Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№23 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЕАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР IПРОСТО ОСЛОЖНОМI I ТАРИФ«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ» Р азговоры и споры вокруг темы ОСАГО не утихают уже не первый год. Государство постепенно ре­ формирует эту отрасль, например, значительным шагом стало введение элек­ тронных полисов, которые практически ре­ шили вопрос навязывания дополпительпых услуг. В ближайшее время автовладельцев ждет очередной и очень серьезный пакет изменений в правилах страхования. Суть правок —читайте в нашем обзоре. ОПЯТЬ? Как говорится, не опять, а снова. Пока стрсхховапие автогражданской ответствеп- пости все еще генерирует огромный поток жалоб. Например, статистика по владель­ цам авто говорит о том, что 58 % жалоб в ЦБ па некредитные финансовые организации приходится именно на ОСАГО (около 13,5 тысячи обращений в 2017 году). Половина от этого количества (около 7 тысяч) связаны с неправильным применением коэффици­ ента «бопус-малус» по аварийности (КБМ), 25 % — с покупкой электронпьк полисов, 14 % —с навязыванием услуг. Явные проблемы есть и у страховщиков. За 2017 год ОСАГО принесло им колоссаль­ ный убыток в 14,8 миллиарда рублей, так как текущая стоимость полисов в большин­ стве регионов не покрывает их же себестои­ мости, в которую входят и непосредствен!ю выплать! (в том числе, по судам). Регулятор отрасли, Центробанк, видит выход в по­ степенной либерализации тарифов и более индивидуальном подходе к каждому автов­ ладельцу. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ - ЭТО ПОДОРОЖАНИЕ? Либерализация —это постепенная отмена ценового коридора по тарифам. Для кого-то она обернется подорожанием, а для кого-то — наоборот, услуги сгра,ховаиия подешевеют. Меры, кспюрые запускает ЦБ, нацелены па установление справедливого индивидуаль­ ного тарифа, которьш позволит исключить перекрестное субсидирование, когда менее аварийнь!е водители, более добросовестные, более опытные, вьшуждепы платить больше из-за мошенников и лихачей. Так что пока все делается очень осторожно, начинаясь с расши­ рения того самого коридора. Нижняя цгапица базовой ставки тарифа составит 2746 рублей вместо ньпхешпих 3432 рублей, вер.хпяя qja- пица — 4942 (губля вместо 4 и 8 рублей. Впрючем, в среднем некоторого повы­ шения ждать все же стоит. Все зависит от того, по какой планке будут выставлять цепы страховщики. Если они будут исходить из максимально возможной цифры, то, напри­ мер, для молодого неопытного водителя па мощном авто стоимость полиса вьфасгет на несколько тысяч, а для водителя со стажем !ia скромной легкову'шке —рублей па 200 . Если же базу будут браггь от пижией qDaiiHpbi, то це!!а ПОЛИС!, ххаоборот, упадет в средххем !ia 1000 ру'блей. КТО это ДЕЛЯТЬ? БУДЕТ ОПРЕ­ Сами страховые компании. Вот толь­ ко основное !!овшество заключается не в большем разбросе цен на базовый тариф, а ТЕМАОСАГБОУДЕТ ПОТСЕПЕН ОДВИГАТЬСЯ ВСТОРОНУРЫНОЧНОЙ МОЕДЛИ в персо!хификации. Во-первых, будет пере­ смотрен коэффициех!т «возрасг-сгаж». Сей­ час существует пять градаций, будет — 50 . Самой рискованной группой являются во­ дители от хб до 24 лет, и для ххих коэффици- еххт одххозххачно будет повышехх. А вот автов­ ладельцы с большим стажем старше 30 лет с большой долей вероятности получат по­ слабления. Поххачалу размер умеххьшения или увеличения не будет превышать 5 %. Одххако со времеххем различия будут стано­ виться все более заметными. Второе новшество — устахювление еди­ ного КБМ хха год вне зависхтмости от аварий в его течение (сейчас «бонус-малус» меххя- ется после каждой аварии). Это позволит ликвидировать « задвоенис» коэффициента по разным полисам, причем расхождение будет трактоваться в пользу потребителя. Сейчас же стра.ховщики часто используют разницу в собственных интересах. Наконец, увеличение коридора на 20 % в обе стороны вкупе с названными выше изменениями позволит страховщикам, с одной стороны, увеличить валовые сбо­ ры за выдачу полисов, а с другой, нс грести всех под одну гребенхеу и сделать это имен­ но за счет тех водителей, которые прино­ сят максимальные убытки. КОГДА ВСЕ ЭТО СЛУЧИТСЯ? HoBjTo реформу системы ОСАГО растяххзт на три этапа. Первьй, основные черты кото­ рого мь! огхисали, начнется } ^ e этим летом. По его итогам будет принято окохпхательное решение о составе и времени реализации следующих пакетов измененихх, хотя подго­ товку к ним планируется начать уже осенью 20 x 8 года. В частности, начнется обсуждение законодательных инициатив, направленных на закрепление права страховщика устанав­ ливать индивид}'альньхй тариф для каждого водителя с учетом его исгорш-х и стиля во>хще- нгхя. Одновременно будет П[ююди'хъся допол­ нительная, более тонкая настройка системы коэффгщиентов. В перспективе, если новая система зарабо­ тает как задумано, спущенные сверху базовые тарифы и сложные коэффициеххты вообще ста­ нут нс нуядаы —с 5 лхетом всех данных каждый водхггель будет получать ту цену, которуло «за­ служил» именно он. Однако произойдет это лггшь на третьем этапе реформирования, то есть нс раньше 2020 года Кроме того, совсем без надзора Банк Росстх этот рынок не оста­ вит, так как его наделят полномочиями огра­ ничивать предельную рентабельность сграхо- iJhLXкомпаххий по услуге OCVO. ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НАДО? Несмотря на осгоролахьхе заяхзлеххия ЦБ, иситейскхтй опьхт подсхсазывает, что поххача­ лу' нас во; же ждет рост цехх на полисы. Ско­ рее хкего, хха старте страховые попьхтаются компенсировать прохххлые убытюх и ххачхху'т применять махссхшальххьхй базовый тарххф по- всеместххо. Одххако со временем хюххкуренция сделает свое дело и цены пойдут вххиз. Весь фохсус в том, что сейчас тот самый тарифньхй коридор не позволяет вьщагь справедливую цехху для лихача, который попадает в аварихх по пять раз каждый год и регулярххо нарушает правила. А ведь помимо возраста хх стала на аварийность влияет ххмасох других факторов, например, колххчество ахзтомобилей иа тысячу населения в том илхх шюм городе, активность «серьхх» автоюристов и мошенников, близость федералыхььх трасс. Все это вынуждает страхо­ вые поднимать цены для всех подряд, а также всеми правдами и неправдами сгаратхзся сни­ зить размер выплат после ДТП. Кроме того, страдает и доступность услуги —в иекшорьвх региоххах компании, которые занимают ие ме­ нее 10 % рынка, продают менее х% полисов. Если подытожить все вышесказахшое, то потучается, что мы постепенно будем дви- гатвгся в сторону свободно!! рьххючиой модели, где цены оп 1 эеделя 1 ст тотько реальные спрос и предложение, а ие спущенные сверху' тари­ фы. Да, такой шаг вызовет некоторое подо- рожахвхе полисов. С другой стороны, ххпогда лу'чше чуть переплатххть, по потучить услугу нормального качества. Кроме того, у всех во­ дителей появится еще одна веская причина вести себя па дороге более ответствешхо. ТЕКСТ: ВЛАДИМИРйМИШЕВ. ФОТО: СЕРГЕЙ!!АРШИ1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz