Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

191РНОКУЛЬТУРУ №11 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ОРГАНМЕЧТЫ Справка «Первого номера» Компания Johannus — всемирно известный производитель классических органов. Штаб- квартира компании находится в голландском городе Эд. Специализация фирмы — церковные органы. Сотрудники компании целенаправленно работают над созданием инструментов, которые могли бы расположиться там, где невозможна установка механического органа. ВЛИПЕЦКЕУСТАНОВЯТЭЛЕКТРОННЫЙОРГАНПРЕМИУМ-КЛАССА- ВНЕМ 35РЕГИСТРОВ, 2МАНУАЛА, ТУШЕЦЕРКОВНОГООРГАНА. СТИОМСОТЬИНСТРУМЕНТА- 5МЛНРУБЛЕЙ О рган в Липецке? Почему бы и нет. В 1960-м в городе не было своего симфонического орке­ стра. Теперь есть и джазовый, и духовой. Ор­ ган может стать новым культзфным символом Липецка, концерты органной музыки — новым туристиче­ ским направлением. В минувший понедельник в админи­ страции города презентовали проект установки концертно­ го органа в Липецком Доме музыки. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — Проект заработает только тогда, когда появится че­ ловек, который потянет его на себе, совершит маленьк}то культурную революцию, — начал брифинг председатель депарпиипента культуры и туризма администрации городаЛипецка СергейМалько и представил художествен­ ного руководителя Дома музыки Наталью Сосновскзто. Со- сновская — мечтательница в хорошем смысле этого слова, из какой-то прошлой эпохи, когда меж вековых сосен взды­ мались мраморные колонны и из глубины белоснежного здания звучала прекрасная музыка, наполняя весь город. Именно такой эллинский образ пытается в XXI веке вопло­ тить художественный руководитель Дома музыки. — Каждый липчанин хотя бы раз в жизни должен ус­ лышать орган, — уверена Наталья Сосновская. — Орган — это необыкновенные возможности для города и для людей. У Скрябина есть музыкальная поэма «Прометей» («Поэма огня»). Она написана для симфонического оркестра с орга­ ном. Кроме музыкальной партитуры у «Прометея» есть све­ товая. Если бы липчане смогли увидеть это сочетание света и музыки — это была бы еще одна реализованная мечта. ЭЛЕКТРОННЫЙ «МОНАРХ» Орган называют королем инструментов. Проработка проекта шла больше года. Выбор остановился на электрон­ ном органе премиум-класса голландской фирмы Johannus. Да, у него не будет такого звзшания, как у духового, но по­ нять это сможет только специалист или очень тонкий це­ нитель музыки. К тому же для духового органа требуется большое помещение и особые условия хранения. Колеба­ ния температуры воздуха в органном зале не должны пре­ вышать полградуса. И стоимость духового органа в ю раз выше стоимости электронного. — На слух тяжело отличить звучание духового органа и современного цифрового. Компания разработала техно­ логию «real time sampling» (выборка в реальном времени), когда образцы звучания органных труб копир}тотся с ори­ гинала, без компьютерного моделирования формы вол­ ны, — пояснил представитель фирмы Johannus в России КонстантинЖаворонков. — Все нюансы звучания духово­ го органа, когда открывается клапан, когда воздух идет по трубе, все колебания учитываются в чипах, которые встав­ ляются в звуковые карты в готовом инструменте. Поэтому создается полное ощзлцение игры на обычном органе. По механике, функционалу электронные органы также при­ ближены к духовому органу — и органист не почувствует разницы. К тому же у электронного органа шире возмож­ ности — он обладает функциями, которых нет или они минимизированы в духовом органе. Например, регистры. У духового органа регистр — это труба. Если 20 регистров — это 20 труб, которые займут большое помещение. В элек­ тронном органе можно поставить хоть ю о регистров, они будут в обычном стандартном корпусе. Наличие регистров позволяет расширить концертный репертуар. Духовой ор­ ган делается раз и навсегда, он имеет лишь одну стилисти- ПЕРВЫЙ НОМЕР ческзто особенность, например, барочный инструмент либо романтический. В электронном органе можно совместить несколько стилей, смысловых окрасок. ОРГАННЫЙ ЗАЛ Голландские органисты готовы предложить Липецку два варианта исполнения органа. Первый — когда орган вместе с акустической системой и трубами сделан в едином корпусе, он практически неотличим от духового органа. Единственный минус — такой орган уже невозможно сдви­ нуть с места, и он будет занимать большзто часть сцены. При втором варианте орган можно будет перемещать по сцене, но он будет меньшего размера и по виду значительно отли­ чаться от классических органов, так как его акустическая система будет размещаться на стене. Установка органа запланирована на лето. На создание инструмента для Липецка потребуется около четырех ме­ сяцев. Каждый орган, даже электронный, делается под кон­ кретный концертный зал. На сегодняшний день в России порядка 120 концертных органов фирмы Johannus, преми­ ум-класса всего три. И хотя в консерватории не учат специ­ ально на органистов, многие пианисты могут играть на органе. В Липецке в качестве органистов могут выступить мастера: Любовь Пличко, Игорь Верещагин и Елена Щер­ бакова. — Орган — универсальный инстр)?мент, который может выстзшать соло, в дуэте, вместе с хором и симфоническим оркестром, — прокомментировала Наталья Соснов­ ская. — Уже разработан цикл программ, где орган зазвучит вместе с флейтой, гобоем, скрипкой и саксофоном. ВЛипецке пройдут концерты с ведущими российскими музыкантами. В настоящий момент заключен договор о сотрудничестве с «Москонцертом» и Залом органной музыки Сочи. Мы сможем благодаря органу представить в Липецке барочную музыку, которая в нашем городе вообще не звучала. У нас есть замечательная вокалистка Наталья Шабзшина, которая великолепно поет барочную музыку, — теперь ее могут ус­ лышать и липчане. НОВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ Интерес к профессиональной музыке в Липецке за по­ следнее время значительно вырос. Если в 2016 году Дом музыки посетили 42 тысячи человек, то в 2017 — 50ке поч­ ти 73 тысячи. Возрастной диапазон различен. Но основные слушатели: «18 минус» и «50 плюс». Именно на воспитание нового слушателя сейчас направлены все силы Дома музы­ ки. Орган станет частью музыкально-просветительского проекта, который научит юных липчан понимать музыку и разбираться в ней. Здесь уже требзтотся совместные усилия департаментов культуры и образования. Но именно таким образом Липецк может стать в ЦФО законодателем новой моды — моды на культурный туризм. ВПЕРВЫЕВЛИПЕЦКЕМОЖНОБУДЕТ ПОСЛУШАТЬОРГАННУЮМУЗЫКУ БАРРОКОИЭПОХИРОМАНТИЗМА- ОРГНАСТАНЕТНОВМЫ КУЛЬТУРНЫМСИМВОЛОМГОРОДА — Орган — это колоссальная ответственность и знаковый инструмент для города, — заявил Сергей Малько. — Раз­ витие Липецка как культурного и туристического центра предполагает создание собственного музыкального бренда — и им может стать органный зал, который привлечет в город посетителей и слушателей из близлежащих регионов. ТЕКСТ:НАТАЛЬЯГОРЯНЙОВА. ФОТО: ПВАЕЛОКПИДОВИЛИПЕЦКИЙДОММУЗЫКИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz