Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
1211 рнокультуру Т №21 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННОДНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР МОКСОВСКИТЕЙАТР «ШКОЛАСОВРЕМННОЙПЬЕСЫ» ПРЕДСТАВИЛЛИЧПАНАМ ЧЕТЫРЕСПЕКТАКЛЯ ВРАМКАХФЕДЕРАЛЬНОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГОПРОЕКТА «БОЛЬШИЕГАСТРОЛИ» ^ • ‘'Ji «ШКОЛЬНЫЕ»ГАСТРОЛИ ПЕРЕДЛИПЧНАМИВЫСТУПИЛИНАРОНДАЯАРТИСТКАРОССИИ ИРИНАЛФЕРОВА[СПЕКТАКЛЬ«НОЧСЬНЕЗНАКОМЦЕМ») ИНАРОДНЫЙАРТИСТРФАЛЕКСАНДРГАЛИБИН {«ЛОНДОНСКИЙТЕРУГОЛЬНИКШ П осле липецкой премьеры «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» народный артист, ре жиссер и художествен! 1 Ь [й ру ководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз вышел на сцену и низко поклонился зрителю. Это была его призна тельность. В Липецке с 1980 -го по 1982 -й Райхель гауз, которого не принимали московские театры, нашел приют и поставил восемь спектаклей. В Липецке в начале 2000 -х со стоялась презентация книги театральных баек «Мы попали в запендю». В Липецке дочь Райхельгауза, сейчас знаменитый ху- дoжпик-cцeнoqэaф Мария Трегубова, выпу стила свой первый спектакль. Зал аплоди ровал мэтру стоя. На спектакле, состоящем из 250 еврейских анекдотов, был аншлаг. КРИЧАЛА ЧАЙКА о спектакле «Умер-шмумер» Райхель гауз мечтал около 30 лет, о чем режиссер рассказал иа пресс-конференции. Его друг, режиссер Анатолий Васильев, однажды по казал исследование Тартуского университе та (Эстония), где было собрано 8 оо анекдо тов. 8 оо готовых микро-сцеиариев. Анекдот и рассказать не каждый хорошо сумеет, а как его поставить, как соединить эти раз ные короткие истории в одно целое? Вот на стоящая задача для режиссера, —Два года назад я своим студентам дал задание — поставить анекдот. Профессо ру лучше, чем студенту, —сд 1 еется Иосиф Райхельгауз. —Студент должен делать — профессор может комментировать. И пока я комментировал их работы, понял свою тех нологическую ошибку: анекдоты нельзя ин сценировать и укладывать в единый сюжет. Сюжет может идти отдельно, а анекдот — отдельно. И поскольку я вырос в одесском дворе, а в Одессе разговаривают анекдотами и мыслят на уровне анекдотов, придумал жизнь одесского двора и персонажей, кото рые проживают в этом дворе день. Этот день уже начинается с анекдота. В центре дворика гроб, где ночует Хаим, этакая квинтэссенция житейской мудро сти. Его уже ничем не напутаешь и никак не удивишь. —Сделайте новости, погромче, — про сит «покойник». — Вдруг, кто-то живет хуже, чем мы. Анекдоты о медицине, дружбе, теще и ниже пояса — этакий «умер-шмумер», аналогия русскому «авось» на все тяготы жизни. 250 анекдотов, сдобренных солнеч ным одесским юмором и приправленных еврейским сарказмом. Здесь смех и грусть — сама жизнь, соль жизни и такие же соленые словечки. «Чтобы избежать административ ной ответственности, —по-оЭесскм шутит Райхельгауз, — в нужный момент кричит чайка». Зритель, конечно, все понимает и хохочет. Это нс пошло, не вульгарно —это в самую точку, по-другому нс скажешь. КОГДА БОЛИТ ДУША — Если зритель уходит со спектакля, это не зритель что-то недопонял, это ре жиссер не дотянул, — уверен Райхельгауз. В вечном споре между публикой и творцом, Иосиф Райхельгауз становится иа сторону зрителя. «Школа современной пьесы» входит в двадцатку лучших театров России. В за лах аншлаг, реальные продажи составляют 85 %. От предложений приехать на гастроли даже приходится отказываться. «Унас очень сильная труппа», — гордится Райхельгауз. Липчане встретились с Ириной Алферовой на спектакле «Ночь с незнакомцем» и Алек сандром Галибиным, который играл Огаре ва в «Лондонском треугольнике». Оба спектакля о любви. Первьпт — о «здесь и сейчас», о любви, которая дого нит через много лет. «Лондонский треу гольник» —о революционерах XIX века: по следнем романтике Огареве, промотавшем состояние, и практичном Герцене, который умеет считать и зарабатывать деньги на ре волюции. О разрушительной эгоистичной любви на троих и ответственности. Райхельгауз любит работать с разными ре жиссерами. «Ночь с незнакомцем» поставил болгарский режиссер Пламен Панов.Мелод раму с политическим подтекстом о сложных отношениях между Писаревым, Огаревым и Натальей Ty^жoвoй — Дмитрий Acq>axaH и Владимир Рубанов. Худрук «Школы совре менной пьесы» приветствует разнообразие манер, жанров, методов и поднимаемых во просов —для него нет запретных тем, пото му что это все интересует зрителя. Главное, говорит Райхельгауз, нс превратить театр в лекторий: — Учить зрителя жизни нс мое дело. Если после моего спектакля зритель захо чет сам научиться —это другое. Театр дол жен помогать. Рука, ухо, зуб болит —пошел к врачу. Душа болит —пошел в театр. Можно в храм, по МНС, лучше в театр. Театр —один из важиейплтх институтов для самопознания. Еще есть наука, религия, философия. И я наде юсь, что место театра вряд ли кто займет. Художественный руководитель теа?ра f «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз I ЖИЗНЬ — ПРЕКРАСНАЯ Чтобы держать театр на пике формы, «Школа современной пьесы щюводит» еже годный международный конк^^рс современ ной русскоязычной драматургии. На конкурс приходит 300-350 пьес. Для театра постоянно пишут Евгений Гришковец, Борис Акунин, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков и Людмила Улицкая. Театр может бьпь |изным, уверен Райхельгар, но все-таки он должен быть современным и говорить о том, что волнует зрителя сейчас. — Все театры — разного программного направления. Например, Малый театр Росши очень долго должен п|юж'ивать политическую ситуацию, ^пoбы потом отобразить ее на сцене. А «Театр.йос» уже вечером может изобразить то, что утром было в газетах или на судебном процессе Серебренникова. Но нормальный живой артист, реж'иссер, драматург но может абстрагироваться от ситуации стране. Мы жи вем в нашей стране, нельзя не замечать про исходящее, —сч и т а е т Райхельгауз. —Театр меняется, он становится друпш, принимает другие формы и пользуется другими техноло гиями —этого не нужно бояться, этому нужно учиться. Райхельгауз готов учиться и меняться сам, I !есмотря па свои 70 . Oi 1 удивительно жаде!!до жизни и добр к пей: «Я прожил прекрасную, фаптастическуло жизнь, И ничего бы в пей не поменял, при всем том, что меня увольняли, выгоняли, два года назад объявили, что я про живу полтора-два месяца». Не в этом ли оаюв- ная миссия театра —научить чувствовать кра соту' жиз! !и. Вот о 1 i тот самый «умер-шмумер», и, действительно, лишь бы был здоров, ТЕКСТ:НАТАЛЯЬГОРЯЙНОВА. ФОТО:АНГЕЛАИПНАНОВА КСТАТИ 16 По обмену в Крым Проект «Большие гастроли» в Липецке в этом году продолжат постановки государственного академического музыкального театра Республики Крым, рассказала куратор проекта «Большие гастроли» миниаерства культуры РФ Екатерина Баркова. 26 июня крымчане покажут музыкальный спектакль по повести Александра Пушкина «Дубровский». 27 июня — мюзикл «Мост над рекой», который сделан в лучших традициях советских музыкальных фильмов, 28 июня — можно увидеть знаменитую рок-онеру «Орфей и Эвридика», 29 июня — премьерный спектакль по повести Владимира Высоцкого «Роман о девочках», В это же время Липецкий академический театр драмы покажет свои спектакли в Крыму. Также обменные гастроли в мае проведутЛипецкий театр кукол и Севастопольский театр юного зрителя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz