Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
№23 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЕАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР IПРОСТО ОСЛОЖНОМI I ТАРИФ«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ» Р азговоры и споры вокруг темы ОСАГО не утихают уже не первый год. Государство постепенно ре формирует эту отрасль, например, значительным шагом стало введение элек тронных полисов, которые практически ре шили вопрос навязывания дополпительпых услуг. В ближайшее время автовладельцев ждет очередной и очень серьезный пакет изменений в правилах страхования. Суть правок —читайте в нашем обзоре. ОПЯТЬ? Как говорится, не опять, а снова. Пока стрсхховапие автогражданской ответствеп- пости все еще генерирует огромный поток жалоб. Например, статистика по владель цам авто говорит о том, что 58 % жалоб в ЦБ па некредитные финансовые организации приходится именно на ОСАГО (около 13,5 тысячи обращений в 2017 году). Половина от этого количества (около 7 тысяч) связаны с неправильным применением коэффици ента «бопус-малус» по аварийности (КБМ), 25 % — с покупкой электронпьк полисов, 14 % —с навязыванием услуг. Явные проблемы есть и у страховщиков. За 2017 год ОСАГО принесло им колоссаль ный убыток в 14,8 миллиарда рублей, так как текущая стоимость полисов в большин стве регионов не покрывает их же себестои мости, в которую входят и непосредствен!ю выплать! (в том числе, по судам). Регулятор отрасли, Центробанк, видит выход в по степенной либерализации тарифов и более индивидуальном подходе к каждому автов ладельцу. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ - ЭТО ПОДОРОЖАНИЕ? Либерализация —это постепенная отмена ценового коридора по тарифам. Для кого-то она обернется подорожанием, а для кого-то — наоборот, услуги сгра,ховаиия подешевеют. Меры, кспюрые запускает ЦБ, нацелены па установление справедливого индивидуаль ного тарифа, которьш позволит исключить перекрестное субсидирование, когда менее аварийнь!е водители, более добросовестные, более опытные, вьшуждепы платить больше из-за мошенников и лихачей. Так что пока все делается очень осторожно, начинаясь с расши рения того самого коридора. Нижняя цгапица базовой ставки тарифа составит 2746 рублей вместо ньпхешпих 3432 рублей, вер.хпяя qja- пица — 4942 (губля вместо 4 и 8 рублей. Впрючем, в среднем некоторого повы шения ждать все же стоит. Все зависит от того, по какой планке будут выставлять цепы страховщики. Если они будут исходить из максимально возможной цифры, то, напри мер, для молодого неопытного водителя па мощном авто стоимость полиса вьфасгет на несколько тысяч, а для водителя со стажем !ia скромной легкову'шке —рублей па 200 . Если же базу будут браггь от пижией qDaiiHpbi, то це!!а ПОЛИС!, ххаоборот, упадет в средххем !ia 1000 ру'блей. КТО это ДЕЛЯТЬ? БУДЕТ ОПРЕ Сами страховые компании. Вот толь ко основное !!овшество заключается не в большем разбросе цен на базовый тариф, а ТЕМАОСАГБОУДЕТ ПОТСЕПЕН ОДВИГАТЬСЯ ВСТОРОНУРЫНОЧНОЙ МОЕДЛИ в персо!хификации. Во-первых, будет пере смотрен коэффициех!т «возрасг-сгаж». Сей час существует пять градаций, будет — 50 . Самой рискованной группой являются во дители от хб до 24 лет, и для ххих коэффици- еххт одххозххачно будет повышехх. А вот автов ладельцы с большим стажем старше 30 лет с большой долей вероятности получат по слабления. Поххачалу размер умеххьшения или увеличения не будет превышать 5 %. Одххако со времеххем различия будут стано виться все более заметными. Второе новшество — устахювление еди ного КБМ хха год вне зависхтмости от аварий в его течение (сейчас «бонус-малус» меххя- ется после каждой аварии). Это позволит ликвидировать « задвоенис» коэффициента по разным полисам, причем расхождение будет трактоваться в пользу потребителя. Сейчас же стра.ховщики часто используют разницу в собственных интересах. Наконец, увеличение коридора на 20 % в обе стороны вкупе с названными выше изменениями позволит страховщикам, с одной стороны, увеличить валовые сбо ры за выдачу полисов, а с другой, нс грести всех под одну гребенхеу и сделать это имен но за счет тех водителей, которые прино сят максимальные убытки. КОГДА ВСЕ ЭТО СЛУЧИТСЯ? HoBjTo реформу системы ОСАГО растяххзт на три этапа. Первьй, основные черты кото рого мь! огхисали, начнется } ^ e этим летом. По его итогам будет принято окохпхательное решение о составе и времени реализации следующих пакетов измененихх, хотя подго товку к ним планируется начать уже осенью 20 x 8 года. В частности, начнется обсуждение законодательных инициатив, направленных на закрепление права страховщика устанав ливать индивид}'альньхй тариф для каждого водителя с учетом его исгорш-х и стиля во>хще- нгхя. Одновременно будет П[ююди'хъся допол нительная, более тонкая настройка системы коэффгщиентов. В перспективе, если новая система зарабо тает как задумано, спущенные сверху базовые тарифы и сложные коэффициеххты вообще ста нут нс нуядаы —с 5 лхетом всех данных каждый водхггель будет получать ту цену, которуло «за служил» именно он. Однако произойдет это лггшь на третьем этапе реформирования, то есть нс раньше 2020 года Кроме того, совсем без надзора Банк Росстх этот рынок не оста вит, так как его наделят полномочиями огра ничивать предельную рентабельность сграхо- iJhLXкомпаххий по услуге OCVO. ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НАДО? Несмотря на осгоролахьхе заяхзлеххия ЦБ, иситейскхтй опьхт подсхсазывает, что поххача лу' нас во; же ждет рост цехх на полисы. Ско рее хкего, хха старте страховые попьхтаются компенсировать прохххлые убытюх и ххачхху'т применять махссхшальххьхй базовый тарххф по- всеместххо. Одххако со временем хюххкуренция сделает свое дело и цены пойдут вххиз. Весь фохсус в том, что сейчас тот самый тарифньхй коридор не позволяет вьщагь справедливую цехху для лихача, который попадает в аварихх по пять раз каждый год и регулярххо нарушает правила. А ведь помимо возраста хх стала на аварийность влияет ххмасох других факторов, например, колххчество ахзтомобилей иа тысячу населения в том илхх шюм городе, активность «серьхх» автоюристов и мошенников, близость федералыхььх трасс. Все это вынуждает страхо вые поднимать цены для всех подряд, а также всеми правдами и неправдами сгаратхзся сни зить размер выплат после ДТП. Кроме того, страдает и доступность услуги —в иекшорьвх региоххах компании, которые занимают ие ме нее 10 % рынка, продают менее х% полисов. Если подытожить все вышесказахшое, то потучается, что мы постепенно будем дви- гатвгся в сторону свободно!! рьххючиой модели, где цены оп 1 эеделя 1 ст тотько реальные спрос и предложение, а ие спущенные сверху' тари фы. Да, такой шаг вызовет некоторое подо- рожахвхе полисов. С другой стороны, ххпогда лу'чше чуть переплатххть, по потучить услугу нормального качества. Кроме того, у всех во дителей появится еще одна веская причина вести себя па дороге более ответствешхо. ТЕКСТ: ВЛАДИМИРйМИШЕВ. ФОТО: СЕРГЕЙ!!АРШИ1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz