Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

16 САМОПОЗНАНИЕ ПЕРВЫЙ НОМЕР №49(267) 18 ноября 2019 года ВСПОМНИТЬВСЕ в XXI веке человечество придумало массу способов запоминания и фиксации информации. У каждого для этого свои методики. Кто-то пользуется конспектами, кто-то — ежедневниками, телефонами, голосовым набором и прочими благами цивилизации, способными помочь задержать ускользающую информацию. Я готов поделиться эффективными способами развития памяти. Т ут помню, тут — не помню. Приходилось стал­ киваться с таким выборочным поведением памяти? Это вполне нормальное явление для каждого, в том числе для меня. Бытовая забывчивость Такой удивительный микс сочетания феноменаль­ ной памяти и бытовой забывчивости демонстрируют многие заноминатели. Одна из ярких иллюстраций это­ го факта связана с семикратным чемпионом по скорост­ ному запоминанию Домиником О’Брайеном. В свое время он демонстрировал свое мастерство памя­ ти следуюгцим образом: Доминик просил двадцать человек сказать ему слово на литовском (неизвестном ему языке) с переводом и назвать свое имя, фамилию, номер телефона, дату рождения. Все это группой участников эксперимента было сделано в довольно быстром темпе, что исключало возможность вдумчивого запоминания. После этого двадцать человек были смешаны с тол­ пой. В следзлощей части эксперимента Доминик смог легко найти в толпе каждого, продемонстрировав навы­ ки запоминания лиц. Вспомнил имя, фамилию и номер телефона каждого из этих людей. Этот эксперимент имел продолжение. В нужный день Доминик звонил участникам и поздравлял их с днем рождения! А теперь вишенка на торте! Интересно, что натуральная память Доминика очень плохая. При регистрации в отеле его попросили назвать паспортные данные, но гость не смог этого сделать и вы­ нужден был вытащить документ из кармана и зачитать. Портье был наслышан о том, кого заселяет, спро­ сил, почему Доминик не помнит данные документа на­ изусть. На что Доминик ответил: «Ха-ха, если бы кто-то заплатил за это, я бы вспомнил!» Две памяти Удивительно, но у каждого «запоминателя» есть, как бы это странно ни звзнало, две памяти. Одна точно такая же, как и у вас. Эта память может всё забыть, подвести в не­ подходящий момент. И есть вторая память, работающая по особым правилам. Впитьшающая информацию как мягкий воск и фиксирующая её как рисунок в мраморе, отпечаты­ вая так, словно она застыла в камне на века. Есть простые правила, следуя которым, вы на поря­ док повышаете свои возможности в запоминании инфор­ мации. Применяя их в запоминании чего-либо, вы вдвое увеличиваете объём усвоения информационного потока Всего четыре основных метода и немного практики отделя­ ют каждого от обладания феноменальной памятью. О них и хочу рассказать. СУЩЕСТВУЕТЧЕТЫРЕОСНОНВЫХ ПРАВЛИАМНЕМЕОХНТИКИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, АССОЦИАЦИЯИЛОКАЛИЗАЦИЯ Правило трансформации Итак, первое правило трансформации, или преобра­ зования. Всё можно представить в качестве зрительных об­ разов, понятной картинки. Наша задача проста. Нуж­ но с помощью воображения превратить непонятное в понятное, абстргжтное в конкретное. То, что понима­ ем, мы запоминаем в разы лучше. В преобразовании возникает логичный вопрос. Как запоминать сложные или непредметные понятия, такие как «время», «на­ дежда», «цель»? Такая задача решается с помощью трансформации. Мы преобразуем, например, термин «время» в привычный образ «часов», или «цель» пре­ образуем в «мишень». Обратная кодировка образов происходит автоматически, наш мозг практически без­ ошибочно декодирует запомненные понятия. Визуализируй это Второе классическое правило згшомингшия — визу­ ализация. Как раз это и есть то правило, о котором многие слышали. У подавляющего большинства зрительная память лучше, чем слуховая. Многим легче запоминать информацию, используя картинки. Этой группе людей проще перескггзать фильм, чем аудиокнигу. Навык ви­ зуализации напрямую связан с живостью воображения. Для тех, кто потерял с годами естественный для ребён­ ка полёт фантазии, есть масса упражнений, раскрывгшэ- щих «экргш воображения». Привожу одно из простых упражнений. Попробзште вспомнить розу, которую видели: какой это был цветок, мысленно опишите его. Если справились с этим, то ваше воображение работает! Для эффективного запоминания надо ярко представлять визуальный образ запоминае­ мого предмета или понятия. Для усиления запомина­ ния подключите тактильные ощущения, буквально по­ чувствуйте то, что представили, словно прикоснувшись к запоминаемому объекту рукой. Придумай ассоциацию Третий и основной принцип успешного применения мнемотехники — ассоциация. Это соединение одного запоминаемого образа с дру­ гим. Рискнув для ассоциации использовать малознакомый или непонятный образ, мы потеряем то, что запоминали. Так что на этом этапе, если столкнулись со сложными понятиями, не забываем применять правило преобра­ зования. Запоминая объекты, придаём им динамику. Стараемся использовать яркие оживлённые образы, на­ делив их какой-либо эмоциональной окраской. Степень и направление эмоций зависит от вашего склада харак­ тера. Обычно рекомендую использовать чувство юмора. Выбирайте то, что у вас будет максимально эффективно работать. Составить каталог Четвёртое правило, о котором многие начинающие забывают — это локализация. Для облечения доступа к припоминанию информа­ ции рекомендую группировать данные по пакетам или по комнатам, в которых вещь всегда лежит на месте, и её легко найти. Локально работаем с тематикой. Напри­ мер, запоминание формул по химии: входим в свою виртуальную комнату «химия», там всё у нас лежит по полочкам. Никакая другая информация нам в «химиче­ ской» комнате уже не попадётся под руку и не будет ме­ шать при воспроизведении. У профессионального запо­ минателя могут быть виртуальные дворцы под каждую из запоминаемых тем. Итак, как видите, принципов мнемотехники мало и все они просты, в этой науке вообще нет ничего слож­ ного. Достигнуть первых значительных результатов можно очень быстро. И я готов вам в этом помочь. Сле­ дуйте за мной. Текст: Тимур Иоселиани Фото с сайта pixabay.com

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz