Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
|19|РВ0ИСТ0РИЮ| ПЯТИЛЕТКА рабочий мог получить до 8оо рублей в месяц, то зарплата в 450 рублей в сельском хозяйстве бьша запредельным максимумом. При этом труд был очень тяжелым. “ На дойку я вставала в 4 утра. Доили рукатии трижды в день. Сами вычищали навоз, давали корма, которые еще нуж но было принести, так как они были снаружи. Нам же прихо дилось выгонять коров на водопой. Работы у доярок было мно го, и они везде должны были успевать», — из воспоминаний жительницы села Михайловское Тер^ского района, доярки Марии Усиченко. Уже в 1960-е голо столкну'лоа) с кадровой проблемой. Ком сомольцев звали не только noKoiHm. целину, но и поднимать колхозы. Но если на целину ехали за длинным рублем — там можно было получить до 1200 рублей в месяц, то возвращаться в необустросннос село, где не было ни газа, ни водопровода, ни дорог, ни денег, — желающих было мало. ЛИПЕЦКОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ в целом для деревни шестая пятилетка, начавшись радуж ными надеждами, об^знулась регрессом, в частности же для региона — это был колоссальный рывок. В 1954 году в Липец кой области из 2,3 тысяч киломст1мв дорог лишь 15 км были заасфальтированы. 42 км вымощены булыжником, 130 км отсыпаны щебнем или пшдзьггы жердевым настлом, около боо км П1зофилированы грейдером или бульдозером. Оставши еся полторы тысячи были естественными — обычная колея, накатанная в чернсееме. После любого сильного дождя .Л1тец- кис дороги пррк[У 111гал игъ в бездорожье. Весной и осенью по ним иногда нельзя было проехать неделями. Уже в 1955 году начинается сцхзительство автодорот Ли пецк — Грязи. Осенью 1956 года — дорога Москва — Воронеж с подъездом Липецк — .Хлевное. В 1958 го/у' силы и техника были 61ЮШСНЫ !та строительство дорога Лтшецк — Данков с подъездом к Лебедяни. К i960 паду уже 434 км липецких дорог были заасфальтированы, еще 66 км покрыты асфальтобетон ным покрьп ием. Е1а создание основной дорожной сети потре бовалось еще три пятилетки — активно новые дороги в Липец кой области строились до 1975 года. Ж В. ------ ПОСТРОИТЬ ЛИПЕЦК Липецкие строители трудятся под лозунгом “ Каждой семье отдельную квартиру!», но они явно не успевают за ростом города, К началу 1959 года население Липецка воз росло почти в пять раз, до 157 тысяч человек. Именно во В1>емя шестой пятилетки в Липецкой области стали впер вые применять народный способ строительства многоэтаж- иы.х домов, так называемый хозспособ, когда дома строят не только профессиональные строители, по н работники предприятия, для которых этот дом предусмотрен. Пер выми этот способ опробовали на Тракторном, где на стро ительство приходили целыми семьями. Чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся, потребовалось бы ю лет, Трак- торозаводчаие справились за пять. №5 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФ ОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР В 1956 го/^ постановлением Совета Министров СССР отме няется плата «за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР», которая была введена в конце 30-х. В области строят целую сеть средних школ. К 1970 году их насчитывается уже 217 — тогда и стало возможным перейти ко всеобщему среднему образова нию, его уже можно было получить и в селе. В 1977 году Конеппуция СССР закрепляет право советского человека на бесплатное образование всех уровнетг, от начально го до высшего. Кроме того — государство га1занти1Х)вало трудс^'- стройство по специальности каждому выпускнику. Выстроенная в СССР агсгсма образования считалась одной из лучших в мире, Подобных позици!! В о^азовэнии современная Россия пока не смогла себе вернуть. КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРУД Такой же народной стройкой в го ды шестой пятнлепо! стал Верхний пруд на Лгтовке. который позже получил название Юэмсомольский, так как в основном его реконсгрукциегЧ за нималась липецкая молодежь. Берега пруда были укрепленье, украшены невысоким белым парапетом и се^ьптурамп спорт сменов. Правда, эта красота появилась нс благодаря, а вопреки. Комсомольца! столкнулись со строительной волокитой, кото рая в 8о-с в СССР станет притчей во языцах. Неповоротливость строительной ма1Ш1ны, отставание в сроках настолько возму- Л1ЛН молодых людей, что они написали открытое письмо на чальник ремонтно-строительного треста Горжилуправления Михаилу Горл!1снко и опубликовали на страницах “ Ленинско го знамени»: «...Вам помогазот, тащат из прорыва, а Вы упи раетесь. Много раз приходили комсомольцы на стройку, но им не обеспечивали фронта работ. 19 сентября 25 штукатуров, уча щихся строительной школы №5, приехали, чтобы поработать на стройке после трудового дня. Ребята потеряли полтора часа и вынуждены были вернуться в школу, так как нс был подго товлен раствор...». А САНДАЛИ НАМ НЕ ДАЛИ Так свободно критиковать и ответственных на местах, и не устроенный быт стало возможно только во BjicMn шестой пяти летки. Т956 год вошел в историю СССР как год ртзвенчивания культа личности Сталина Но что липчанам до Сталина, когда в городе и так много проблем — в газетах одним из .любимых жанров становтпся фельетон, где разоблачаются кумовство, коррупция, подаалимство, где жители жалуются на сломанные фонари в парках, разбшые дороп! во дворах, отсутствие воды и даже небогатый ассортимент на полках магазинов. «Ну, а Л1Ы, — сказала Зина, — Были с Л1амой в лтагазинах. Мы искали там сандали, Но сандали нам не дали. Мы просили сандалеты — Сандалетов тоже нету. И теперь мне так легко: Я все лето, я все лето Будд бегать босиком» — такуто переде-тку знаменитого стихотворения Миха/исова опу бликовал в “ Ленинском зпамеш!» липчанин А. Кунгураат. Сатира была очень злободневной. Шестая пятилетка проходит под знаком ликвидации негосударстве1июго сектора экономи ки, Упраздняются и закрьсваются производстБе1и1ые артхгли, а также небольшие предприягия, которые занимались оказа нием услуг и заполняли рынок нео6»,димымн товарами, Эту шпиу постепешю начинают за1и1мать иностранные товары. В 1957 году были ликвидированы Госплан и отраслевые ми нистерства. Вместо эффективной комбинашш плановой и ры ночной экономики, которую в начале 50-х представляла собой советская экономика, к бо-м не стало ни той, ни другой. После смещения Хрущева в 1964 году Госплан был восстановлен, но партийное руководство уяж заменило собой хозяйствешшков. Экономика СССР не смогла больше встать на преяаше рельсы, дефицит стал нормой жизни, а ойладатше импортными това рами — признаком советского благополучия. ВСЕОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ и вновь о хо1юшем. Как и любая действительность, совет ская имела как минусы, так и много плюсов. Разв!ггие техни- чеаюго npoipecca требовало высокообразовашюго населения. К MOMeiny создания Липецкой облатт в регионе насч>п"ы- валось 1479 школ, 66% из них были начальными, В 1955 году в Липецкой области на юоо человек взрослого населения, жителей старше 15 лет, начальное образование имела треть, неполное среднее было у 209, среднее — у 45, высшее — у 18 человек. В области начинается активное строительство школ, В 1954 гоД5 ‘ Липещеий учотельский институт, в который в 1949 году было реоргаштзовано педагогическое училище, ста новится государственным педагогачсским, где вводится пяти- летиее обучение и расширяется количество фа1о'льтетов. /Г х* « . V;' 6|. ПЕРВЫЕ В МИРЕ Семимильными шагами в годы шестой пятилетки в Ли пецкой области идет лишь промышленное развтпе. Флагма ны в нашем регионе — Новолипецкий металлургаческш"! завод (НЛМЗ), заводы «Свободный сокол» и Тракторный. В 1957 голу на НЛМЗ вводят в строй ЛПЦ -i — прокатный стан «1200». Он открыл новую эру в развитии НЛМЗ: с этого момен та начшгается спзланис комплекса по производству электротех нической стали. Уже 28 марта 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР об увсличетш щюектной мощности Новолттецкого завода. В июне правтельегво утве1)лило про ект дальнейшего наращивания мощностей НЛМЗ, разрабо- танньей Государственным иисппугом проектировашш метал- лургичесю1х заводов (Гипромезом), В модернизацию завода страна вкладывает огромные деньги. Благодаря этому в 1959-м липецкие металлурги первыми в мире ооюили непрерывную разливку стали, это не только увеличило производство и улуч шило качество стали, по н привело к зкогюмии эиергш! при ее- изгоговлаши почти на 8о% по сравиешпо со старым методом. ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ Большие перемены в это время происходят и па Сокольском металлургическом заводе. 30 октября 1958 года здесь был пущен в строй первый в стране цех по производству чугунных водопро- водиььх тд^ центробежным способом. Уже через год на заводе начинает работать крупнейший в стране цех по производству отопительных радиаторов. Несмотря па ряд удачных эюпюмичесюьх решении, сгреми- тетыюе развитие тяжелой промышленности, прогресс в легкой промьпилешюсти и другие успехи (к концу пятилетнего плана в СССР отстроен Kpyniieiiumii в мире камвольный комбинат в Иваново; у страны лидерство в космосе — 4 октября 1957 года СССР запустил первый в мире спупшк; победы в спорте — Совет ский Союз впервые выставил свои команды i (а двух Олимпиадах 1956 года и занял первое место в неофициальном медальном за чете), все же в экономике был допущен ряд просчетов, что при вело к свергывашно шестой пятилетки и организашш нового семилегаего плана — 1959-1965 годов. Какой была эта семилегка для Липецкой области и в целом для сцзаиы, вы узнаете в N- 9. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫМ АРХИВОМ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ в ТЕМУ 1 руб/кг; мясо Цены 1955 года: ржаной хлеб — — 12,5-18 руб/кг живая рыба — 5 руб/кг; осетровая икра — 180 руб/кг; обед в столовой — 2-3 рубля: ужин в ресторане кожаные туфли — 150 -250 рублей: драповое пальто — 800 рублей: билет в кино — 0,5-1 руб. Среднемесячная зарплата — 711 руб. 25 рублей;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz