Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

191РНОКУЛЬТУРУ' №19 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ОТКРЫТА ДО6ИЮНЯ ХУДОЖНИК-АРГИЛЛЕРИСТ О н был на передовой, его кисти принадлежит 500 картин, но ни на одной нет войны. Заслужен­ ный художник России Виктор Петрович СЛ5ЛПНИК пишет только мирные картины — это его позиция. «Война трагич­ на», — объясняет g i-летний мастер. Память. 2004 год Новая выставка «На мирной земле» включает в себя ретроспективу работ Викто­ ра Петровича, начиная с 50-х, когда он при­ ехал в разрастающийся Липецк, и заканчи­ вая последними пейзажными работами. — В средней полосе России природа как бы тихо улыбается человеку, — поясняет художник. — Природа на моих картинах — это своеобразная антитеза войне. Если че­ ловек не может найти время для того, что­ бы полюбоваться небом, восходом солнца, красотой леса, то для чего он вообще живет. МЫ ВСЕ ХОТЕЛИ БЫТЬ ЛЕТЧИКАМИ Витя Слушник хотел стать летчиком, покорить Арктику и совершить беспере­ садочный перелет — об этом мечтали все мальчишки в конце 30-х. Еще одной стра­ стью было рисование. Учителя и однокласс­ ники называли его «художником». Любовь к искусству привил дядя, худож­ ник-любитель, который приезжал на стан­ цию Раздельная, что под Одессой, где жили Слушники, на пленэры. Виктор Петрович смеется: живопись пленила его запахом масляных красок. Свои коррективы в эти мечты внесла вой­ на. 16 июня 1941-го Витя отметил 15-летие. А уже в июле немецкие и румынские войска оккупировали Украину. — Я свою будущую жизнь представлял по-разному, — рассказываетВиктор Петро­ вич. — В моих планах только никогда не бьшо войны. Когда узнали, что началась война, у меня страха не было. Помню, испытал удив­ ление: как фашисты посмели напасть на Со­ ветский Союз? В марте 1944-го Винницкая область была освобождена, а в июне Виктора при­ звали в армию. Его отправили в глубокий тыл, в Красноярск, где располагался центр ускоренной подготовки артиллеристов. Во время учебы художественный талант молодого артиллериста бьш замечен зампо­ литом части. Он предложил Виктору напи­ сать портреты членов политбюро. Работа бьша только начата, когда пришел приказ перебро­ сить часть на границу с Восточной Пруссией. Талантливого солдата командование хотело оставить в тылу. ПЕРВЫЙ НОМЕР мной склонился санитар. Он попытался меня поднять. Ноги не слушались. В этот же день в медсанбате мне ампутировали ле­ вую ногу. Правую удалось сохранить. Хирзфг пожалел меня, молодого парня, — правзло ногу буквально собрал по частям. Виктора Слушника отправили на реа­ билитацию сначала в Казшас (Литва), а по­ том в глубокий тыл — в Читинскую область. Там ему поставили протез. Сейчас смеется: за 70 лет привык к нему как к родной ноге. Но в 18 лет, вспоминает, остаться без ноги было трагедией. Спасло рисование. Фрон­ товой альбом художника, к сожалению, не сохранился. Он так и остался лежать где- то в полях под Кенигсбергом под пушкой, которая взлетела на воздух вместе со своим расчетом. ОНИ ПОСТРОЯТ ВСЕ в 1950 году Виктор Слушник окончил Одесское художественное училище. Педагоги рекомендовали учиться дальше. Он выбрал Рижскую академию живописи. Туда удалось поступить лишь со второго раза. Но возвра­ щаться домой не стал, скрыл от родителей провал. Целый год жил в Риге на редкие зара­ ботки от рисования плакатов. Зато бьша воз­ можность ходить на занятия вольным слуша­ телем — это в итоге и помогло поступить. — Замполит меня зтоваривал, но как я мог остаться? Я вместе со всеми рвался в бой, Родину защищать. К тому же, — сме­ ется ветеран, — рассказывали, что на фронте неплохо кормят. Отправили нас на 3-й Белорусский фронт, которым командо­ вал Черняховский. ВОЙНА ДЛЯ МЕНЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ В 44-М к началу сентября 1944 года войска Чер­ няховского вышли на ближние подступы к Восточной Пруссии и готовились к одному из ожесточеннейших сражений Великой Оте­ чественной — Гумбиннен-Гольдапской опера­ ции (16-30 октября 1944 года. — Прим. ред.). Советские войска должны были про­ рвать несколько немецких оборонительных рубежей, вступить в Восточную Пруссию и освободить Кенигсберг (ныне Калинин­ град. — Прим. ред.). Художник вспоминает, как их, необстре­ лянных 18-летних парней, первое время на фронте завораживали рассекающие ночь трассирующие пули: — Это казалось, как в театральной по­ становке, красивым спецэффектом. Ночь, всполохи пуль — красота. И мы, юнцы, при­ бывшие на фронт, несмотря на опасность, любовались этим зрелищем. Именно на фронте Слушник создал свои первые профессиональные работы. По сло­ вам художника, его альбом был полон зари­ совок местечек, где стоял их полк. На 1б октября было назначено наступле­ ние. Это был первый бой красноармейца Слушника. — Вот мы идем за своей пушкой, «соро- пяткой», и, чтобы не }шасть, держимся за ствол орудия. Спать хочется. Ноги как бы сами идут. Вдруг меня подбросило вверх — подорвались на мине. На этом война для меня кончилась. Я на несколько минут по­ терял сознание. Пришел в себя, вижу, надо IИндустриальный пейзаж. 1962 год Слушник попал в пейзажный класс Эду­ арда Калнынша, одного из лучших совет­ ских рисовальщиков. Потом были три года работы в Таджикистане, где Слушник пре­ подавал в художественном училище и воз­ главлял союз художников Ленинабада. — В Таджикистане для меня как для ху­ дожника все бьшо интересно. Но я тяжело привыкал к жаре. Моя сестра жила в Липецке и звала меня: «Виктор, приезжай. В Липецке организовывается союз художников. Ты бу­ дешь доволен». — Когда я приехал в Липецк из Таджики­ стана, меня удивила индустриальная мощь города. У меня есть картина «Они построят все». Да, это был политический заказ. Но меня искренне удивили эти маленькие люди, кото­ рые строили большой завод (Новолипецкий металлургический комбинат. — Прим. ред). И они ведь, действительно, все построили: и страну подняли из разрухи, и в космос рва­ нули. Только вовремя потом не смогли мы все это защитить, врага не разглядели близко, — вздыхаетВиктор Петрович. Он просит сфотографировать его с жзфав- лями. Журавлиные клинья часто встречаются на его картинах. Уточняет: «Вы же знаете пес­ ню Бернеса». Улыбается, когда цитирую: «Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей...» ТЕКСТ:НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА.ФОТОАВТОРА ИИЗЛИЧНОГОАРХИВАГЕРОЯ Я D ТЕЛЕ D Е ШЕ Л Е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz