Дону спускались к юнотым регионам России. Предки Водо ­ пьянова осели в Тамбовской губернии. Ког ­ да Петр I велел строить Липские железоде ­ лательные заводы, перебрались поближе к большому производству в село Студёнки, которое сейчас является частью Липецка, Здесь, недалеко от школы № 9, которая сей ­ час носит имя полярного летчика, и ишла семья Водопьяновых, торая принимала участие в разгроме войск Мамонтова. — Однажды он с дедом Василием крыл сарай соломой. Увидел впервые самолёт, загляделся и упал с крыши на вилы. К сча ­ стью, сильно не поранился. Потом с юмором писал, что это и был его первый полёт. Но это так запало в душу, что юноша твердо решил стать пилотом. В том же igi8-M при ­ шёл к командиру полка и сказал, что хочет служить в Красной армии при самолётах. сам вытянет. Действительно, самолёт вы ­ шел из штопора. Председатель комиссии говорит: «Что-то вы рано начали нам фи ­ гуры высшего пилотажа показывать». Отец ответил честно: «Товарищ председатель, я случайно сорвался». Председатель оценил это и выдал удостоверение. ЭСКАДРИ/ЦэЯ самоубийц Михаил Водопьянов одним из первых лётчиков, кто стал летать по приборам. Специально заходил в облака и трениро ­ вался. Благодаря этому Водопьянова взяли в «эскадрилью самоубийц» — так называли лётчиков, которые переправляли из Москвы в крупные города: Нижний Новгортд, Ле ­ нинград, — гранки «Правды». Газета долж ­ на выходить в любую погоду, и лётчики должны были доставлять её вовремя, несмо- — Моторный завод располагался рядом тря ни на туман, ни на снег, ни на грозу, — с Ходынским полем, где в 1920-е был аэ ­ родром, — рассказывает Алексей Михай ­ лович. — Лётчики брали с собой в полёты и техников. Один из пилотов позволял отцу управлять самолётом. Отец рассказы ­ вал, что самолёт сильно болтало, но пилот Время, что ли, было такое — люди делали сказал: «У тебя есть способности. Давай, учись». Он стал одним из нескольких авиа ­ механиков, которые в 1928 году, спустя три месяца обучения, получили пилотские удо- Хабаровск — Сахалин. Это был 1929 год. поэтому и самоубийцы. — Отец вспоминал: однажды летел в Ле ­ нинград и заблудился в тумане. Сел у желез ­ ной дороги, остановил поезд и перегрузил ящики с матрицами — газета вышла в срок. на наш, современный взгляд, невероятные вещи. И ведь все у них получалось. Отец был первым, кто открыл воздушную линию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz