Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
19 РРООБРАЗОВАНИЕ №22 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОАСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Н еобходимость вьгбора профес сии тяжел ьгм грузом ложится иа плечи подростка. Еще вчера он был беззаботным школяром, а сегодня должен принять решение, кото рое, возможно, навсегда изменит его жизнь. В причинах того, почему подросткам так сложно сделать правильный выбор и как по мочь им в этом нелегком деле, газета «Пер вый номер» разбиралась вместе с семейным психологом, коучем, руководителем проек та «Профдвижение» Юлией Абрамовой. СЛОЖНО БЫТЬ ПОДРОСТКОМ — Юлия, почему же подростку сложно определиться с профессией? 1 Мало знают о профгессиях Рынок труда сильно меняется, и под ростки не знают о содержании деятельно сти и том, как организован процесс труда. Часто дети не могут сопоставить профессии и вьгбрать подходящую для себя только из- за того, что не имеют ни малейшего пред ставления об обязанностях того или иного специалиста. Поэтому необходимо давать будущему студенту подробную информа цию о профессии, которой он хочет посвя тить себя. Может, его детская мечта и разо бьется, зато станет яаю , что нужно искать дальше. Для тех, кто хочет знать все о профессиях будущего, при участии специалистов «Скол ково» был создан «Атлас новьгх профессий». Если верить справочнику, к 2030 году появят ся 186 новых профессий, зато исчезнут 57 всем знакомьгх и привычных. Так, эксперты полага ют, что уже скоро нс смогут реализовать себя турагенты, переводчики, нотариусы, библио текари. Зато все дороги будут открыты для мо лекулярных диетологов, тренеров творческих состояний, дизайнеров эмоций и даже ме неджеров космотуризма. Эти моменты важно учитывать при выборе стези. Возможно, ваш ребенок найдет себя в профессии, о существо вании которой вы даже нс подозревали. 2 Им ничего не интересно Нежелание делать выбор —типичная ре акция на ситуацию, в которую попадает стар шеклассник. Подросток, постоянно сталкива ющийся с необходимостью сдавать ОГЭ, ЕГЭ, писать множество контрольных работ, может оградить себя от получения новой инс[юр- мации. Он просто нс хочет учиться дальше. Кроме того, нельзя забывать о страхе перед ответственностью и неудачным выбором. Под росток хочет как можно дольше оставаться ребенком. Зачастую он нс уверен в себе, нс мо жет справляться с напряжением. Поэтому ему проще закрыться и сказать «нс хочу, не буду». 3 Не знают своих талантов и навыков Родителям, которые часто по 12 часов в день заняты своей работой, бывает сложно выявить способности и навыки сюбетвенных детей. Поэтому начинается «забег» по круж кам и секциям, с целью показать ребенку все и сразу, позволить ему самому выбрать то, чем он хочет заниматься. К сожалению, это нс всегда срабатывает. Зачастую подростка пере гружают информацией, из-за чего он теряет интерес к образовательному процессу в целом. 4 Имеют завышенные амбиции Подростки часто задумьсваются о том, ка ким в будущем должна быть их жизнь, сколь ЧЕМШИРЕКРУГИЗВЕСТНЫХ ПРОФЕССИИ ЛЕМПРОЩЕ ПОРДОСТКНАМЙТИ ЧТО-ТОПОДХДОЯЩЕЕ ко они дслжньЕ зарабатьшать, куда ездить Б отпуск. Многие предъявляют множество требований к жизни, но никаких —к себе. Без условно, стремиться к высотам нужно, по при этом придется прикладывать усилия самому. К сожалению, очень часто ребята оказыва ются Б ступоре —они видят свою мечту, по не знают, как к пей прийти. Поэтому им кажется, что они не способш)! реализовать сюй потен циал и добиться цели. Важно вовремя помочь ребенку вьЕЙти из этой ситуации, иначе такое етегояпие может обернуться депрессией, под- толю !уть его к алкоголю или наркотикам. А У ТЕБЯ ЖЕ ПАПА ПЕДАГОГ — Подросткам, безусловно, сложно вы брать будуищю туюфессию. Но легче ли тем, кто рожден в трудовых династиях? Можно ли с самого детспюа «заточить» ребенка под определенную профессию? — В некотором смысле, можно. Но толь ко когда родители искрение любят свое дело. Когда их слова не расходятся с дей ствиями. Если родители транслируют то, что у них тяжелая работа, что им мало пла тят и они вообще пе любят то, чем занима ются, пе стоит рассчитывать иа желание детей пойти по их стопам. При этом надо понимать, что даже в семье, влюбленной Б свое дело, может вырасти ребенок, кото рый захочет пойти собственным путем. Есть живой пример, когда в семье ху дожников сын осознанно заявил родите лям, что хотя будет рисовать и пе мыслит без этого свою жизнь, по профессию под берет более прибыльную в соответствии Профориентация предполагает тестирование и практические занятия ' С его талантами. Совремеипьсе дети лише ны романтики людей советской эпохи. Они пе будут рваться после вуза в какую-нибудь глухомань, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Дети XXI века практичны, они ста вят во главу угла заработок, а пе реализа цию своих талантов. ЧТО в о л я , ч т о НЕВОЛЯ — Как вести себя в ситуации, когда ре бенку ничего не интересно и все равно, куда поступать? — Здесь все зависит от степени апатии. БьЕвает так, что ребеЕЕОк ЕЕапрочь отказьЕвается обЕцаться с родЕггелями, которьЕе от всей души хотят eivEy помочь. ИЕЕОгда Еведоверие между двуЕия поколеЕЕИями достигает такого уроыЕЯ, что ЛЕобое вмешательство в свою жетзееь ребе- 1 Еок БосприЕЕимает с агрессией. В ЛЕобой ситуации постарайтесь сохранять доверителыЕые отЕЕОшеЕЕИя с ребеЕЕКом, быть 1Еаего CTopoiie. В возможном коЕЕфликте шко- льЕ и подростка вэжеео поддержать вашего ре бенка, вмЕхтс с ним найти выход из ситуации. Это позволит сохранить довсрЕТГЕШьные отно шения. А выбор в пользу школы может разве сти детей и родителей по разньЕМуглам. Познакомьте своего «нехочуху» с людь ми, которые страстно увлечены своим де лом. Такой пример может вдохновить под ростка. Ребенку, который не видит себя ни в одном деле, всегда можно предложить курсы профориентации. Это может разбить кокон, который он вокруг себя выстроил. Надо показать ему, что мир огромен, для каждого человека есть своя профессия, в ко торой он сможет себя реализовать. ТЕКСТ;АННАЧЕРКЙЮВД.ЙШСЕРГЕЙИИУИН СОВЕТЫПСИХОЛОГА * Изучайте опыт родителей и детей вокруг себя, положительный и отрицательный, анализируйте; * читайте и с 1 \лотрите материалы по развитию карьеры, обсуждайте икс подростком; * интересуйтесь тем, что важно вашему ребенку, думайте, куда можно применить детские мечты; * избегайте резкой критики; * ищите способы показать ребенку, как организована трудовая деятельноаь. Рассказывайте о том, что делаете на работе, посещайте экскурсии, общайтесь с людьми, увлеченными своим делом; * дайте ребенку почувавовать цену денег — найдите возможность для подработки; * отправьте вашего подростка на программу по профориентации; * учитесь доверять друг другу, только так вы сможете помочь ему сделать выбор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz