Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№25 ЛИПЕЦКАЯ Г01ЮЛСКАЯ ИНФОЕМАЦИОННО^АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РВОИСТОРИЮ II ПЕРВЫЕдни войны в Липецкий городской военкомат 22 июня 1941 года пришли более пяти тысяч мужчин — так Липецк ответил на объявление войны. Митинги и собрания, иесмоТ 1 ЭЯиа выходной день, прошли на всех предприятиях и в организациях города. Здесь же началась запись добровольцев. Из 70 -тысячного Липецка и его пригородных сел па фронт ушли 45 921 человек. 15 487 из них погибли или пропали без вести. За мужество и ге­ роизм, проявленные при защите Отечества, свыше 15 ть[- сяч липчан были отмечены боевь[ми наградами. Двадцать один воин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. ОБЯЗАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Липецк быстро перестроился иа военный лад. Уже 23 июня исполком горсовета на экстренном совещании принял решение о постройке бомбоубежищ. На работы было вьшедепо все трудоспособное население города от 16 до бо лет. Особое внимание власти города уделили проти­ вовоздушной и противопожарной обороне Липецка. Насе­ ление обязали заменить на чердаках засыпку. Вместо лег­ ковоспламеняющихся лузги и торфа стали использовать огнестойкие песок, шлак и землю. Вокруг домов снесли деревянные заборы и сараи. Противопожарные звенья де­ журили иа всех высотных зданиях Липецка. Горисполком ввел «Обязанности жителей города Ли­ пецка» : «Каждый житель города Липецка обязан четко вы­ полнять правила светомаскировки своей комнаты, кварти­ ры, рабочего места. Знать способы тушения зажигательных авиационнь!х бомб и уметь тушить пожары всеми имеющи­ мися средствами. Знать сигналы противовоздушной оборо­ ны и правила поведения при воздушной тревоге». победить в войне —план выполняй вдвойне и втройне!». Из воспоминаний старейшего работника завода «Сво­ бодный Сокол» Игната Тимофеевича Монастырского: «Многие из нас по многу недель нс уходили из цехов. Быва­ ло, отдохнешь часок-другой в конторке мастеров или прямо у станка, и снова за работу». ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА. ВСЕ ^ Я ПОБЕДЫ 1 июля 1941 -го исполком горсовета принял решение о сокращении городских расходов. В первую очередь сво­ рачивается финансирование коммунального хозяйства — город экономит на освещении, ливневой канализации, ре­ монте жилфонда. В 1943 году подача электроэнергии была прекращена во все жилые дома и часть организаций. Уреза­ ется зарплата служащих, у'читслсй и медиков. Городу уда­ ется сэкономить и передать в госбюджет порядка i млн 374 тысяч рублей. Помогали липчане ф[юнту и личными средствами. В первые дни войны возникло массовое движение за созда­ ние фонда обороны Родины. В этот фонд липчане сдали бо­ лее 3,5 млн рублей. ОГНЕННЫЕ МАРШРУТЫ Осенью 1941 -го ЛТ'Шецк стал прифронтовым городом —до окопов нс более 6 о км. Из-за нехватки транспорта и лошадей боеприпасы от железнодорожных станций до окопов перто- сили на [i^Kax женщины. Порой приходилось ходить по колено в снегу. Осенью и зимой 1941 -го в Липецке было qiraHnaoBaHo 43 , как их назвали, «огненных маршрута». Снаряды ноасли звеньяшт по ю человек. Рано утром зве­ ньевые выходили поодиночке на маршрут. Каждая участница преодолевала со своим грузом расстояние примерно 15-20 км, передавала ношу и возвращалась назад. Вахта длилась ю дней, потом звеньевых сменяли. Приближаться друг к другу ближе чем на 30 метров категорически запрещалось —очень велика была опасность взрыва. Из воспоминаний участницы «огненных рейсов» Марии Федоровны Виньковой: «Первый рейс был страшным. Мы боя­ лись, что снаряды могут взорваться. А потом привыкли и шли без слез на глазах. Снаряды, уложенные в сумки, несли «напе­ ревес» —один спереди, второй за спшюй. Когда одно плечо за­ немеет, мы осторожно перекладывали ношу иа другое. Сначала ходили так, как нам говорили. Но очень ску'чиой была дорога, поэтому, отойдя от «железки», мы группировались по две-три подруэюда, и в разговорах быстрее проходило время». После освобождения Ельца в декабре 1941 -го «огнешшю маршруты» отменили. Такими были самые тяжелые первые Д 1 Швойны. Впереди еще долгих три года, за которые Л т ец к стал настоящим та 1 жоградом и госшггалеградом. ТЕКСТ: ИДТДЛЬЯГОРЯЙНОВА.ФОТО:МИНИСТЕРСТВООЕОГОНЫРФ Газета «^Первый номер» благодарит за п о м ощ ь в подготовке материала Государственный архив Л ипецкой области и Архивное управление админи страции города Липецка С 27 сентября 1941 -го исполком установил трудовую повшшосгь для всего населения, в том числе и для учащи.хся начиная с шестого класса. Не за 1 штььх иа производстве взрос- лььх и школьников привлекают к сбору у|эожая. ВОВРЕМЯБОМБЕЖЕКВЛИПЕЦКЕ ИБЛИЗЛЕЖАЩИХДЕРЕВНЯХПОГИБЛИ 328МИРНЫХЖИТЕЛЕЙ. ОСНОВНЫЕУДАРЫ ПРИХОДИЛИСЬПО району СОКОЛЬСКОГО ЗАВОДАиЛИПЕЦКОГОАЭРОДРОМА ПЛАНЗЫПОЛНЯЦ в д в о й н е и ВТРОЙНЕ! в июне 1941 -го промышленные предприятия Липецка за считанные дни перешли иа выполнение военных зака­ зов и круглосуточный рюжим работы. Из-за нехватки рабо­ чих рук на заводы вышли пенсионеры и женщины. Еже­ дневно БЛипецке производили до трех тысяч мии и гранат. Постановлением городского комитета партии от 24 декабря 1941 года установлен ежесуточный план: Новолипецкому, чугу'иолитеиному, радиаторному заводу — 500 штук гранат, «Свободному Соколу» — 400 , заводу № б 1 («Стаикострой» — ныне Липецкий тракторный завод. — Прим. />еЭ,), ремоит- ио-тракториому и рудникам — 300 и спиргзаводу — 200 . Ло­ зунгом иа производстве становится фраза: «Хочешь врага КСАТТИ ^ САМОЛЕТ ДЛЯ ГЕРОЯ в 1942 году молодежь Липецка собрала около 100 тысяч для строительства самолета «Липецкий комсомолец». Самолет был передан липчанину Сергею Литаврину, «Этот ястребок — отличная машина. Даю вам слово, товарищи, воевать на ней так, так подобает гвардейцу», — написал землякам Литаврин. На нем липецкий ас сбил 19 вражеских самолетов. За это в январе 1943-го ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944-м липчане собрали более 2 млн рублей на строительство танковой колонны «Липецкий рабочий».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz