Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

1 23 1 рвокультуру ! №15 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 И 13 АПРЕЛЯ В ЛИПЕЦКОМ ДРАМАТГНЕСКОМ ТЕАТРЕ ПРОШЕЛ ПРЁМЬЁтКАЗ^^Я СПЕКТАКЛЯ «AUTOSJlHlflHH. ШЕРВШуМ^ ПРОБЛЁМАСЁ^^ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ. I СЛЕДУЮЩИЙ СПЕКТАКЛЬ СбСТбЙТСЯДМАЯ^Н НАДО ГОВОРИТЬ И нклюзивная драма — так обо ­ значили жанр новой постановки в Липецком драматическом те ­ атре. Спектакль «Autos. Люди» поставлен по пьесе самарского журналиста Александра Игнашова «Особые люди» о де ­ тях с расстройством аутистического спектра fPAC). Александр Игнашов написал пьесу на основе своих интервью с родителями детей-аутистов и писем в редакцию. В ней несколько историй о борьбе родителей: с болезнью, системой, равнодушием, косы ­ ми взглядами соседей, с самими собой. Впервые пьеса была поставлена в Москве в центре «ТОМ Голомазов» и в Театре на Ма ­ лой Брошюй. В Липецке — третья инсцениров ­ ка. В центре внимания — наш нравственный аутизм и наше равнодушие в противопостав ­ лении сложному миру особых детей. ВОСПИТАНИЕ СТЫДА Если не получается дотянуть до общепри ­ нятой нормы — отказьпзайтесь. Такой рецепт родителям детей-аутистов дает представитель специального фонда, героиня Светланы Баро- нецкой. Она излучает показную доброжела ­ тельность, но при этом изощрешю цинична: «Вы еще молоды», «У вас еще будет полная Hirrepeaian жизнь», «Муж же вас бросил?». Ее цель — по/гучить от родителей отказ и отпра ­ вить ребенка в приемную семью. Она искрегше верит, чго это правилыю.«Какой нам навар с того, чго мы отправим твоего ребенка на ле ­ чение? Если его нельзя вылечить, зачем тра- ппъ деньга», — искренне недоумевает еще один чиновник в спектакле. — Общество делает так, что родителям стыдно показать своих сына или дочь, — рас- к сказала мама ребенка с РАС Инна Души ­ на. — Чтобы поменялось отношение к нам, нужно про нас говорить, чтобы нас не боя ­ лись, а мамы особых детей не стеснялись их. Ребенку в первую очередь нужно, чтобы мы, родители, воспринимали его таким, какой он есть, не пытались прятать. ВСТАТЬ НА МЕСТО Ни у одного героя пьесы нет имени: просто Мама, Отец, Ребенок, Юноша и Девушка. На их месте может оказаться любой — мало кому при рождении ставят диагноз «аутизм». Героиня Лилии Журман рассказывает: по ­ началу ее ребенок был как все. Но пошел в са ­ дик. заболел, высокая температура несколько дней — и сын перестал реагировать на мать, разговаривать и даже ход ить. Он может часа ­ ми стоять, уставившись в одну точгд', с совер ­ шенно отрешенным видом. Актер Егор Зло ­ бин признается, играя эту роль, представляет, что рассматривает космос Аутистов зачастую так и называют — инопланетянами. — Мы не знаем на самом деле, что у них внутри. Мы это только можем предполо ­ жить, — говорит актер. Команда актеров: Александр Малахов, Михаил Труфанов, Александр Гаделия и Ев ­ гений Кузнецов, — пытаются для нас визуа ­ лизировать этот мир. — Самое сложное — нам приходилось играть абстрактные вещи, Александр Малахов. — Мы показываем впе ­ ремешку и самих детей, и то, что происхо ­ дит у них в голове. Усиливаем этим картин ­ ку происходящего на сцене. Чтобы актеры сумели сыграть особенных детей, режиссер-постановщик спектакля Геннадий Балабаев пересмотрел с ними ряд рассказал s фильмов об аутистах и пригласил на репе ­ тиции семьи из общественной организации «ВыРАСтите мир». Инна Z^yшинa приводи ­ ла на репетицию своего сына Федора. Да, ее ребенок отличается от обычных детей; не со всеми людьми готов идти на контакт, с че ­ тырех лет сам заговорил по-английски, да и с режиссером спектакля предпочел гово ­ рить на иностранном языке. Герой спектакля в исполнении Владимира Терновых так говорит про свою дочь: «Она — не шизофреник. Она — индиго!.. Разговаривает сама с собой, может часами О1деть с отрешенным взглядом, будто ушла в Д1^гой мир. Говорят, дети индиго обща ­ ются с ангелами, с душами умерших людей, посещают параллельные миры. Как бы я хо ­ тел жить в собственном мире!». ЩИТ от жизни Главной идее — нашему равнодушию — подчинена и сценография спектакля. Ху- в ТЕМУ Аутизм — своего рода загадка современного мира. Это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказываюш,егося на функционировании мозга. Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Кайнером в 1942 году, в 1947 году — советским ученым Самуилом Мнухиным. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет 5-26 случаев на 10 тысяч детского населения. 8 2017 году Всемирная организация здравоохранения заявила, что аутизм диагностируется у 1 из 160 детей. Лидирующими странами по количеству аутистов являются Израиль, США и Южная Корея. Сегодня статистика аутизма в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием, нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. В Липецкой области, по официальным данным, 201 ребенку поставлен диагноз «аутизм». дожник-постановщик из Санкт-Петербурга Андрей Пронин аскетичен и скуп на краски. Прозрачные ширмы с крутящимися дверями. Белые кубы и мячи. Бельш велосипед, на ко ­ тором катается рыжеволосая девушка. Белые рубахи и юбки на актерах, которые играют де ­ тей-аутистов. Они — терра инкогнита для нас. И в то же время та^а раса, чистая доска — все зависит от того, чго в них вложим. Но мы, кроме своего страха, ничего не даем, не можем дать. Род ительский страх выходит наружу че ­ рез подчеркнуто оарую одежду. Крут замыка ­ ется, жизнь остановилась. И лишь одна мама в исполнении Марии Пропастиной вызывающе яркая — она при ­ няла и своего ребенка, и себя, и жизнь, где каждый день — борьба, где каждый шаг — достижение, а слово — победа над диагно ­ зом врачей. Именно ей доверено рассказать сказку-притчу о том, что страх — это щит от жизни для ребенка-аутиста. Не шобовь, а страх, который мы, взрослые, сами транс ­ лируем в этот мир. Причина проста — мы перестали замечать друг друга, мы отго ­ родились стеклянными стенами: видим, но не слышим друг друга. Недаром же ге ­ рои-взрослые, разговаривая друг с другом, вынуждены проходить через ширмы-двери: сказал слово, а его встретила стеклянная дверь, а не собеседник. — Я человек старшего поколения, ворит Андрей Пронин. в последние годы из жизни все больше и боль ­ ше уходят дружба, общение. Методов связи много, а общения нет. Мы все живем как бы за стеклом, в своих отдельных аквариумах. Аутизм медики называют болезнью XXI века. С каждым годом это заболевание диа ­ гностируется все чаще. 20- Я четко вижу, как — Аутизм набирает обороты. Таких де ­ тей становится все больше, — делится впе ­ чатлением от спектакля мама ребенка с РАС Валентина Маликова. — Наше обще ­ ство не готово к такому развитию событий. Но если уже и со сцены заговорили об этом, возможно, что-то поменяется к лучшему. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. ФОТО: СЕРГЕЙ ПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz