Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
191РНОКУЛЬТУРУ' №19 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ОТКРЫТА ДО6ИЮНЯ ХУДОЖНИК-АРГИЛЛЕРИСТ О н был на передовой, его кисти принадлежит 500 картин, но ни на одной нет войны. Заслужен ный художник России Виктор Петрович СЛ5ЛПНИК пишет только мирные картины — это его позиция. «Война трагич на», — объясняет g i-летний мастер. Память. 2004 год Новая выставка «На мирной земле» включает в себя ретроспективу работ Викто ра Петровича, начиная с 50-х, когда он при ехал в разрастающийся Липецк, и заканчи вая последними пейзажными работами. — В средней полосе России природа как бы тихо улыбается человеку, — поясняет художник. — Природа на моих картинах — это своеобразная антитеза войне. Если че ловек не может найти время для того, что бы полюбоваться небом, восходом солнца, красотой леса, то для чего он вообще живет. МЫ ВСЕ ХОТЕЛИ БЫТЬ ЛЕТЧИКАМИ Витя Слушник хотел стать летчиком, покорить Арктику и совершить беспере садочный перелет — об этом мечтали все мальчишки в конце 30-х. Еще одной стра стью было рисование. Учителя и однокласс ники называли его «художником». Любовь к искусству привил дядя, худож ник-любитель, который приезжал на стан цию Раздельная, что под Одессой, где жили Слушники, на пленэры. Виктор Петрович смеется: живопись пленила его запахом масляных красок. Свои коррективы в эти мечты внесла вой на. 16 июня 1941-го Витя отметил 15-летие. А уже в июле немецкие и румынские войска оккупировали Украину. — Я свою будущую жизнь представлял по-разному, — рассказываетВиктор Петро вич. — В моих планах только никогда не бьшо войны. Когда узнали, что началась война, у меня страха не было. Помню, испытал удив ление: как фашисты посмели напасть на Со ветский Союз? В марте 1944-го Винницкая область была освобождена, а в июне Виктора при звали в армию. Его отправили в глубокий тыл, в Красноярск, где располагался центр ускоренной подготовки артиллеристов. Во время учебы художественный талант молодого артиллериста бьш замечен зампо литом части. Он предложил Виктору напи сать портреты членов политбюро. Работа бьша только начата, когда пришел приказ перебро сить часть на границу с Восточной Пруссией. Талантливого солдата командование хотело оставить в тылу. ПЕРВЫЙ НОМЕР мной склонился санитар. Он попытался меня поднять. Ноги не слушались. В этот же день в медсанбате мне ампутировали ле вую ногу. Правую удалось сохранить. Хирзфг пожалел меня, молодого парня, — правзло ногу буквально собрал по частям. Виктора Слушника отправили на реа билитацию сначала в Казшас (Литва), а по том в глубокий тыл — в Читинскую область. Там ему поставили протез. Сейчас смеется: за 70 лет привык к нему как к родной ноге. Но в 18 лет, вспоминает, остаться без ноги было трагедией. Спасло рисование. Фрон товой альбом художника, к сожалению, не сохранился. Он так и остался лежать где- то в полях под Кенигсбергом под пушкой, которая взлетела на воздух вместе со своим расчетом. ОНИ ПОСТРОЯТ ВСЕ в 1950 году Виктор Слушник окончил Одесское художественное училище. Педагоги рекомендовали учиться дальше. Он выбрал Рижскую академию живописи. Туда удалось поступить лишь со второго раза. Но возвра щаться домой не стал, скрыл от родителей провал. Целый год жил в Риге на редкие зара ботки от рисования плакатов. Зато бьша воз можность ходить на занятия вольным слуша телем — это в итоге и помогло поступить. — Замполит меня зтоваривал, но как я мог остаться? Я вместе со всеми рвался в бой, Родину защищать. К тому же, — сме ется ветеран, — рассказывали, что на фронте неплохо кормят. Отправили нас на 3-й Белорусский фронт, которым командо вал Черняховский. ВОЙНА ДЛЯ МЕНЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ В 44-М к началу сентября 1944 года войска Чер няховского вышли на ближние подступы к Восточной Пруссии и готовились к одному из ожесточеннейших сражений Великой Оте чественной — Гумбиннен-Гольдапской опера ции (16-30 октября 1944 года. — Прим. ред.). Советские войска должны были про рвать несколько немецких оборонительных рубежей, вступить в Восточную Пруссию и освободить Кенигсберг (ныне Калинин град. — Прим. ред.). Художник вспоминает, как их, необстре лянных 18-летних парней, первое время на фронте завораживали рассекающие ночь трассирующие пули: — Это казалось, как в театральной по становке, красивым спецэффектом. Ночь, всполохи пуль — красота. И мы, юнцы, при бывшие на фронт, несмотря на опасность, любовались этим зрелищем. Именно на фронте Слушник создал свои первые профессиональные работы. По сло вам художника, его альбом был полон зари совок местечек, где стоял их полк. На 1б октября было назначено наступле ние. Это был первый бой красноармейца Слушника. — Вот мы идем за своей пушкой, «соро- пяткой», и, чтобы не }шасть, держимся за ствол орудия. Спать хочется. Ноги как бы сами идут. Вдруг меня подбросило вверх — подорвались на мине. На этом война для меня кончилась. Я на несколько минут по терял сознание. Пришел в себя, вижу, надо IИндустриальный пейзаж. 1962 год Слушник попал в пейзажный класс Эду арда Калнынша, одного из лучших совет ских рисовальщиков. Потом были три года работы в Таджикистане, где Слушник пре подавал в художественном училище и воз главлял союз художников Ленинабада. — В Таджикистане для меня как для ху дожника все бьшо интересно. Но я тяжело привыкал к жаре. Моя сестра жила в Липецке и звала меня: «Виктор, приезжай. В Липецке организовывается союз художников. Ты бу дешь доволен». — Когда я приехал в Липецк из Таджики стана, меня удивила индустриальная мощь города. У меня есть картина «Они построят все». Да, это был политический заказ. Но меня искренне удивили эти маленькие люди, кото рые строили большой завод (Новолипецкий металлургический комбинат. — Прим. ред). И они ведь, действительно, все построили: и страну подняли из разрухи, и в космос рва нули. Только вовремя потом не смогли мы все это защитить, врага не разглядели близко, — вздыхаетВиктор Петрович. Он просит сфотографировать его с жзфав- лями. Журавлиные клинья часто встречаются на его картинах. Уточняет: «Вы же знаете пес ню Бернеса». Улыбается, когда цитирую: «Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей...» ТЕКСТ:НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА.ФОТОАВТОРА ИИЗЛИЧНОГОАРХИВАГЕРОЯ Я D ТЕЛЕ D Е ШЕ Л Е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz