Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№14 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМЛиИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР I РВОПСИХОЛОГИЮ амая частая причина, по которой люди ходят по кругу иесбьшшихся надежд — стремление наста ивать на своей правоте и повторять неэффектив ные действия. КАК ЧУДАКИ МИР МЕНЯЮТ Юлия Абрамова, психолог «Быть по-моему велю!» — так в заклинашти сказки «Цветик-се мицветик» девочка приказывала лепестку, чтобы все ее желания сбывались. Ничего хорошего из этого не вьпяло. На консультациях, тренингах, играх люди изо всех сил держатся за идею «ничего, что сейчас не по лучается, я еще немного поднажму, и все будет как надо». И все новое, чго они узнают, используют как подгверждегше — значит, я прав! Просто осталыдее не видят, не понимают, но я докажу, я буду еще более убедительным, еще более настойчивым и вот тогда... Мы смеемся над другими, когда видим, что человек насту пает на одет и те же грабли, но 1ткак не связываем это с собой. А надо бы. Ведь если ты что-то делаешь одним и тем же спо собом и получаешь один и тот же результат, который тебе не I гравится, это твои грабли. Пора увидеть их. Осажу прямо — это самая болезненная часть работы в ко учинге и психотерапии. Диагностика текущего положения и постановка задачи. Фактически весь процесс развития науки и методологии психологической помощи человеку развивается больше всего именно на стадии диагаосгики. Ктгда ты увидел яаю, что ты делаешь не так, ты автомати чески начинаешь менять способ действия! Ты же не подписы вался наступать на одни и те же грабли! Хотя вначале как раз лучше побыть чудаком. Помштге, как в сказках — «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». «Конек-горбунок», «По щучьену велению», «Царевна-лягушка» и другие истории — о том, что юным, простодушным, безалаберным героям согуг- сгвует удача. Почему? В чем сила такого персонажа? Мария-Луиза фон Франц дает им такое определение: «Ду рачок, — пишет она, — символизииет чистоту и неиегюрчен- ноегь личности. Эго важнее, чем интеллект, самодисциплина и ВСЕ прочее. Именно благодаря этим качествам во всех сказках ему так везет». Поступки чудака всегда кажутся людям нелогичными и лишенными элементарного здравого смысла. • Во-первых, чудак честно сознается, что он "удак. Он будет всегда нести ерунду, вести себя нелепо. Значит, его можно особо не брать в расчет в конкурентной борьбе, а только смеяться над ним, подпитывая идею своего превосходства. Ь^ой нормаль ный человек в здравом уме сознается, что он не прав? Между тем, это краеугольный камень перемен. Когда ты признаешь свои ошибки, ты можешь искать другие ва рианты. Когда ты доказываешь свою правоту, ты привязан к старым способам и должен раз за разом повторять: то, что я делаю, правильно. Тем самым лишая себя гибкости и ма невра. ИСТИННОЕ ТВОРЧЕСТВО - ЗТО СОЗДАНИЕ ТОГО, ЧЕГО НЕ БЫЛО РАНЬШЕ. ОНО ВОЗМОЖНО ПРИ УСЛОВИИ: ВЗГЛЯД ТВОРЦ^ ДОЛЖЕН БЬЯЬ ЖИВЫМ И НЕЗАМУТНЕННЫМ. • Во-вторых, чудак просит и получает помощь от всех без раз бора. Щука так шука, рыба так рыба... Умный никогда не послу шает черепаху! Он ^дет искать самых уважаемых, застужен ных, признанльк обществом советников и консультантов. Не понимая, что награды и социалыюе одобрение — не признак мастерства учителя, а скорее, признак умения приспосабли ваться к социулу. Чудак же берет то, что плохо лежит: лучший жребий, ни кому не нужш>1й, кроме него. Такая стратегия часто выстре ливает «из грязи в князи», в отличие от массовых сгаплений людей-середнячков. Чудак воплощает собой особую стратегию, nocrpoei шуто не на логических действиях, а на поиске собегвештых решений. противоречащих житейской рациональности. Но в конечном счете имещю эта страче гия приносит ему успех. Великие люди, изменившие мир, соответствуют именно этому nepcDiiaHQ' сграшюму чудаку, которого мноше при выкли называть еще и «ботаником». «Зго такие тихие люди в очках с толстыми линзами, которые могут часами говорить о чем-то заумном, что никому не игпересно, кроме них», — та кое определение дает Йорг Цитглау в своей книге «От Диоге на до Джобса, Гейтса и Цукерберга». • В-тпретьих, основная характерная черта *^да1а — быть пол ностью, маниакально поглощегшым своим путем, дорогой, делом. Он в одиночестве собирается и бежит на длинную дис танцию, ничего не замечая вокруг, несет на себе груз — свою собственную мораль и цешгосгь, «кладезь невосгребовагшых знаний». Нашему обществу сейчас как никогда нужны лю ди-творцы, меняющие экономику и технологии. Истинное творчество — это создание того, чего не было раньше. Оно возможно при одном условии: взгляд творца должен быть живым, незашоренным, незамутненным. То есть, в пику общественным стереотипам и социальным нормам, творец должен быть «чудаком», лишенным необходимости соот ветствовать ожиданиям людей. Представители этого класса креативных людей, саговой которого являются имегшо «иуш, чудаки и ботаники», отно сятся к самым богатым людям мира. Это, прежде всего, осно ватель Microsoft Билл Гейтс, разработчик Google Сергей Брин, создатель Facebook Марк Цукерберг и глава Apple Стив Джобс Креативгый класс зарабатывает дегаги, проектируя и созда вая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем другие. Успех пригюдит к таким людям не сразу. Если ты реша ешься признать, что ничего не знаешь о себе и своем талан те, агачала тебе предстоит найти наставника, в обычной, не сказочной жизни — карьерного когкулыанта, коуча. С ним ты определишь стратегию твоего карьерного пути, которому ^дешь следовать, неоиогря на трудности и мнение окружаю щих. Ид ти своей дорогой прямигюм до результата. Возможно, через пару-тройгу лет или даже раньше именно тебя назовут новым Джобсом. ТЕКСТ; ЮЛИЯ АБРАМОВА. ФОТ» СЕРГЕЙ ПАРШИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz