Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
1 23 1 рвокультуру ! №18 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР изменения. Теперь это не Иванушга, действу ющий по слову Божьему, — Иван в переводе с древнееврейского «благодать Божья», это Алеша-дурачок. В переводе с греческого Алек сей — «защитник». Он уже не наивный пра ведник, он пусть и непонятен окружающим, но уже не смешон, он способен и других при общить к чуду, если захотят услышать. Именно в уста этого Алеши-дурачка Егор Черньпнов вкладывает самую мистическую и страшную песню Летова — «Прыг-скок», которую сам лидер «Гражданской обороны» называл заклинанием на смерть: «Да черной судорогой/Пальцы свело/Голову выжгло/Тело вынесло/Душу вымело/Долой за околицу». КОМУ ОСТАНЕТСЯ РОССИЯ смены, и Герои Советского Союза. Только в XXI веке поизмельчали они. Морозовы держат небольшой магазин, где торгуют водкой и пивом. Зуевы беспробудно пьют. Молодежь, за которой будущее, — 18-лет- ний Роман Зуев (Вячеслав Габасов) и 20-лет- ьеса «Экспонаты» — одна из попу лярных в современном роалгйском театре — уже более ю постановок. В 2007 году она произвела фурор на (фтестивале совремешюй драматургии «Лю бимовка». В 2008-м на KOHiQfpcB «Дейсп^о- щие лица» завоевала первое место. В 2011 году пяя Валя Морозова (-Александра Громозди- режиссер Марат Гацалов получил спецприз на) — мечущиеся и беспомоицше, скрываю- жюри «Золотой маски» эа спектакль «Экс понаты», который он поставил в небольшом шахтерском Прокопьевске, щие свою беспомощность, он — за книгами, она — за намеренной грубостью и цинизмом. Жить как родители они бы и не хотели, но, как жить по-другому, тоже не 31 laior. У предпринимателя Воронько возраст не «Экспонаты» ставились как конфликт между пожирающим маленькие города прописан. Кто-то его делает молодьгм, из не большим бизнесом, с вопросом: «Сколько стоит душа?» Режиссер Егор Чернышов вместе с худож- ником-постановщшотм Никитой Сазоновым тоже говорят про это, только они еще спра шивают: «Сколько стоит Родина?» Они рассказывают не про маленький По- лынаг и не про тысячи умирающих малень ких городков России. Они рассказывают про вао Росагю — и на это играет построение сце нического пространства, типаж героев и те же 258 табуретов, которые, по словам Никиты Са зонова. и есть символ нашей страны. СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ СПЕКТАКЛЯ «ЭКСПОНАТЫ», ПРЕМЬЕРА КОТОРОГО ПРОШЛА В ТЕАТРЕ ИМЕНИ Л.Н. ТОЛСТОГО И за небольшую плату предлагают жителям стать частью аттракциона для туристов: одеться в нарядьт «а ля-рус», а дома сде- вых, которые, как говорится, уже родились в костюме. В Липецке же Чернышов доверил эту роль MaKCHNty Дмитроченкову, который дать частью экспозиции, где туристы будут Т0Ч7Ю выстроил типаж хозяина жизни: бьш- шего силовика, (функционера возраста 6о+. Дмитрочеиков создает образ человека из той когорты, что в 90-е хорошо нажилась на разва ле Советского Союза. И приехал он в этот Бо гом забытый Полынск не для тото, чтобы воз родить его, а чтобы «наладить дело, и потом с глаз долой». Просто бизнес — ничего лично го. Сердце у него ни за что не болит, только го лова: «Еще когда на карте первый раз смотрел город, так башка заболела, и до сих пор». И так ему неуютно с этим народом, к которому ока зался так неожидашю близок, что признается «вживую» наблюдать за бытом XIX века, «Как в Европе», — повторяет с пренебреже нием к Полынс!^ Воронько-Дмитрочеиков. Только нужно ли Россию делать Европой? Скотпэко стоит превратить свою жизнь в игру на потеху избалованному столичному зрте- тпо? И все ли можно продать за деньги? Воронько уверен — всё. У Чернышова он, как черный ворон (полувоенный тем ный френч делает его еще более похожим на этого предвестника смерти), кружит над Егор Чернышов остается верным себе — зри- умирающим Полынском. Здесь и храм раз рушается, и милиции нет, и даже здания ад министрации. Ни Бога, ни закона, ни спра ведливости — такой вот удручающий образ провинциальной России рисуют режиссер бы говорит Егор Чернышов, им, родившимся и художник-постановщик. в нулевые. Только какой oiui ее построят, за висит и от пас, их родителей. Уж точно им не надо учиться у разрушителя Воронько. Дать новую идею Реххии способны именно «золо тые дети СССР», потерянное поколете, но Сцена и похожа на поле б1ггвы. Никита Сазонов придумал огромный во вао сцену НАПИСАТЬ СМЫСЛ Это и случается с героями «Экспона тов». Во втором акте на сцене три дома, построенные из табуретов, именно столько исторических зданий и осталось в Полын- ске. На всех — заимствованное с Запада признание в любви родному ropo,i^ с по шлым сердечком. Жители застыли на сце не с натянутыми улыбками — так велено по контракту. Одеты в лубочные сара(ф>аны и рубахи с картузами. Отказались от себя — и рухнуло первое здание. Отказались от мечты — сгорел магазин, рухнуло еще одно здание. Показательно, что разрушение начинается после слов Оли Мо розовой в пронзительном исполнении Ма рины Епи(ф>анцевой, которая вспоминает, как в детстве с по/щужкой на Марс мечтали вме сте лететь. Они, нынешнее поколение 40-лет них, «золотые дети СССР». Им обещали, что они будут жить при коммунизме и покорять Космос, Но в итоге oim оказались лишними. Вот и царь жизни Воронько насмехается над Юрием Морозовым: «Что ты будешь в Мо скве делать? Бетон на стройке мешать?» И последняя, самая высокая, баррикада из табуретов рушится, когда совершается убийство. Мы забыли свои корни, разруши ли сами свои коды, В конце спектакля перед зрителем пред стает совершенно разгромлешьчя сцена со (^ломленными героями. Влюбленные расста ются: Валя остается в Польшеке, Рома уезжа ет в Моасву. Вернется ли он? Не сломается ли там? Нет ответа. -Ж 1 ч г) |Г . Кажется, безрадостный финал. Однако телю нужна надежда: Валя и Рома начинают заново (юбирать табуреты, каждьт в своем уголке. Им предстоит отстраивать Россию, как ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ у Вячеслава Дурненкова практически помощнику: «Взорвать бы здесь все», для каждого героя прописан возраст. Стар шее поколение представляют Дед (Влади- ПОЛЕ БИТВЫ мир Авраменко) и Бабушка (Елена Гаврн- лица). Им по 8о лет. Они молча сидят на табуретах в углах большой сцены. Безмолв- помост, над которым — бьющие софиты. Де- ЗАКЛИНАНИЕ ные и ничего не решающие судии с покорно кораций нет. Актеры постояшю на сцене. Чер- НА СМЕРТЬ сложенными руками. нышов их специально сделал как на ладони, Реф1?еном темы разрушения и умира ния звучат песни панк-пророка Егора Летова сохранившее в полной мере в себе все культур- в исполнении Александра Скачкова, который играет местного дурачка Алешу. В русской литературной традиции образ ленивого, до- б1к>душного и всеми гпобимого Иванушки-,:^'- рачка после Достоевского претерпел большие Среднее поколение, 40-летние — Юра имешю так и живут в маленьких городах — на и Оля Морозовы и глава семьи Гена, Анге лина Зуева и ее братья: Клим и Саша. Фами лии для России говорящие — это и знамени тые промышленники, и первые российские инженеры-путейцы, и ^^'дожыики. и спорт- виду. И все их маленькие тайны давно извест- гм. Их жизнь — это боксерский ринг, где каж дый диалог — спарринг: кто кого. Начиналось все, казалось бы, мирно: в город приезжают бизнесмены из Москвы ные коды. Недаром же и Вячеслав Дурненков, и Егор Черышов, и Никита Сазонов принадле жат к этому поколению. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. ФОТО АВТОРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz