Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

|23|РН0КУЛЬТУРУ №1 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОН НОДНЛЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА — Сейчас в русской литературе нет боль­ шого произведения, которое бы все стянуло вокруг себя. Русская литература сейчас мало интересна на Западе. Наша культура ста­ ла вторичной. Особенно вторично русское кино, а вторичное никому не нужно. Например, сняли фильм про русскую па- триотику — «Легенда о Евпатии Коловрате». Но снято так, как в Америке снимали 15 лет назад. Зачем нам это? И это опять вопрос идентичности: кто мы. На этом все завя­ зано. Когда Путин говорит о поиске образа будущего, нам нужно понять точки сборки будущего. Только тогда появятся произве­ дения, которые будут отвечать требованиям современного общества, и появится искус­ ство, которое перестанет быть вторичным. А так пока все печально. Нс знают наших ни режиссеров, ни музыкантов, ни художников — никому они нс нужны. На фоне современного русского кино возвышается только Андрей Звягинцев, который может кому-то нс нравиться. Гово­ рят, он снимает о плохой России. Но все хо­ рошие фильмы — о плохих вещах. Феллини разве снимал о правильной Италии? Оли­ вер Стоун — о правильной Америке? «Так­ сист» Скорсезы — это вообще приговор аме­ риканской мечте. Снимайте так же. Другой вопрос, что Звягинцев тоже нс делает нова­ торских вещей, он повторяет Тарковского. — А какие ответы вы даете в «Детях декабря»? — «Дети декабря» — это книга, в том числе, о поиске языка общения. Мы живем в очень разрознен!ЮМ обществе, внутри ко­ торого накапливаются маленькие конфлик­ ты, Эта книга о том, как где-то, при каких-то обстоятельствах хорошие люди вдруг стано­ вятся плохими и наоборот. Как происходят внешние и В[]утреппие конфликты, которые заставляют тебя искать свою идентичность. И еще я хотел, чтобы люди, прочитав эту книгу, потом, когда будут слушать или чи­ тать что-то о Донбассе, видели, что за всей мешаниной лозунгов и штампов есть живые люди. И что их жизнь решает лишь одно — человеческое сострадание. Сострадание — это важнейшее. Вся русская литература — это большие книги о сострадании. И все, что потом появилось в мировой литерату­ ре, — это наследие Достоевского, Толстого, Лескова. — В книжных магазинах Липецка можно купить Толстого и Лескова, а современных авторов мало. Платона Беседина вообще нет в Липецке. Но современному читателю нужны современные авторы. Как нам найти друг друга? — С одной стороны, современную рус­ скую литературу нужно продвигать и гово­ рить о пей серьезно, а не только через пре­ мии. С другой стороны, пока государство пе скажет: книгу надо спасать, будет только хуже и хуже. Книга должна стать объек­ том государственной защиты. Сейчас нуж­ но вкладываться в книги. И очень много. Нужно большое внимание уделять совре­ менной литературж, тогда она будет разви­ ваться и приносить свои плоды и обществу, и государству. Книга когда-то была столпом советской культуры. Поэтому и пошло — «инженер человеческих душ». Сейчас это невозможно повторить. Но запрюс на писа­ телей будет, потому что слово и язык — это точки сборки России. ЗАЧЕМ, и л и КАК мы ЖИВЕМ в ФАНТАСМАГОРИЧНОЕ ВРЕМЯ Справка «Первого номера» Сергей Носов, 4 L прозаик, эссеист и драматург, родился в 1957 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский инаитут авиационного приборостроения и Литературный институт имени Горького. Работал инженером, потом ушел в журналистику Был редактором в журнале «Костер». В 2015 году стал обладателем премии «Нацбест» за роман «Фигурные скобки». Излюбленный жанр — трагикомедия. Литературную известность принес роман «Хозяйка истории», ставший финалистом российского Букера в 2001 году. Лауреат премий имени Н. В. Гоголя, «Золотое перо», театральной премии имени Андрея Толубеева. Многие его пьесы поставлены на сценах известных российских театров. Наибольшую известность получили его пьесы: «Дон Педро» и «Берендей». Его книга — своеобразный путеводитель по Санкт-Петербургу — «Тайная жизнь петербургских памятников» была переиздана четырежды. Книги Сергея Носова в Липецке можно найти только в библиотеках. Услышав об этом, писатель подарил сборник своих рас­ сказов, извинившись, что привез с собой так мало книг. Он до мозга костей питерский автор, наследник Гоголя и Достоевского, советский интеллекту'ал, получивший хо­ рошее образование. «Буйный старец», как шутя называет себя за то, что со своим дру­ гом поэтом Дмитрием Григорьевым доехал за 12 дней автостопом до Новосибирска, покорял пустыню Гоби, пересекал Гималаи и бывал в перуанских джунглях. Ои вслу­ шивается и всматривается в собеседника и не торопится бь!ть категоричным. Кажет­ ся, ему интересно понять: зачем все это про­ исходит. — Весь мой абсурд в произведениях — от реальности. Мне хочется заглянуть под определенным ракурсом на нашу действи­ тельность. Когда выбираешь такой взгляд, то видишь много парадоксального. Мои персонажи, когда сталкиваются с абсур­ дом, находятся в внутри абсурдно-парадок­ сальной ситуации, они вынуждены как-то с этим бороться. Мне интересно понять, как человек может существовать в этих стран­ ных обстоятельствах. Интересна победа того или другого: абсурда или смысла — когда как бывает. Мь! сейчас вообще живем в очень фантасмагориипое время. Мы, все человечество, снова вступаем в зону неопре­ деленности и непредсказуемости. Кто знает, что будет. — Может, писатели знают. Сергей Анатольевич, кого почитать из критики, чтобы понять, что выбрать из современных произведений? —Весь драматизм ситуации связан с тем, что критика пропала как институт. Отдель- иь!е критики есть, а самого понятия крити­ ки нет. Раньше критика ориентировала чи­ тателя, сейчас только премия может как-то ориентировать читателя. Премия заменила критику. Да, наверное, ожидания читателя бывают обмануты. Но сейчас не остается ничего другого, чтобы ориентировать чита­ теля. Ав лонг-лист премий попадают совер­ шенно неизвестные авторы. У них есть шанс попасть дальше и попасть в издательство. — А есть какой-то читательский запрос на книги? —Мне кажется, у читателя с литерату­ рой не связано никаких ожиданий. Сейчас не надо никаких «МертвьЕХ душ», ничего не надо. Читатели ничего ие ждут. Тенденции малорадостные. Сейчас трудно пробиться к читателю. И ие потому, что не печатают. Сейчас печа­ тать можно что угодно —цензурных огра- !шчений пет. Но если это будет издано, ие факт, что будет прочитано —в этом большая проблема. Многие Ю 1 иги остаются непрочи­ танными. Недавно ездил в Екатеринбург. Там мне подарили книгу' современного ав­ тора —Елены Соловьевой. У пас в Петер­ бурге, да, думаю, и у вас ее никто не знает. Прекрасная книга. У нас есть хорошие книги. О современ­ ной литерату'ре будут судить ие по книгам, что сейчас первые в списках, а по тем, кото­ рых МЬ! сейчас и ие знаем. ЗА ЧТО. ИЛИ О ЧЕМ ПИШУТ ЛИПЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ Справка «Первого номера» РОМШ! Богословский, журналист, публицист, писатель и музыкант, родился в 1981 году в Москве. 20 лет жил в Лебедяни. Учился в Липецком музыкальном училище на духовом отделении по классу трубы и в Лебедянском педагогическом колледже. Закончил МГПУ. С 2005 года живет в Липецке. Лауреат литератур!!ой премии жур!!ала «Петровский мост» в номи!!ации «Проза и драматургия» { 2013 ) и премии имени Дсмья!!а Б с д !! ого (Москва) за рассказ «Между ок!юм и бар!!ой стойкой» { 2014 ). Номина!!т премии «Националь!!ый бестселлер» ( 2016 ) за рома!! «Трубач у врат зари». Липецкие писатели Роман Богослов­ ский и Борис Бужор (Борис Медведев) пе­ ред липецкими читателями выступили в та!!деме. Богословский презентовал новый рома!!, который в январе должен появиться в к! 1 иж!!ых магази!!ах города, «Зачем ты пришла?». По словам Рома!!а Богословско­ го, чужой любовный опыт обогащает, ведь всегда возникает вопрос: за что мне это? — В моей жиз!!и произошли достаточ­ но драматич!!ые события, — рассказал Ро­ ман Богословский. —Я !!е знал, как с этим ПЕРВЫЙ НОМЕР справиться, чтобы никому нс навредить, в том числе и самому себе. А потом вспом­ нил, что у меня есть такой инструмент, как литература. И решил об этом написать. Книга очень откровенная. Если эту от­ кровенность убрать, будет ложь. Поэтому я принес рукопись почитать людям, с кото­ рых были написаны образы. Мне сказали: печатай как есть. И тогда я понял, что книга получилась. Роман «Зачем ты пришла?» вышел в свет в серии «Книжная полка Вадима Левента- ля». Как охарактеризовал произведение сам Лсвенталь, это «короткий, как взрыв бомбы, текст о страшной болезненной любви, от ко­ торой никому нс становится хорошо, даже при всей ее взаимности. Поэтому на облож­ ке черное сердце: да, любовь, но любовь тре­ вожная, деструктивная, обреченная». Борис Б^'жор рассказал о детектив­ но-приключенческом романе «Завлит», который вошел в лонг-лист премии «Наци­ ональный бестселлер» и только готовится издательством к печати. По словам Бори­ са, роман претерпел ряд изменений, чтобы дойти до читателя. Так, в нем введена лю­ бовная линия. В ! 1 Слом же роман повествует о двойной жизни героя, который днем игра­ ет роль заведующего литсрату'рной частью местного театра, а вечером ворует металл. —Идея романа возникла после того, как я год проработал в театре, — рассказал Борис Б у ж о р . —Многие думают, мол, меня уволи­ ли из театра, я обиделся и написал роман, где всех выставил в дурном свете. Это нс так —черновой вариант книги был завершен за год до моего увольнения. Мне захотелось написать о театре, конечно, тема нс нова, но я почувствовал, что это могу сделать по-но­ вому. Начал писать про театральную жизнь, вышло ску^!но, все чего-то нс хватало... Да и ие non^fHanocb по-новому. Неожиданно по­ явился в рома!!е герой —Палыч, и тогда все завертелось, добавилось юмора, приключе­ ний, динамики, Ои и довел меня до фи!!ала. Может, мой роман !!е покажется и>'жным и глубоким, все может бь!ть, но од!!о обе­ щаю: читая рюма!!, вы !!е заскучаете. Прю- чтете за два-три д!ш, А нескучно провести два-три дня по нашей жизни уже !!епло.хо. Справка «Первого номера» Борис Бужор, писатель, родился Окончил V Воронежский экономико- правовой институт и Липецкий колледж имени Игумнова по специальности «режиссер театрального творчества». Организовал театр «Компромисс». Начал писать с 16 лет. Первая публикация состоялась в литературном журнале «Петровский мост» в 2012 году Автор нескольких театральных инсценировок, поставленных на сцене Липецкого драматического театра: «Мужской стриптиз», «Буратино», «Сотворившая чудо». В 2015 году вошел в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «малая проза» с рассказом «Левый берег». В 2017 году стал номинантом на премию «Национальный бестселлер». ТЕШ:НЙТАЛЬНГОРЯЙНОВА. dOTOАВТОРА 1 'У / V i ъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz