Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

19 РКОКУЛЬТУРУ № 6 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННОДНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 1 ФЕВРАЛЯВФИИЛАЛЕЛИПЕЦКОГОДОМАМУЗЫКИОДИНИЗСТАРЕЙШИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХКОЛЛЕКТИВОВГОРОДА-«РУССШПЕШ»-ОТМЕТИЛСВОЕ50-ЛЕТИЕ П евиц одного из старейших вокальных коллективов «Русская песня» его руководитель Арина Гриди­ на любовно называет «двенадцать моих девочек». Многим девочкам уже за 50 , бо и даже за 70 . Но, действительно, в «Русскую песню» пекогорые из них пришли совсем юиьЕми девчонками. В декабре 1967 года хор Стуэдепов- ского рудоуправления обрел официальное название —вокаль­ ная группа «Русская пеаш». Однако атмодеятельиые артисты здесь пели еще с 1950 -х. МЫ СТУДЕНОВСКИ ДЕВЧАТА Озорную часту'шечницу Машу Климову в коллектив пригласили в далеком 1962 -м. Она работала поваром в больнице Студеновского рудоуправления. —Прихожу иа работу, мне говорят: «Тебя на ковер». Я ис­ пугалась: что такое? А у главного врача руководитель хора ДКсидит: «Марья Степанова, выдолжны к нам ходитьпеть». Уговаривать спеть Марию Степановну ие надо —тут же вы­ дает частушку собственного сочинения: «Мы студеповски девчата. Очень дружный коллектив. Веселиться мы умеем — и в работе план дадим». — Это так, — смеется Галина Фурсова. — У пас был директор Михайлов Владимир Александрович (управляю­ щий Студеповским рудоуправлением с 1965 по 1989 годы. — Прим. ред.). Когда принимал иа работу, спрашивал: «В ху­ дожественную самодеятельность ходишь? Поешь, танцу­ ешь?» Тогда у тебя привилегия. Тогда тебя стопроцентно возьмут. Этой привилегий воспользовалась Валентина Дрижай, когда в начале 1980 -х переехала в Липецк. Участница са­ модеятельности Братской ГЭС легко устроилась диспет­ чером-оператором в СТАГДОК. Она и Липецк выбрала не­ случайно: по телевизору увидела, как выступает липецкий ансамбль «Россиянка», и решила ехать в город, где такая сильная самодеятельность. МАМА НЕ ОТПУСТИЛА В МОСКВУ «Русская песня» в 1960 -е была не менее знаменитой. Хор Студеновского рудоуправления выступал в Москве. В нем пело много мужчин. Лиду Алексееву в начале 1960 -х в хор позвал муж. —У меня муж пел в хоре, — рассказывает Лидия Пе­ тровна. — Говорит, нам поющие люди нужны. Потом уже и я пришла работать в рудоуправление. 47 лет отработала там маляром и все время пела. И сейчас продолжаю рабо­ тать. И пою все время —куда в жизни без песни. Поет Лидия Петровна с детства. Отец хорошо играл на гитаре, мама пела. С пяти лет голосистую девочку зва­ ли иа свадьбы. Благодаря Лидиному голосу у многодет­ ной семьи всегда были билеты в кино — Лида пела иа Соколе за контрамарки. Когда училась иа маляра, Лидии голос оценил сам Мистюков (Андрей Петрович Мистю- коБ — заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор. знаток русского народного песенного искусства, создатель хора Новолипецких металлургов и художественный ру­ ководитель Государственного академического Воронеж­ ского русского народного хора имени Массалитинова — Прим. ред.). В конце 1950 -х он организовал в Липецке ан­ самбль песни и пляски профтехобразования. Из учащихся 10 липецких училищ Мистюков выбрал трех молодых людей, среди которых была и Лида, чтобы отправить для дальнейшего музыкального образования в Москву — так щедро природа одарила ребят. Но мама ие отпу­ стила Лиду Б столиц,'. Все свое мастерство Лидия Пе­ тровна отдала гамодеятельности, где поет уже более 6 о лет. На ее глазах «Русская песня» распалась в 1970 -е. ПЕРВЫЙ НОМЕР Заявила о себе снова в 1980 -е, когда певиц вызывали пря­ мо из декретного отпу'ска. Пережила распад и хаос 1990 -х, когда закрывались и более маститные коллективы, эконо­ мические кризисы нулевых, когда коллектив существовал без руководителя. На ее глазах «Русская песня» заново ро­ дилась в XXI веке. СОХРАНИТЬ РУССКИЙ ДУХ Три года назад рукоюдителем коллектива стала Арина Гридина, художественный руководтггель професаюнального ансамбля народной песни «Зень». Сначала она сделала «Рус­ скую песню» дипломантом фестиваля «Крылья Победы», потом победителем областного конкурса «Поют ветераны». На коллектив обратили внимание, и к празднованию юбилея «Ру'сская песня» получила звание «народная». Для «своих девочек» Гридина заказала новые костюмы, которые больше соответствуют обновленному репертуару, где лирические ка­ зачьи песни соседствуют с авто[хкими народными. К сожале­ нию, когда «Первый номер» встречался с самодеятельными артистами, костюмы еще шились. Впервые они были проде­ монстрированы II фев[>аля на сцене филиала Липецкого Дома му'зыки «Сту'деновский». —Сейчас самодеятельных коллективов почти не осталось. Да, они нерентабельны: на них не заработаешь, а вкладывать нужно: в костюмы, в инстру'менты. Но нс вое же измеряется деньгами, — CHunutemАрина Гридина. — Музыка, которуюмы несем, все реже исполняется со сцены. Но у этих женщин есть дети, вну'ки, правну'ки, которые слышат эти песни, приходят на наши концерты. И в них это останется и потом обязательно проявится. Ведь именно эти женщины своими песнями сохра­ няют русский дух, душу народа ДУША ОСТАЕТСЯ МОЛОДОЙ Два раза в неделю после работы или, пе^юделав все домаш­ ние дела и передав вну'ков их родителям, они спешат с разных концов города в ДК. Переодеваются в небольшом помещении. Здесь холодно. «Запоем —жарко станет», — уверяют певицы. Бережное отношение даже к старым костюмам выдаст в них артисток высокого уровня. Лтща специально накрывают поло­ тенцами, чтобы не испачкать белые рубахи пудрой и помадой. Для Татьяны Павловой «Р}'сская песня» стала новым эта­ пом. Смеется, настоящая жизнь началась иа пенсии. После того, как вырастила детей и вынянчила внуков, нашлось время и для себя: занялась танцами и пением. —Трагедия сгарюсги ие в том, что стареешь, а в том, что в душе остаешься молодым и так же, по-премашму, хочется и в коллективе побыть, хочется общения и быть полезной, — говорит ТатьянаАлсксеевна, — Быт. он же заедает, —подхватываем Зинаида Сарычева, что поет в коллективе первый год. —Песня —это для души. Здесь я просто отдькаю. —Мне сьш говорит: «Русская песня» держит тебя в тонусе, сгабилизирует; Мама, обязательно пой», —рассказывает Вера Труфанова. В ПРОСТОРАХ ЛИПЕЦКИХ Несмотря иа солидный юбилей, коллектив собирается до сих пор, по крупиночкам. Кого-то, как Татьяну Боров­ ских, пригласила соседка. Ансамбль, в котором раньше пела Татьяна Сергеевна, распался. Вот уже пятый год она в «Рус­ ской песне». Год назад привела сюда свою сестру. Ирина Проценко выросла иа песнях этого коллектива — ее роди­ тели работали в ДК, она школьницей бегала сюда в кружки. После смерти родителей переехала в их дом и вспомнила про коллектив, где женщины всегда поют. —Мы и мужчин ждем. Среди пас много одиноких, — смеются певицы. —Только мужчины что-то к нам не идут. Из мужчин здесь один аккомпаниатор, стержень кол­ лектива и автор песен, баянист Геннадий Панов. С «Русской песней» он с 1999 года. Жеисю 1 Й коллектив чу'тко ловит любое его слово. —Да что про меня говорить, — стесняется баянист. — Мы вам споем лучше. И без подготовки, только услышав первые аккорды, его певицы мгновенно выстраиваются в полукруг: «В просторах липецкой земли луга и иивы. Как изумруд стоят зеленые леса. И соловышььх трелей слышат­ ся разливы. И песни звонкие летят издалека». —Ну'жно девчонок иа гастроли везти, хотя бы в соседние области, —вздыхает Арина Гридина. — Ведь как они поют, как настоящие великие артисты —душой. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯГОРЙЯНОВА.ФООТ:СЕРГЕЙПАРШНИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz