Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№18 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ HHOOPMAUklOH НО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 РВОПСИХОЛОГИЮ fisl гпуация из жизни: я познакомилась с этим парнем случайно. Внешне впотте успешный молодой че ловек: риэлто1эский бизнес, партнерство, сотрудни ки, сделки. Мы говорили о работе, о персонале, об отдыхе. Но я видела его нарастающее напряжение. Он словно боролся с собой. Страх захватил его всецело. Он боялся, что не справится, что сотрудники увидят его некомпетентность. Его самооценка настолько ослабла, что он потерялся, запутался. Оказывается, успех нс гарантирует свободу от страха. И еще один случай. Ко мне привели девочку. Ей было тог да ю лет, ионаготовиласькконкурсупевцов. Мама уже купи ла билеты в Санкт-Петербург. С точки зрения техники пения она была готова, но морально — нет. Тогда мы стали работать с ее страхом публичных выступлений. Все прошло хорошо — я передала ей свой личный опыт. У меня самой был период, когдая боролась со страхом вы ступать на публике. Моя профессия предполагает общение с большими аудиториями. Но страх был настолько силь ным, что у меня перехватывало горло, меня бросало в дрожь. Я прошла тренингпо ораторскому и актерскому мастерству — и н^илась справляться со страхом. Психологи уверены, что страх — это не «отрицатель ная эмоция» или привычка, от которой необходимо избавиться как можно быстрее, а полезный адаптаци онный механизм, помогающий выживать. Как страх по могает? Он предупреждает нас об опасности — если мы правильно им пользуемся. Но если мы его использовать не умеем, тот же самьш страх становится мучительным и приносит нам неприятности. Страхи — наша реакция на ситуацию, которую мы вос принимаем как угрозу. Наше восприятие субъективно, и именно с ним работают профессиональные консультанты. Условно страхи можно разделить на четыре группы. ■т * 1" г < Юлия Абрамова, психолог СТРАХ МЕЧТАТЬ Людям зачастую кажется, что у них нет таланта, ума или других качеств, чтобы замахнуться на что-нибудь значительное. Срав нивая свои способности со спо собностями других, они пртю- дят к неутешительным выводам. Поэтому отказываются вообще куда-то двигаться — просто из страха неудачи. Прошлые разо чарования сформировали у них привычку откладывать дела на потом, и им страшно даже подумать о возможных последствиях своих действий. Такие люди в своей голове прокручивазот «видео», в которьк ви дят столкновения с будущими препятствиями, отчаянием или отсутствием альтернативы. Мысли о будущем вызывают у НИ.Х сильный страх, поэтому им проще притвориться перед самими собой, что они не знают чего хотят, чем признаться в собственных желаниях и найти способ их достижения. Что бы они вновь поверили в свои силы, им нужно дать участие и оказать поддержку. Зачастую просто поражает, как легко, оказывается, настроиться на волну мечты и начать вопло щать ее в жизнь. СТРАХ ПРОВАЛА Некоторые люди легко воспламеняются мечтой, но с трудом переходят к действиям, ие MOiyr правильно рас ставить приоритеты. Человек вспоминает свой прошлый опыт, который считает провальным. Внутренний скептик говорит: «Ты провалишь дело!». Такие люди становятся жертвами собственного саботажа, собственных идей о не достатке личных ресурсов и навыков. В этом случае необ ходимо исследовать свои внутренние способности и думать о результате. Нужно осознавать свои намерения и достигать цели шаг за шагом. Стоит сфокусироваться на росте, вместо того чтобы бороться и преодолевать. Фокус внимания тво рит чудеса. Так случилось с девочкой-певицей, о которой я говорила выше. Когда она поняла, что сделала все, что от нее зависело на стадии подготовки к конкурсу и смело взглянула своему страху в лицо, то приняла решение — «я готова!». И она действительно была готова. Она поехала на котофс с правильным настроем и отлично выступила. СТРАХ ОЦЕНКИ, ЧУЖОГО МНЕНИЯ Этот страх особенно силен, если в системе ценностей че ловека мнение другого стоит выше собственной оценки. Так W НЕ БОИТЕСЬ СТРАХА СТРАХ НУЖНО ВОСПРИНИМАТЬ КАК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ И СДЕЛАТЬ СОЮЗНИКОМ. КОГДА ОПАСНОСТЬ ПРОХОДИТ - СТРАХИ НЕОБХОДИМО ОТПУСКАТЬ, НЕ ЗАЦИКЛИВАЯСЬ НА НИХ часто бывает. Этот страх заставляет лкедей стремиться лю бой ценой получить одобрение и признание. Такой человек решает подчиниться большинству в целях безопасности. Кроме того, этот страх задериагвает продвижение к ваше му успе,ху, потому что заставляет вас «искать виноватого». Идея такова: «Я не могу это сделать, потому что он/она/они мешают мне». Культура, родсгвеишпси, оппоненты, интри ги ^свально ою^пируют людей с этим страхом. Им стано вится важнее доказать свою правоту, чем получить результат. Такой человек останавливает сам себя рассуждениями о том, что ему мешают внешние факторы. Он становтпся беспо мощным перед обстоятельствами. Чтобы справтггься с этим страхом, необходимо сосредоточиться на том, что нам подвластно. В противном случае истина остается скры той за разочароваштем и неудовлетворешюстью. Людям с этим страхом необходимо сосредоточиться на внутрен них ценностях, расширить свое сознание и аюва взять власть над собой в свои руки. СТРАХ УСПЕХА ИЛИ КОНФЛИКТА Мы часто задаем себе вопрос: «Вот достигну я своей меч ты, а что дальше?». Завершение проекта, взросление детей, получение долгожданной работы — наш мозг воспргатима- ет окончание цикла деятельности как маленькую смерть и сопротивляется успеху. Еще одно лицо этого страха — мы боимся конфликта. Не хотим вступать в противоречия с преж ним окружетшем, если выйдем на новый уровень. Конфликт старого с новым толкает нас назад, в привычное состояние — '» и это тормозит достюкение цели. Такие люди рассужда ют: «отноше1-щя ваяо1ее», «лучше сшшца в руке» и тор мозят себя, блокируют переход на новый уровень. Надо нау читься осознавать свое и чужое разочарование как лустьпи- ку — и противостоять им, научиться видеть свою следующую цель и шагать вперед, соединять прошлое и будущее, малое и большое. Представьте себе жешцину, которая вао свою жизнь посвя тила воспитанию детей. Дети вырастают, становятся самосто ятельными. Мамина забота и присутствие требуются им все меньше и меньше. В ее жизни обра^'ется пустота. Если она ощущает страх успе,ха, то будет пытаться остановить время, повернуть все вспять. Начнет манипулировать своими взрос лыми детьми, стремясь остаться в их жизни. Такие женщи ны становятся неаюснымм и раздражительными свекровя ми или тещами. Она не сумела жить своей жизшж), но ^дет требовать от вас прислушиваться к ее советам с вниманием и с благодарностью. Если же женщина победит свой страх успе ха, она обретет свободу, придумает себе занятие и будет в нем так же успешна, как в воспиташш собственных детей. Фокусируясь на целостности, человек учится разрешать конфликты внутренних приоритетов, конфликты распре деления времени, конфликты принятия различий между людьми. Необходимо учиться системному видению много образия проявлений себя и других. И страхи уйдут, осво бождая большое количество энергии, которую можно ис пользовать для действительно важных дел. ТЕКСТ: ЮЛИЯ АБРАМОВА. ФОТО: PIXABAY.COM
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz