Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

18 БЕЗГРАНИЦ первый НОМЕР №50(268) 25 ноября 2019 года О дна из самых распространён­ ных профессий для незря­ чего человека — музыкант. «Первый номер» рассказы­ вает истории нескольких липчан, ли­ шённых возможности видеть мир, но способных выразить свою любовь к нему с помощью красочных звуков. У каждого из них своя история преодоления — себя, обстоятельств, общественных предрас­ судков. Липецкий Рэй Чарлз Алексей Геращенко окончил щко­ лу-интернат в 1995 году. Он стал успещ- ным джазовым музыкантом. Уехал в Мо­ скву, где работает и выступает в составе группы. К родной школе относится с тре­ петом: каждый год приезжает на г сентя­ бря. Здесь он своего рода легенда. Семья Алексея переехала в Липецк из Борисоглсбска — в родном городе не было специализированной школы для слабовидящих. Любовь к музыке у Алек­ сея с детства. В три года он усердно на­ жимал клавиши на фортепиано, в семь — растягивал меха баяна под руководством дедушки, в 14 — «выдувал» пассажи на трубе уже в музыкальной школе. Чтобы мальчик освоил музыкальную грамо­ ту, родители вырезали ноты из картона и наклеивали на нотный стан — так они становились более рельефными. В 1993 году Алексей стал третьим на ] международном конку)зсе инвалгщов по зрению имени Луи Брайля. Он пел в составе хора с неве1Х)ятной Монсеррат Кабалье. В 2004-м стал уже дипломантом международного конкурса. В 2015-м — победителем фестиваля «РЖД зажигает" звёзды». Алексей участвовал в «слепых прослушиваниях» телепроекта «Голос», телешоу «Один в один», где изображал Рэя Чарлза (американский незрячий со­ ул-исполнитель, своим учителем его на­ зывали Элвис Преаш и Миг Джаггер. — 1(рим.ред.). МУЗЫКА ПОБРАЙЛЮ Каждый год из липецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей выпускается от Юдо Т5 незрячих воспитанников. Образование и профессиональное становление для людей с этой особенностью здоровья связано с определёнными трудностями. Гэтоволи наше общество к интеграции? Закрыты или открыты двери для тех, кто лишён зрения, но не желания жить в полную силу, развиваться, мечтать и реализовывать себя? Алексей Геращенко — универсаль­ ный артист, мультиинструменталист: он играет на саксофоне, гитаре, клавишных, трубе и баяне, обладает мощным фактур­ ным голосом, который можно сравнит'ь с крепким кофе — пряные тона с чуть горьковатым послевкусием. Слепота не помешала Алексею выучить два ино­ странных языка. Он свободно говорит и поёт на английском и испанском. И много пут'ешесгвует. Говорит, что дру­ гую страну можно увидеть через звуки, кухню и людей, с которыми общается. Учиться нельзя уехать Однако пример Алексея скорее ис­ ключение. Музыкальная карьера в кол­ лективе для большинства незрячих не­ доступна по ряду причин. Оркестранты ориентируются, когда вступать со своей партией, когда убыстрить, а когда заме­ длить темп, наблюдая за движениями дирижёра. Кроме того, гасгролирующие коллективы часто меняют репертуар. У обычного музыканта есть возможность читать ноты по партитуре, незрячий зау- чиваег их наизусть. Именно по этим причинам Артём Вяз­ ников не смог сделать исполнительское мастерство своей профессией. Любовь к музыке он смог воплотить в препода­ вательской деятельности. В школе-ин­ тернате он руководит детским духовым столкнулся со странным запретом — пре­ подаватель был категорически против записи. Помогли однокурсники, они на­ читывали для него свои конспекты. Назад в школу Преподавать музыку Артём Вязников вернулся в |юдную школу. Школа-ин­ тернат для слабовидящих приняла на работу многих своих выпускников. Учи­ теля на своём опыте знают потребности незрячих и слабовидящих учеников. — В преподавании для незрячих де­ тей есть специфика. Я знаю, как слепому ребёнку проще выучить музыкальный текст, — поясняет Артём. — Педагоги, которые никогда не работали с такими детьми, часто делают одну и ту же ошиб­ ку — учат с рук, то есть показывают, ка­ кую ноту нажимать, но не обучают чте­ нию нот. Якобы, зачем, он же их не видит. Возможно, не знают о шрифте Брайля. Олеся Каспрук преподаёт игру на пианино в школе-интернате уже 19 лет. Когда её саму привели в первый класс детской музыкальной школы N-i, у неё было стопроцентное зрение. Планы были большие — поступление в московскую консерваторию. Им помешала трагедия, после перенесённой ангины зртние упа­ ло до 20%. — Мы увеличивали ноты, распечаты­ вали их в типографии на огромных ли­ стах, разрезали на полосочки. Таскала свои коты в огртмных сумках, — расска­ зывает Олеся Каспрук. — Я отлично за­ кончила музыкальную школу с итоговым сольным концертом. Пианистка продолжила учёбу в специ­ ализированном колледже для незрячих музыкантов в Куртке. Сейчас и Липецкий колледж искусств имени Игумнова принимает людей с ограниченными возможностями здо­ ровья, если их подготовка соответствует требованиям. Олеся Каспрук с радостью отмечает, что уже второй год там обуча­ ются три её ученика, лишённых зрения. Текст; Юлия Кобзева Фото: Сергей Паршин, архив героев оркестром. Выпускник школы закончил Курское училище для слепых и слабови­ дящих, noaie — Воронежскую академию искусств. — Меня не хотели брать в Липецкое музыкальное училище, — всполшнает Артём Вязников. — Не было специ­ альных программ. Хотя по уровню под­ готовки я не отличался от остальных абитуриентов — у меня был поставлен исполнительский аппарат, я играл, сам разучивал произведения. Какие сложно­ сти могли быть у педагога со мной? Сей­ час легче, общество приняло принципы инклюзии. И при желании незрячие вы­ пускники могут продолжить обучение в своём городе. В Воронеже молодого человоса приня­ ли в обычный, не специализированный вуз. Большинство занятий были инди­ видуальными. Но были и общие лекции, где присутствовало более 8о студентов, и нужно бьшо конспектировать лекцию преподавателя. Обычно Артём исполь­ зовал диктофон. На одном из предметов 185 незрячих липчан обратились в городской центр занятости населения в 2019 году 91 трудоустроен 10 прошли переобучение 5 стали предпринимателями 2 года назад в центре создали отдел по работе с людьми с ОВЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz