Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№28 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ И НФОРМДЦИОН НО'АНАЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР ^PRП0EPC0H4У| ЮРИЙ ГРИШКО: «ЯЛЮЛБЮЛИЕПЦК» Н ародный художник России, ака­ демик, скульптор Юрий Гришко Б этом году отмечает своеобраз­ ный юбилей. ГЪвно 6 о лет назад он приехал в наш город. На его глазах Ли­ пецк менял свой облик, в чем немалая за­ слуга самого Гришко. Скульптуры народно­ го художника утсрашают площади и парки города и имеют свои, народные, названия. Сам мастер на «Мужика с полотенцем», так зовут горожане памятник участникам революции, нс обижается, говорит, значит, народ признал. Хотя этого монумента в на­ шем городе могло и нс быть... ПРО МЕЧТЫ — я ведь в детстве мечтал стать теа­ тральным художником-исполнитслсм, — рассказал Юрий Гришко. — В 1943 году нас, пацанов, первый раз привели в Саратовский ТЮЗ, я жил в войну в этом городе, на спек­ такль «Двенадцать месяцев». И вот, когда на сцене менялись декорации, расцветали под­ снежники, на смену зиме приходила весна, мы бегом к сцене. Так почти весь спектакль бегали. После этого и появилась мечта стать художником в театре. Ни рисовать, ни, тем более, лепить я в свои 8 лет не умел. Хотя рисовать любил, даже портреты Сталина и Ленина по клеточкам перерисовывал. И когда после окончания школы юный Гришко увидел в газете объявление, что в Саратовском художественном училище идет набор на курс художников-исполните­ лей, отправился из деревни в город. Бабуш­ ка справила ему обнову: косоворотку, новые штаны и полуботинки. —Пришел в училище, на боку ножичек аллюминиевый висит на цепи, которую сам смастерил, говорю: где тут на худож­ ника учиться надо? — вспоминает на­ родный художник РФ. — А мне отвечают, что набора на этот курс нет, мол, давай на скульптора. А что такое скульптор, я тог­ да даже не знал. Мне педагог в училище объяснил доходчиво: «Пионеров с дудкой в парке видел? Вот тоже будешь лепных му­ жиков делать». Так и стал я скульптором. ПРО СЛАВУ И ЗАВИСТНИКОВ в наш город Юрий Гришко приехал в 1958 году после службы в армии. Друг позвал, гово­ рит скульптор, мол, в только ^п■oобразованной Липецкой области есть все условия для твор­ чества. Уже в 1962 году он участвует во Всесоюз­ ной выставке молодых художников, где его скульптурная композиция «Проба чутуша» становится лауреатом премии ЦК ВЛКСМ. Сейчас работы мастера хранятся в Го- сударкггвенной Третьяковской галерее, Рус­ ском музее, в музеях многих городов России и за рубежом. Ему и его молодым коллегам- художникам завидовали многие, строчили доносы, писали жалобы. —ЯnapreirabiM никогда не был, —всподш- н а е т Гриишо, — наобо[ют, рутался. В обкоме партии в советское время они мне звание не давали лет пять. Союз художников СССР сам рекомендовал своему Липецкому отделению выдвинуть меня на звание заст 1 у'жешюго ху­ дожника. А так как я разлаялся с секретарем обкома партии, был такой по фамилии Сталь, то и звание положили под сукно. Во все вре­ мена люди были всякие: и хорошие, и плохие. Эго нормально. Один из таких плохих людей и притормозил мое звание. Да ради бога, вот когда вы мне руки отру^бите, тогда —всё! Авот они руменьки, я еще попашу! Года через полтора пртппел другой секре­ тарь обкома, Николай Федорович Богатырев, замечательный мужик, войну прошел. Вызвал меня к себе в кабинет, показал огромную папку с кляузалш. Я знал, что на меня пять человек, мерзавцев, постоянно пи­ шут. Тогда Богатырев вызвал секретаря своего и при мне приказал ей не пускать этих людей в обком пары™. И пока он там работал, mi ощга из этих пятерых в его кабинет не вошел. Эго я о чем? О том, что власть зависит от кон- к'ретного человека. ПРО ГОРОД — Меня в Воронеж вместе с Виленом Дворянчиковым приглашали переехать, — рассказал скульптор, —новые мастерские Справка «Первого номера» Целый ряд работ Юрия Гришко сейчас украшает Липецк: памятник В. Скороходову в Быхановом саду, детям, погибшим в годы войны, в Верхнем парке. Монументы «Слава труду» у завода «Свободный Сокол», борцам за установление Советской власти в крае на площади Революции и героям-летчикам на площади Авиаторов, памятник «Алеша» и скульптурные барельефы на площади Героев, памятники А. С, Пушкину и Л. К Толстому в театре драмы. Некоторые работы выполнены в соавторстве с другими скульпторами, архитекторами. Его ученики работают не только в Липецке, но и далеко за пределами нашей области. П[юдлагали, квартиры. ГТо мы отказались. Липецк ведь |юдной для нас. Я каждый день по гортду езжу, смотрю, как он меняется. Город светлый, неплохой и небездарный. Новые микрорайоны выгля­ дят красиво. А центр портят хрущевки. От них надо избавляться. Придавать шарм. Липецк ни­ когда не был губернским городом, поэтому нет тут старинных зданий, как, например, в Тамбове или Воронеже, Орле, Калуге. Там кое-что сохранилось, и это придаст опре­ деленный шарм рядом с современной ар- хштскту'рой. А в Липецке что есть из ста- ринньгх зданий? Дом Губина, особнячки на Октябрьской, на Фрунзе. Есть еще неплохая советская архитектура Мешкова. И все. Но все равно в целом город утсоженный, чу'в- ствустся забота. Я люблю его! Скульптура на площади Революции i имеет народное название — ^сМужик с полотенцем» ТЕКСТ:EJEHAСКРЕЁО. l£iOT№СЕРГЕИ ПШШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz