Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№14 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМЛиИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР I РВОПСИХОЛОГИЮ амая частая причина, по которой люди ходят по кругу иесбьшшихся надежд — стремление наста ­ ивать на своей правоте и повторять неэффектив ­ ные действия. КАК ЧУДАКИ МИР МЕНЯЮТ Юлия Абрамова, психолог «Быть по-моему велю!» — так в заклинашти сказки «Цветик-се ­ мицветик» девочка приказывала лепестку, чтобы все ее желания сбывались. Ничего хорошего из этого не вьпяло. На консультациях, тренингах, играх люди изо всех сил держатся за идею «ничего, что сейчас не по ­ лучается, я еще немного поднажму, и все будет как надо». И все новое, чго они узнают, используют как подгверждегше — значит, я прав! Просто осталыдее не видят, не понимают, но я докажу, я буду еще более убедительным, еще более настойчивым и вот тогда... Мы смеемся над другими, когда видим, что человек насту ­ пает на одет и те же грабли, но 1ткак не связываем это с собой. А надо бы. Ведь если ты что-то делаешь одним и тем же спо ­ собом и получаешь один и тот же результат, который тебе не I гравится, это твои грабли. Пора увидеть их. Осажу прямо — это самая болезненная часть работы в ко ­ учинге и психотерапии. Диагностика текущего положения и постановка задачи. Фактически весь процесс развития науки и методологии психологической помощи человеку развивается больше всего именно на стадии диагаосгики. Ктгда ты увидел яаю, что ты делаешь не так, ты автомати ­ чески начинаешь менять способ действия! Ты же не подписы ­ вался наступать на одни и те же грабли! Хотя вначале как раз лучше побыть чудаком. Помштге, как в сказках — «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». «Конек-горбунок», «По щучьену велению», «Царевна-лягушка» и другие истории — о том, что юным, простодушным, безалаберным героям согуг- сгвует удача. Почему? В чем сила такого персонажа? Мария-Луиза фон Франц дает им такое определение: «Ду ­ рачок, — пишет она, — символизииет чистоту и неиегюрчен- ноегь личности. Эго важнее, чем интеллект, самодисциплина и ВСЕ прочее. Именно благодаря этим качествам во всех сказках ему так везет». Поступки чудака всегда кажутся людям нелогичными и лишенными элементарного здравого смысла. • Во-первых, чудак честно сознается, что он "удак. Он будет всегда нести ерунду, вести себя нелепо. Значит, его можно особо не брать в расчет в конкурентной борьбе, а только смеяться над ним, подпитывая идею своего превосходства. Ь^ой нормаль ­ ный человек в здравом уме сознается, что он не прав? Между тем, это краеугольный камень перемен. Когда ты признаешь свои ошибки, ты можешь искать другие ва ­ рианты. Когда ты доказываешь свою правоту, ты привязан к старым способам и должен раз за разом повторять: то, что я делаю, правильно. Тем самым лишая себя гибкости и ма ­ невра. ИСТИННОЕ ТВОРЧЕСТВО - ЗТО СОЗДАНИЕ ТОГО, ЧЕГО НЕ БЫЛО РАНЬШЕ. ОНО ВОЗМОЖНО ПРИ УСЛОВИИ: ВЗГЛЯД ТВОРЦ^ ДОЛЖЕН БЬЯЬ ЖИВЫМ И НЕЗАМУТНЕННЫМ. • Во-вторых, чудак просит и получает помощь от всех без раз ­ бора. Щука так шука, рыба так рыба... Умный никогда не послу ­ шает черепаху! Он ^дет искать самых уважаемых, застужен ­ ных, признанльк обществом советников и консультантов. Не понимая, что награды и социалыюе одобрение — не признак мастерства учителя, а скорее, признак умения приспосабли ­ ваться к социулу. Чудак же берет то, что плохо лежит: лучший жребий, ни ­ кому не нужш>1й, кроме него. Такая стратегия часто выстре ­ ливает «из грязи в князи», в отличие от массовых сгаплений людей-середнячков. Чудак воплощает собой особую стратегию, nocrpoei шуто не на логических действиях, а на поиске собегвештых решений. противоречащих житейской рациональности. Но в конечном счете имещю эта страче гия приносит ему успех. Великие люди, изменившие мир, соответствуют именно этому nepcDiiaHQ' сграшюму чудаку, которого мноше при ­ выкли называть еще и «ботаником». «Зго такие тихие люди в очках с толстыми линзами, которые могут часами говорить о чем-то заумном, что никому не игпересно, кроме них», — та ­ кое определение дает Йорг Цитглау в своей книге «От Диоге ­ на до Джобса, Гейтса и Цукерберга». • В-тпретьих, основная характерная черта *^да1а — быть пол ­ ностью, маниакально поглощегшым своим путем, дорогой, делом. Он в одиночестве собирается и бежит на длинную дис ­ танцию, ничего не замечая вокруг, несет на себе груз — свою собственную мораль и цешгосгь, «кладезь невосгребовагшых знаний». Нашему обществу сейчас как никогда нужны лю ­ ди-творцы, меняющие экономику и технологии. Истинное творчество — это создание того, чего не было раньше. Оно возможно при одном условии: взгляд творца должен быть живым, незашоренным, незамутненным. То есть, в пику общественным стереотипам и социальным нормам, творец должен быть «чудаком», лишенным необходимости соот ­ ветствовать ожиданиям людей. Представители этого класса креативных людей, саговой которого являются имегшо «иуш, чудаки и ботаники», отно ­ сятся к самым богатым людям мира. Это, прежде всего, осно ­ ватель Microsoft Билл Гейтс, разработчик Google Сергей Брин, создатель Facebook Марк Цукерберг и глава Apple Стив Джобс Креативгый класс зарабатывает дегаги, проектируя и созда ­ вая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем другие. Успех пригюдит к таким людям не сразу. Если ты реша ­ ешься признать, что ничего не знаешь о себе и своем талан ­ те, агачала тебе предстоит найти наставника, в обычной, не сказочной жизни — карьерного когкулыанта, коуча. С ним ты определишь стратегию твоего карьерного пути, которому ^дешь следовать, неоиогря на трудности и мнение окружаю ­ щих. Ид ти своей дорогой прямигюм до результата. Возможно, через пару-тройгу лет или даже раньше именно тебя назовут новым Джобсом. ТЕКСТ; ЮЛИЯ АБРАМОВА. ФОТ» СЕРГЕЙ ПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz