Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№9 ЛИПЕШСАЛ Г01ЮЛСКАЯ ИНФОРМАЦИОН НО'АНАЛИТИЧ ЕС[САЯ ЕАЗЕТА В : ; сентябре прошлого года специалисты Финансо­ вого университета при Правительстве РФ про- |вели социологическое исследование иа тему удовлетворенности населения качеством ока­ зываемой медицинской помощи. По его результатам 29 % липчан могли бы подать в суд на врача или медуч­ реждение за халатность, ошибки и иные упущения. Что говорить о случаях смерти пациентов — уровень эмо­ ций в таких ситуациях, по понятным причинам, всег­ да зашкаливает. Когда врач должен нести ответствен­ ность, а в каких случаях обвинять его нельзя —читайте в обзоре «Первого номера». ЭТО только ЛИПЕЦКАЯ ПРОБЛЕМА? Совсем нет. По данным того же социологическо­ го исследования, 46 % липчан все-таки довольны ка­ чеством медицинского обслуживания в нашем городе. В соседнем Воронеже такие же ответы дали только 39 % жителей. А вот в Москве недовольства больше. В це­ лом по стране (уже по данным ВЦИОМ) лишь 9 % насе­ ления оценивают состояние здравоохранения на «хо­ рошо» и «скорее хорошо». «Тройку» поставили 37 %. А более половины, 52 %, настроены критически. В результате, например, в Новосибирске прокура­ тура объявила, что будет принимать обиженных па­ циентов прямо в поликлиниках, а в Хабаровске, по сообщениям местных СМИ, следователи звонят род­ ственникам умерщих пациентов и предлагают жало­ ваться на лечение. Сами медики в ответ заявляют, что в обществе разворачивается настоящая травля и скоро ле­ чить людей будет просто некому. Отчасти правы и они — хортших и самоотверженных врачей в России, и Липецке в частности, очень много. С другой стороны, отрицать то, что пациенты часто сталкиваются с халатностью или не­ компетентностью, тоже нельзя. В ЧЕМ ПРИЧИНА? Их несколько. К первой группе можчю отнести независя­ щие от конкртного человека факторы. Например, когда не хватает нужного п|х;парата, когда в больн 1 ще или поликлини­ ке пустует ставка узкого специалиста или т[х^'ется провести сложнуло диагносп-шу, а единственньш аппарт, скажем, сло­ мался. Любой врач, будь он хоть светилом мировой величины, в подобных ситуациях нс сможет обеспечить именно то лече­ ние, которое требуется. И ответственность за это он нести нс может и не должен. Вторая группа причин более серьезна. Если кратко, то ее можно описать одной фразой —человеческий фактор. Врач может не обратить внимание на важный симптом, непра­ вильно поставить диагноз, назначить неверное лечение, хи­ рургу может ие хватить опыта для проведения конкретного вида операции и так далее. Иногда ошибку удается вовремя заметить, но иногда она может стать фатальной и привести к резкому ухудшению здоровья пациента и даже смерти. Сами специалисты считают, что большинство таких ситу­ аций возникает или по халатности, или от нехватки про­ фессиональных навыков, то есть переоценки собственных возможностей. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Во-первых, надо учесть, что нам как пациентам сложно объективно оценить профессионализм врача. Мы часто судим «по одежке» —вежлив ли доктор, отвечает ли на наши вопро­ сы. Стало легче —считаем, что специалист хороший. Но мы нс учитываем той всроятноспг, что даже при абсолютно верно по­ добранном лечетги исход никогда нс гарантирован на юо%, и начтасм обвинять врача во всех смертных грехах. Иногда доходит и до прямых угроз. Поэтому следующий совет прост — действовать надо иошючгггсльно в правовом поле. Существу­ ющая в Росши система здравоохранения предоставляет такую ПОЧТИ ПОЛОВИНА ЛИПЧАН ДОВОЛЬНА КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ возможность. Пациент имеет право сомневаться в результатах рабо­ ты врача и требовать проверить, правильно ли его лечили. Для этого необходимо обращаться в свою страховую ком­ панию, Фонд обязательного медицинского страхования или Роездравнадзор. Расхожее мнение о том, что «ворон ворону глаз не вьжлюет», то есть свои люди коллегу в оби­ ду не дадут и прикроют за ошибки, в большинстве случаев не имеет отношения к реальности. Во-первь[х, к подобной работе привлекают экспертов из других регионов, чтобы исключить круговуто порутчу, во-вторь[х, работают они по обезличенным документам. Если еще раз прибегнуть к дан- иь[м статистики, то окажется, что по итогам рассмотрения реальных жалоб пациентов в 88 % случаев решения вьпю- сятся в их пользу и только в 12 % ситу'аций действия ме­ диков признаются обоснованными. Кроме того, страховые компании работают и в плановом режиме, проверяя сотии тысяч историй болезни и амбулаторных карт ежегодно. КОГДА И КАК НАДО ЖАЛОВАТЬСЯ? Во всех смыслах, решайте по самочувствию. До территори­ ального фонда ОМС Лгтецкой области можно дозвониться по телефону 8 - 800 - 200 - 11 - 65 ,до регионального РоездравнЕдзора 11 : номеру 74 - 04 - 47 . Вот только злоутютреблять этой возможно­ стью все же не стоит. Начинать всегда нужно просто с обраще­ ния к главврачу конкретного медучреждения, причем делать это нужно вежливо: описать ситуацию, высказать свое видение и реальные опасения. Если уж эта мера не помогла, а вы увере­ ны в своей правоте, надо идти дальше. Шанс добиться справед­ ливости есть всегда Доводить дело до правоохранительных органов —край­ няя и наиболее серьезная мера. Единого мнения по поводу необходимости уголовной ответственности для медиков за непредумышленные ошибки нет. Например, за рубежом, интересы и пациента, и доктора защищены страхованием врачебной ответственности. Если доказано, что пациент пострадал из-за неправильного лече­ ния, он получает денежную компенсацию. Са­ жают врачей, только если доказано реальное намерение причинить вред по какому-либо мо­ тиву. Востальных случаях их действия разбирают в профессиональной ассоциации и, если неком­ петентность подтверждается, лишают права за­ ниматься практикой. Фактически это означает профессиональную смерть. В России уголовная ответственность для врачей пока сохраняется. Нс факт, что это хорошо. Бо­ язнь оказаться за решеткой за высокорисковос лече­ ние бьет медикам по рукам или приводит к искаже­ нию истинной картины заболевания. История болезни заранее начинает писаться «для прокурора», а значит — реальные ошибки скрываются, нс анализируются. На них нс учатся. Поэтому запугивать врача тюрьмой —тоже нс самая верная тактика для любого пациента. Это не значит, что не надо защищать свои права. Просто помните, что доктор — это живой человек, а не волшебник и, тем более, нс бог. ТЕКСТ; ВЛАДИМИРДМИТРИЕВ. ФОТО:СЕРГЕИПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz