Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

21 РВОКУЛЬТУРУ №16 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР Справка «Первого номера» Виктор Яичников родился в Липецкой области 30 декабря 1962 года. Окончил художественно­ графический факультет ЛГПУ. С 2002 года — член Союза художников России. Участник более 20 выставок в России и за рубежом, среди которых шесть персональных, в том числе: • 1999 г. — «Все, что тебе нужно, это — любовь!», галерея «Соло», Липецк • 2007 г. — «Тепло, светло», галерея «Нагорная», Москва • 2008 г. — социальный проект «33», Центр современного искусства, Липецк • 2013 г. — юбилейная выставка. Областной выставочный зал СХ, Липецк • 2014 г. — «Арт-коктейль», Брюгге, Бельгия • 2014 г. — «Reconstruction», Нью-Йорк, США. Работы хранятся в Липецком областном художественном музее и в частных собраниях России, Германии, Дании, Италии, Китая, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, ЮАР и др. «АВТОПОРТРЕТСКОТОМ» «Недавно сделал автопортрет с рыжим котом. Мы его котенком однодневным подобрали три года назад. В деревню приехали, а там под соседним крылечком писк какой-то. Жена моего сына. Катя, достала такую крохотульку. Я его выкормил буквально из пипетки. Сейчас он вырос семикилограммовым котом. Спит со мной в обнимку». МГНОВЕНИЯВИКТОРАЯИЧНИКОВА персональной ВЫСТАВКИВИКТОРА ЯИЧНИКОВА«НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙВЕСНЫ» Б олее 70 картин с 1986 по 2017 — этакое спрессо­ ванное мгновение одной большой жизни в одном пространстве галереи. Персональная выставка Виктора Яичникова в честь 55-летия. И хотя ро­ дился в канун Нового года, выставка о весне: «Работы будут не обязательно весенние. Главное, чтобы светлые, теплые, Злотные, человеческие. Так хронологически получилось. Сейчас середина весны —значит, мгновения весны», — по­ жимает плечами сам художник. ЕМУКАКХУДОЖНИКУИНТЕРЕСНО ИССЛЕДОВАТЬ«ЧЕЛОВЕКОВ» ИОТКРЫВАТЬВНИХДОБРОЕИХОРОШЕЕ «Чего удалось достичь? Картин около тысячи написано. Есть этакая золотая серия —работ двадцать. Сам не верю, что мои». Он немногословен, хотя говорим долго. Недосказан, хотя бьшает до комка в горле откровенен. Он как его работы, похо­ жие на воспоминания сна или детства, когда все залито светом, когда тепло, когда сквозь ресницы смотришь на лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, и мечтаешь, когда важно имен­ но это самое мгновение. ПОХОД в ИСКУССТВО в Астраханское художественное училище Витя Яичников не поступил. В школы искусств не ходил, специально не зани­ мался —нахрапом и умением похоже рисовать одноклассников искусство взять не получилось. «В этом было какое-то диле­ тантство», — вспоминает Виктор. Зато потом учился у луч­ ших предподавателей худграфа Липецкого педа, в том числе у Сорокина. Но первым учителем, человеком, который, по сзти, привел его в искусство, стал сосед-пенсионер, не умев­ ший рисовать, но истово любивший живопись. —Был у меня такой товарищ, Павел Платонович Вара­ кин, 1898 года рождения. Он был копиистом. Потом выяс­ нилось, что рисовать он совсем не умел. Но скр)шулезно все перерисовывал. Брал Перова «Охотники на привале» или «Алензлпку» Васнецова и делал копию на холсте, при этом не владея ни техникой, ни технологией. Однажды взялся копировать «Витязя на распутье» Васнецова. И говорит мне: давай тоже. Мне натянул небольшой холст, и мы с ним начали параллельно делать копию. Относился он ко мне се­ рьезно. У нас стена между квартирами была тонкая —мож­ но было перестукиваться и перекрикиваться. Однажды сту­ чит: «Витя, я копье у твоего витязя опушу на полдюйма?» Он покупал много книг, читал, потом дарил мне, в том чис­ ле те книги, что бьши связаны с искусством. Я все проглатьшал тогда. На меня это такое впечатление производило, что я до сих пор помню запах типографской краски. Вот такие люди, мне кажется, строят судьбу. И у тебя уже выбора никакого нет. Ты заражаешься интересом и все. Так же у меня с Модильяни бьшо. Я его «живьем» увидел на выставке «Россия — Италия». В залах размещались ита­ льянские художники и русские в хронологическом порядке. Итам, где были Серов и Коровин, виселМодильяни. Я обернул­ ся, а там —его малоизвестная работа. Я ее раньше не видел — черно-коричневый портрет —у меня прям сердце останови­ лось, такое невероятное впечатление. ПАНИК в четыре года Виктор нарисовал своего первого чело­ вечка, лихо, не отрывая карандаша от бзтмаги, с ног, од­ ной линией. И уже больше 50 лет пишет людей. «Ну, нет. Я последние два года цветы начал еще писать, пейзажи», — говорит и пролистывает телефон, где один портрет сменяет др}той: Наполеон с Жозефиной, Александр Сергее­ вич со своей Наташей, выхваченная из толпы итальянская девочка с африканскими корнями, вот общие липецкие знакомые и еще сотни незнакомых людей. И особые, лзша- щиеся: автопортрет ипортретжены, серия «Колыбельная» — «Это у нас Паник родился». —Сын у меня невероятный. Он мой Пьеро. Я его в раз­ ных образах писал. Мы сшили ему на Новый год гусарскзло форму. Он такой красавчик был. Одна из первых таких ве­ щей у меня — «Ожидание мазурки». Мы с женой в Москву из-за сына уехали. Он собирался поступать. Мы не смогли его одного отпустить. Сын окончил Базтмановку. Теперь про­ изводит какое-то сервисное оборудование. Он директор, — рассказывает с явной отцовской гордостью. — Внуков пока нет. Если 5?вижу какую-то искорку во вщжах, конечно, мне будет интересно нового художника сделать. И Виктор показывает работы своих учеников. В Москве у него была студия, где собрались соседские дети от 4 до 14 лет. —Женя в сериале снималась. Вот фигуристка наша. По­ сле тренировки бух на колени перед мольбертом —рисовать быстрее. Вот наш «Ашпа». Еще писать не умел, но работы свои аккуратно подписывал. С ребятами было интересно. Девочка шести лет разглядывает мою картину. Спрашиваю: ну как? Заявляет: ничего, глаза бы повыразительнее сде­ лать. Поход в искусство, он не бывает лишним — человек становится более гибким. То, что сейчас в стране культура и образование в загоне —это скажется очень скоро на лю­ дях, — задумчиво смотрит в окно. ДОБРЫЕ И ХОРОШИЕ Интересно, сколько сейчас пробегающих мимо потом переселится в его работы. Соглашается, ему как художни­ ку интересно исследовать «человеков». На вопрос, какие же они, люди, отвечает: — В основном —добрые и хорошие. Как у Александра Башлачева: «Все ходили грязные, оттого сделались по­ хожими, а под дождем оказались разные, большинство — честные, хорошие». В Васильевке, мы туда на лето приезжали, когда Паник родился, деда рисовал. У него такая судьбина! Ребенком он Мамонтову дорогу показывал. Потом войну прошел. Был ранен, контужен. Всю жизнь на костылях. Я когда эту рабо­ ту на выставком принес, Сорокин не хотел ее брать. Потом на выставке говорит про нее: «Вот так и пиши». Она как бы с натуры и как бы не с натуры. Невозможно в один присест так написать: нужно каждый слой высушивать и по новой набирать. Там и коврик с оленями прорисован. Я для пор­ трета делал подробный рисунок пиджака. Мне так понра­ вилось, что он как бы из него вырос. Ручищи огромадные, натруженные. Всегда стараюсь не свалиться в литературное творче­ ство. Я же не либретто пишу. Для меня важно, чтобы при­ шли на выставку ю человек и у них было ю различных мнений. Тогда значит — есть загадка и недосказанность, с которой следует работать. Есть жизнь. Выставка «Несколько мгновений весны» пройдет с 17 апреля по 13 мая в Центре изобразительных искусств. Вход свободный. ---------- ^--------------- ибц ТЕКСТ:НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА. ФТОО: ИОГРЬКОНДТРЬЕАВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz