Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
|23|РН0КУЛЬТУРУ №1 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОН НОДНЛЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА — Сейчас в русской литературе нет боль шого произведения, которое бы все стянуло вокруг себя. Русская литература сейчас мало интересна на Западе. Наша культура ста ла вторичной. Особенно вторично русское кино, а вторичное никому не нужно. Например, сняли фильм про русскую па- триотику — «Легенда о Евпатии Коловрате». Но снято так, как в Америке снимали 15 лет назад. Зачем нам это? И это опять вопрос идентичности: кто мы. На этом все завя зано. Когда Путин говорит о поиске образа будущего, нам нужно понять точки сборки будущего. Только тогда появятся произве дения, которые будут отвечать требованиям современного общества, и появится искус ство, которое перестанет быть вторичным. А так пока все печально. Нс знают наших ни режиссеров, ни музыкантов, ни художников — никому они нс нужны. На фоне современного русского кино возвышается только Андрей Звягинцев, который может кому-то нс нравиться. Гово рят, он снимает о плохой России. Но все хо рошие фильмы — о плохих вещах. Феллини разве снимал о правильной Италии? Оли вер Стоун — о правильной Америке? «Так сист» Скорсезы — это вообще приговор аме риканской мечте. Снимайте так же. Другой вопрос, что Звягинцев тоже нс делает нова торских вещей, он повторяет Тарковского. — А какие ответы вы даете в «Детях декабря»? — «Дети декабря» — это книга, в том числе, о поиске языка общения. Мы живем в очень разрознен!ЮМ обществе, внутри ко торого накапливаются маленькие конфлик ты, Эта книга о том, как где-то, при каких-то обстоятельствах хорошие люди вдруг стано вятся плохими и наоборот. Как происходят внешние и В[]утреппие конфликты, которые заставляют тебя искать свою идентичность. И еще я хотел, чтобы люди, прочитав эту книгу, потом, когда будут слушать или чи тать что-то о Донбассе, видели, что за всей мешаниной лозунгов и штампов есть живые люди. И что их жизнь решает лишь одно — человеческое сострадание. Сострадание — это важнейшее. Вся русская литература — это большие книги о сострадании. И все, что потом появилось в мировой литерату ре, — это наследие Достоевского, Толстого, Лескова. — В книжных магазинах Липецка можно купить Толстого и Лескова, а современных авторов мало. Платона Беседина вообще нет в Липецке. Но современному читателю нужны современные авторы. Как нам найти друг друга? — С одной стороны, современную рус скую литературу нужно продвигать и гово рить о пей серьезно, а не только через пре мии. С другой стороны, пока государство пе скажет: книгу надо спасать, будет только хуже и хуже. Книга должна стать объек том государственной защиты. Сейчас нуж но вкладываться в книги. И очень много. Нужно большое внимание уделять совре менной литературж, тогда она будет разви ваться и приносить свои плоды и обществу, и государству. Книга когда-то была столпом советской культуры. Поэтому и пошло — «инженер человеческих душ». Сейчас это невозможно повторить. Но запрюс на писа телей будет, потому что слово и язык — это точки сборки России. ЗАЧЕМ, и л и КАК мы ЖИВЕМ в ФАНТАСМАГОРИЧНОЕ ВРЕМЯ Справка «Первого номера» Сергей Носов, 4 L прозаик, эссеист и драматург, родился в 1957 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский инаитут авиационного приборостроения и Литературный институт имени Горького. Работал инженером, потом ушел в журналистику Был редактором в журнале «Костер». В 2015 году стал обладателем премии «Нацбест» за роман «Фигурные скобки». Излюбленный жанр — трагикомедия. Литературную известность принес роман «Хозяйка истории», ставший финалистом российского Букера в 2001 году. Лауреат премий имени Н. В. Гоголя, «Золотое перо», театральной премии имени Андрея Толубеева. Многие его пьесы поставлены на сценах известных российских театров. Наибольшую известность получили его пьесы: «Дон Педро» и «Берендей». Его книга — своеобразный путеводитель по Санкт-Петербургу — «Тайная жизнь петербургских памятников» была переиздана четырежды. Книги Сергея Носова в Липецке можно найти только в библиотеках. Услышав об этом, писатель подарил сборник своих рас сказов, извинившись, что привез с собой так мало книг. Он до мозга костей питерский автор, наследник Гоголя и Достоевского, советский интеллекту'ал, получивший хо рошее образование. «Буйный старец», как шутя называет себя за то, что со своим дру гом поэтом Дмитрием Григорьевым доехал за 12 дней автостопом до Новосибирска, покорял пустыню Гоби, пересекал Гималаи и бывал в перуанских джунглях. Ои вслу шивается и всматривается в собеседника и не торопится бь!ть категоричным. Кажет ся, ему интересно понять: зачем все это про исходит. — Весь мой абсурд в произведениях — от реальности. Мне хочется заглянуть под определенным ракурсом на нашу действи тельность. Когда выбираешь такой взгляд, то видишь много парадоксального. Мои персонажи, когда сталкиваются с абсур дом, находятся в внутри абсурдно-парадок сальной ситуации, они вынуждены как-то с этим бороться. Мне интересно понять, как человек может существовать в этих стран ных обстоятельствах. Интересна победа того или другого: абсурда или смысла — когда как бывает. Мь! сейчас вообще живем в очень фантасмагориипое время. Мы, все человечество, снова вступаем в зону неопре деленности и непредсказуемости. Кто знает, что будет. — Может, писатели знают. Сергей Анатольевич, кого почитать из критики, чтобы понять, что выбрать из современных произведений? —Весь драматизм ситуации связан с тем, что критика пропала как институт. Отдель- иь!е критики есть, а самого понятия крити ки нет. Раньше критика ориентировала чи тателя, сейчас только премия может как-то ориентировать читателя. Премия заменила критику. Да, наверное, ожидания читателя бывают обмануты. Но сейчас не остается ничего другого, чтобы ориентировать чита теля. Ав лонг-лист премий попадают совер шенно неизвестные авторы. У них есть шанс попасть дальше и попасть в издательство. — А есть какой-то читательский запрос на книги? —Мне кажется, у читателя с литерату рой не связано никаких ожиданий. Сейчас не надо никаких «МертвьЕХ душ», ничего не надо. Читатели ничего ие ждут. Тенденции малорадостные. Сейчас трудно пробиться к читателю. И ие потому, что не печатают. Сейчас печа тать можно что угодно —цензурных огра- !шчений пет. Но если это будет издано, ие факт, что будет прочитано —в этом большая проблема. Многие Ю 1 иги остаются непрочи танными. Недавно ездил в Екатеринбург. Там мне подарили книгу' современного ав тора —Елены Соловьевой. У пас в Петер бурге, да, думаю, и у вас ее никто не знает. Прекрасная книга. У нас есть хорошие книги. О современ ной литерату'ре будут судить ие по книгам, что сейчас первые в списках, а по тем, кото рых МЬ! сейчас и ие знаем. ЗА ЧТО. ИЛИ О ЧЕМ ПИШУТ ЛИПЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ Справка «Первого номера» РОМШ! Богословский, журналист, публицист, писатель и музыкант, родился в 1981 году в Москве. 20 лет жил в Лебедяни. Учился в Липецком музыкальном училище на духовом отделении по классу трубы и в Лебедянском педагогическом колледже. Закончил МГПУ. С 2005 года живет в Липецке. Лауреат литератур!!ой премии жур!!ала «Петровский мост» в номи!!ации «Проза и драматургия» { 2013 ) и премии имени Дсмья!!а Б с д !! ого (Москва) за рассказ «Между ок!юм и бар!!ой стойкой» { 2014 ). Номина!!т премии «Националь!!ый бестселлер» ( 2016 ) за рома!! «Трубач у врат зари». Липецкие писатели Роман Богослов ский и Борис Бужор (Борис Медведев) пе ред липецкими читателями выступили в та!!деме. Богословский презентовал новый рома!!, который в январе должен появиться в к! 1 иж!!ых магази!!ах города, «Зачем ты пришла?». По словам Рома!!а Богословско го, чужой любовный опыт обогащает, ведь всегда возникает вопрос: за что мне это? — В моей жиз!!и произошли достаточ но драматич!!ые события, — рассказал Ро ман Богословский. —Я !!е знал, как с этим ПЕРВЫЙ НОМЕР справиться, чтобы никому нс навредить, в том числе и самому себе. А потом вспом нил, что у меня есть такой инструмент, как литература. И решил об этом написать. Книга очень откровенная. Если эту от кровенность убрать, будет ложь. Поэтому я принес рукопись почитать людям, с кото рых были написаны образы. Мне сказали: печатай как есть. И тогда я понял, что книга получилась. Роман «Зачем ты пришла?» вышел в свет в серии «Книжная полка Вадима Левента- ля». Как охарактеризовал произведение сам Лсвенталь, это «короткий, как взрыв бомбы, текст о страшной болезненной любви, от ко торой никому нс становится хорошо, даже при всей ее взаимности. Поэтому на облож ке черное сердце: да, любовь, но любовь тре вожная, деструктивная, обреченная». Борис Б^'жор рассказал о детектив но-приключенческом романе «Завлит», который вошел в лонг-лист премии «Наци ональный бестселлер» и только готовится издательством к печати. По словам Бори са, роман претерпел ряд изменений, чтобы дойти до читателя. Так, в нем введена лю бовная линия. В ! 1 Слом же роман повествует о двойной жизни героя, который днем игра ет роль заведующего литсрату'рной частью местного театра, а вечером ворует металл. —Идея романа возникла после того, как я год проработал в театре, — рассказал Борис Б у ж о р . —Многие думают, мол, меня уволи ли из театра, я обиделся и написал роман, где всех выставил в дурном свете. Это нс так —черновой вариант книги был завершен за год до моего увольнения. Мне захотелось написать о театре, конечно, тема нс нова, но я почувствовал, что это могу сделать по-но вому. Начал писать про театральную жизнь, вышло ску^!но, все чего-то нс хватало... Да и ие non^fHanocb по-новому. Неожиданно по явился в рома!!е герой —Палыч, и тогда все завертелось, добавилось юмора, приключе ний, динамики, Ои и довел меня до фи!!ала. Может, мой роман !!е покажется и>'жным и глубоким, все может бь!ть, но од!!о обе щаю: читая рюма!!, вы !!е заскучаете. Прю- чтете за два-три д!ш, А нескучно провести два-три дня по нашей жизни уже !!епло.хо. Справка «Первого номера» Борис Бужор, писатель, родился Окончил V Воронежский экономико- правовой институт и Липецкий колледж имени Игумнова по специальности «режиссер театрального творчества». Организовал театр «Компромисс». Начал писать с 16 лет. Первая публикация состоялась в литературном журнале «Петровский мост» в 2012 году Автор нескольких театральных инсценировок, поставленных на сцене Липецкого драматического театра: «Мужской стриптиз», «Буратино», «Сотворившая чудо». В 2015 году вошел в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «малая проза» с рассказом «Левый берег». В 2017 году стал номинантом на премию «Национальный бестселлер». ТЕШ:НЙТАЛЬНГОРЯЙНОВА. dOTOАВТОРА 1 'У / V i ъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz