Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№8 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1РВОКУЛЬТУРУ|181 «ЧЕРТ МЕНЯ ДЕРНУЛ» то — спектакль-открытие, феерия и «про поттумать». Режиссер Сер ­ гей Рахманин сделал спектакль «Бунин. Рассказы эмигранта» на ­ отмашь и искренне. IdcKpeiuie, в первую оче ­ редь. к самому Бунину. С первых сцен ве ­ ришь — это оп: чувственный, желчный, ип- теллекту-альпый писатель. 2019-2020 прой ­ дут под знаком 150-летия нобелевского лау ­ реата. Спектакль «Бунин. Рассказы эмигран ­ та» — первый в череде юбилейных меропри ­ ятий и очень яркое начало, которолц' теперь должно соответствовать. В Л|тецке своего, лгшецкого (елецкого) писателя никогда не ставили. последнее время Бунин востребован на сцепе. Особешю его рассказы о любви. Но для Рахманина важ ­ на другая тема. Да, он берет за основу три ли ­ рических рассказа: «Антигона», «Руся» и «Хо ­ лодная осень», но говорит не столько о любви, сколько о бегстве, эмигращгя ведь тоже бег ­ ство, о саморазрушешщ человека. Сценическое действие одновремешю раз ­ вивается в двух времетшых пластах: настоя ­ щем. в XXI веке, и в прошлом. Пьеса начина ­ ется с собеседования при полученгш амери ­ канской визьь Потом самолет имешл Бунина и де1^шка — как видение из какой-то прошлой ЖИ31О1. которая соедшшет настоящее и что-то забытое, но главное. Се1')час стюардесса, а сто лет назад она была сиделкой, которая ухажи ­ вала за дядей-инвалидом, в которую герой, в настоящем даже не знакомьв! с ней, был в прошлом остро влюблен. Рахманин размывает границы време ­ ни. Прием, который применили режиссеры «Облачного атласа». Каждый наш поступок в прошлом отзтажастся в будущем. Осозна ­ ние будущего проясняет настоящее. «На ­ стоящее определяет прошлое. Тот момент, который я сейчас переживаю, он вдруг со ­ вершенно другим светом освещает историю и мою прожитую жизнь. Настоящее откры ­ вает прошлое. Возникает явление вольто ­ вой дути, происходит соединение прошлого и настоящего,» — говорил доктор филоло ­ гических наук, литературовед Борис Аверин (1942-2019). i. ‘ i; ri' J Vi Ту- ’ /. А 4 I В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ТОЛСТОГО ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «БУНИН. РАССКАЗЫ ЭМИГРЖД», В ПОСТАНОВКЕ МОЛОДОГО РЕЖИССЕРА ИЗ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА ЯРОСЛАВТ р АХМАНЙНА^Н Без любви, даже разбивающей сердце, во что можно превратиться? Еще одна тематика, •горую блестяще отыгрывает Маргарита Уша ­ кова. Сухая, желчная, истеричная, насквозь лхатвая и жалко-смешная - сквозная дщшя, Не знаю, знаком ли Рахмантя! с трудами Аверина, по он соединяет па сцене два века и заставляет зрителя осмыслить два острьк которую подютмает Рахманин — и линия, ко- периода российской истории, когда в начале XX века русская икпеллигеиция бежала от, и когда в XX] веке побежала за: за комфортной жизнью, высокой зарплатой, за «доказать, что объединяющая нескольких героинь в одном ты не неудачник», что быть официантом на Лонг-А1гленде лучше, чем инженером в Ли ­ пецке. И это производит мощный разряд на сцене — ничспэ не изменилось, мы как бы сно ­ ва в той же нравственной точке, нерешенной проблеме, только в другое время. Но II завершающего акце1па после финальной части «Холодной осени» тоже не хватило. В ТЕМУ ЮБИЛЕЙ БУНИНА Липецкая область готовится к празднованию юбилея нобелевского лауреата Ивана Бунина (1870 -1953), которое широко пройдет в 2020 году. Первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения Бунина состоялось в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Запланировано более 1О0 мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Ельце, Орле, Воронеже и других регионах. Только в Липецкой области проведут 20. 6 федеральный план вошли и межрегиональный событийный фестиваль «Антоновские яблоки», проект «Встречи с прекрасным и вечным», общебиблиотечный мегапроект «Живописец слова: Иван Бунин». В планах администраций области и Ельца — реставрационно-ремонтные работы здания и благоустройство территории дома-музея писателя, реставрация памятника Бунина в Ельце, исполнении. Ушакова — тетя в «Антигоне», которая разлучает влюбленных, нелюбимая жена и мать возлюбленной в эпизоде «Руся». Она несет только разрушение, поэтому у нее в руках то сабля, то пистолет, в «Русе» берет в руки даже гранату. Эго смешно, но Ушаковой веришь, такая не путает и гранату броогг, что ­ бы было по ее. Этакий антипод финских ге ­ роинь. И последняя ее ипостась у Рахманина — статуя Свободы. Все разрушив, с источающей яд улыбкой замирает с зажженной зажигал ­ кой. К такой свободе вы стремились? Нелюбовь — она одна Любви у Бунина и Рахманина разные, поэтому любящих геро ­ инь отьпрывают разные артистки. Невозмож ­ но нс сказать спасибо Ярославу Рахманину за открытие еще одной актутисы — Марины Епи ­ фанцевой. Она из второго выпуска Липецкого отделения РАТИ-ГИТИС, но на сцене недавно. Была задействована в эпизодах в «Али-Бабе» Евгения Азманова рассказывает о своей жизни и «Огниве». В эпизоде «Антигона» сьпрала роко^ло, загадочную, бунинскую девушку. Сы- Рука об руку с режиссерской за/^1кой идет сценография спектакля. Аскетичность в деко ­ рациях и а смволизм — чего стоит березовый пень, который представляет дядю-генерала. И в то же время создание осязаемости деталей; на героя льют воду, на сцене кипит чайгопс — эмоциям придается физическое обгшчие. Ис- польз^'ст рсжпсогр и мультимедиа. Экран — то окно в спальню любимой девушки, то мони ­ тор компьютера, с которого по скайпу герой «Я хотел показать трагедтпо человека, ото ­ рванного от cBoeii культурной среды», — гово ­ рит Ра.хманин. В Poccioi этот отрыв произошел грала изящно. И даже когда снимает трусшск, дважды, когда царская православная Россия стала атеистическим Советским Союзом, стро ­ ящим коммунизм, а потом через 70 лет, в/цуг, стала строить капитализм. Всего за век страну идеолотчески так дважды тряхануло, что как вообще она сумела сохраниться и нс потерять себя — вот вопрос. Пожалуй, «Бунин. Рассказы эмигранта» Рахтианина — ответ на него. У человека ничего нет, кроме него само ­ го. Наше прошлое нас держит. И еще любовь, пусть она бьста мгновением. Как держит ге ­ роя в исполнении Дмитрия Немонтова (эпи ­ зод «Антигона»): «Я не собираюсь оставаться в Америке надолго», — заявляет он весгло. По ­ том зритель понимает почему, в нем память о мгновении испгнной любви, такое невоз ­ можно оставить. это не выглядит пошло, понимаешь, по-друго ­ му будет уже не Бунин. Немного пережатой показалась любовная линия в «Русс». Но в одном из интервью Ярос ­ лав Рахманин сказал, что его спектакли дора ­ батываются и после премьеры, консультации с артистами идут по телефону. Этот спектакль бу71ет интересно посмотреть в развитии — ка ­ ким он станет через несколько показов. В последнем эпизоде «Холодная осень» cBoeii исторгей гпобви рвст душу Екатергна Байбородова. Сцена сильная, женщины рыда ­ ют, хорошая эмоциональная точка. Но смыс ­ ловой точки, к сожалению, не получилось. Из- начадано в спектакле планировалось ботшше раожаэов. Рахманин хотел добавить «Госпо ­ дина из Сан-Франциско», нс хватило времени. в Америке. Windows у Ра.хман11на разные. За плечами Ярослава Рахманина уже пять спектаклей, поставленных на разных сценах, от древнегреческого Софокла до се ­ годняшнего русско-украинского драматур ­ га Олега Михайлова. И на разных текстах Рахманин умеет говорить о сегодняшнем зрителе. Давно на сцене не было спектаклей про сейчас, про вечные истины было, но п}ю сейчас, про нас, про то, какие мы в данной временной точке, заговорил только Ярос ­ лав Рахманин. Перед началом спектакля он в отчаянии воскликнул; «Черт меня дернул поггги в режиссеры!». Правильно дернул. И это был нс черт. Вы очень нужный режис ­ сер, Ярослав. А спектакль «Бунин. Рассказы эмигранта» обязателен к просмотру — это уже современная классика. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. ФОТО: СЕРГЕЙ ПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz