Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
1 23 1 рвокультуру ! №7 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР MOTviy писать музыку. Поехал даже поступать в Москву, но не сложилось. Зато сложилось в консерватории в Казани. Там ему даже предлагали учиться одновременно на двух отде лениях: хоровом и композиторском. — На двух отделениях сложно учиться. На хоровом отде лении у нас был преподаватель Семен Абрамович Казачков. Выдающаяся личность и очень требовательный педагог. Невероятно тяжело было у него учиться. «Хор» для нас был главным предметом. л' /| iV ! • Халтурить нс хотелось, поэтому учиться на двух отде лениях не получилось. Перевестись на композиторское — что-то удерживало. В тот момент я даже и подумать не мог, что буду когда-нибудь руководить хоровым коллективом. Я одиночка. ПЕТЬ НАУЧИЛИ В ЦЕРКВИ Но руководить пришлось. Была возможность остаться в Казани, попробовать силы в Москве, Но судьба Цилина го товила для Липецка. Рождение сына все расставгао на свои места. Молодая семья не стала покорять чужие города, решила обосновать ся в родном Липецке, где Цилин возглавил академический хор. Это была середина 8о-х — золотой закат самодеятель ных коллективов города. — Только сейчас понимаешь, в какие невероятные вре мена мы жили. ДК НЛМК по своему уровню был сравним с филармонией. Да, это были самодеятельные коллективы, но очень высокого уровня; хор имени Мистюкова, театр Трескииа, на его спектакли невозможно было попасть, би леты распродавались заранее, невероятно популярный ан самбль «Орфей». ДК давал очень солидные концерты. Тогда и понимание профессии музыканта было другим — у музыкантов была очень хорошая зарплата. В ZIK у меня было полторы ставки, ставка 140 рублей. И еще 150 рублей я получал в церковном хоре. Г • *^«1 I I Я пришел в церковь в переходный момент: уже не за прещалось туда ходить, но духовная музыка для общества еще была закрыта. Сначала пел в хоре Казанского храма в Таволжапке (Грязинский район, стал там регентом. Когда учился в консерватории, нам давали произве дения Бортнянского, но там были слова про солнышко и птичек. «Всенощную» Рахманинова и «Литургию» Чай ковского можно было услышать только в церкви. Со многи Прим. рс9.\ потом ми произведениями я познакомился именно в храме: узнал об Архангельском, Чеснокове. К тому же именно в церкви меня научили петь. В консерватории я учился на хоровом отделении, а не на вокальном, поэтому многих вокальных тонкостей не знал. Но если ты сам не понимаешь, как петь, то хору это трудно объяснить. В церковном хоре на практике я понял то, что знал только в теории. У НАС БОЛЬШЕ ЛЮБЯТ ТАНЦЫ Игорю Цилину было 35 лет, когда он понял: в Липецке необходимо создать профессиональный камерный хор. — Какое понимание о хоре у нас было тогда: одна песня о Родине, вторая — о Ленине, вот и весь хор. Это было нача ло 90-х. Уже был создан Липецкий симфонический оркеецз, духовой оркестр. По идее, камерный хор мог и не случиться. Я пришел к тогдашнему начальнику городского управления культу ры Татьяне Васильевне Минаевой. Удивительно, она под держала меня. Хотя я знаю, ее отговаривали. Да и сейчас говорят: «Наши люди больше танцы любят». Поначалу было очень тяжело. Слава Богу, хватило сил перетерпеть. Никогда не забуду i апреля 2000 года: в ДК НЛМК мы /уем концерт «Ave Maria», у остановки люди спрашивают лишние билетики. Потом был 2002 год, когда мы впервые выехали на международный конкурс «Хабане ра-полифония»: зал на две тысячи мест, трансляция в пря мом эфире, камеры вокруг нас летают как будто это чемпи онат по футболу, и мы берем три первых премии, хор в двух номинациях и я как дирижер (впервые за более чем 50 лет существования конкурса Россия имела там такой успех. — Прим, автора). Еще были концерты в Литве. Сначала нас пугали, что к русским плохо относятся. Но когда мы давали последний концерт в Вильннхе, зал встал и мы вместе пели «Подмосковные вечера». Был концерт в Рахманиновском зале в Москве, после которого подошла масса композиторов с просьбой взять их произведения. СЕЙЧАС ДЕФИЦИТ НАСТОЯЩИХ ПЕСЕН Правда, Игорь Михайлович предпочитает делать аран жировки самостоятельно. Говорит, современные компо зиторы никак не могут забыть творческий голод 8о-х и продолжают писать духовную музыку, хотя слушателю XXI века, особенно в России, требуются песни. Сам напи сал для Липецка три песни. Одна из них звучала в поез де «Липецк» (отменен РЖД с декабря 2018 года. — Прим, автора). Другая, написанная к 300-летию Липецка, была исполнена камерным хором на День города в 2018 году под звуки салюта. ЛИПЕЦКИЙ ДОМ МУЗЫКИ ПОЗДРАЮЛ МАЭСТРО ПРАЗДНИЧНЫМ КОНЦЕРЩ. ГДЕ ВПЕРВЫЕ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ СТОЯЛ НЕ ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ, А БЫЛ ЗРИТЕЛЕМ — Мы пользуемся аранжировками молодььх композито ров, но их не так много. Я сам делаю аранжировки совет ских и народных песен, которые все любят и помнят. Хоро вая музька — это не только духовная. Я вижу: слушателям нужны красивые мелодии, хорошие слова — настоящие пес ни, а сейчас в этом — дефедит. ХОТЕЛОСЬ ПОСЛЕ СЕБЯ ЧТО-ТО ОСТАВИТЬ Но дефицит не только в песнях, но и в самих исполни телях. Дирижеру хотелось бы. чтобы в хор стояла очередь. — У нас одна проблема — хор появился не благодаря, а вопреки, и продолжает существовать вопреки. У нас нет базы, как в Тамбове — нам некем обновлять хор. Жалко, что талантливые люди уезжают в Москву и Пи тер, потому что культура и искусство на последней строчке бюджета. Наши зарплаты в десятки раз меньше, чем тс, что получают столичные коллективы. В следующем году Липецкий камерный хор отметит 25-й юбилейный сезон. Хотелось бы отпраздновать это со бытие большим хоровым фестивалем, чтобы в Липецк при ехали те, с кем мы встречались на концертных площадках: коллективы из Тамбова, Москвы, Казани, Украины, Испа нии и Италии. Мне хочется показать, каким разнообразным, ярким и фееричным может быть хоровое искусство; представить и классику, и джаз, и народную песню. Когда я создал хор и мы начали выигрывать междуна родные конкурсы, у меня была мечта, чтобы через ю лет для моих хористов Липецкий камерный хор был основным местом работы, чтобы они не искали подработку и ни в чем не нуждались, но пока я не смог этого добиться. ДЕТИ т — НАШИ ОЧЕНЬТАЛАНТЛИВЫ Второй год Игорь Михайлович преподает. В школе ис кусств № 1 создали хоровую студию, где Игорь Цилин вос питывает новое поколение музыкантов, может быть, имен но они станут вторым дыханием Липецкого камерного хора. — У нас, действительно, очень талантливые дети. И у меня на ии.х большая надежда. Мы же, русские, только и живем надеждой. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА ФОТО; СЕМЕЙ ПАРШИН. ИЗ АРХИВА ГЕРОЯ ДОСЬЕ: -> Игорь Михайлович Цилин родился 15 февраля 1959 года. Окончил Липецкое музыкальное училище [хоровое отделение — класс Козловой) и Казанскую государственную консерваторию (класс профессора Казачкова). • Руководил хором мальчиков Дворца культуры профсоюзов. Академическим хором ДК Новолипецких металлургов. ■ С 1994 — года художественный руководитель и главный дирижер Липецкого муниципального камерного хора. ■ С 2017 года преподает в школе искусств № 1. ■ В 1999 году награжден знаком «За достижения в культуре», учрежденным Министерством культуры России. В 2004 году получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации». ■ Имеет сына и дочь. Сын Максим окончил Казанскую консерваторию по классу фортепиано. Дочь Софья окончила музыкальную школу, но по настоянию отца получила высшее лингвистическое образование. Проходит стажировку в США. Успешно пишет песни. • В свободное время дирижер любит читать. В приоритете классика, философская литература и новинки современной художественной литературы. ■ В планах — участие в IX Платоновском фестивале, который пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz