Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
19 РКОКУЛЬТУРУ № 6 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННОДНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 1 ФЕВРАЛЯВФИИЛАЛЕЛИПЕЦКОГОДОМАМУЗЫКИОДИНИЗСТАРЕЙШИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХКОЛЛЕКТИВОВГОРОДА-«РУССШПЕШ»-ОТМЕТИЛСВОЕ50-ЛЕТИЕ П евиц одного из старейших вокальных коллективов «Русская песня» его руководитель Арина Гриди на любовно называет «двенадцать моих девочек». Многим девочкам уже за 50 , бо и даже за 70 . Но, действительно, в «Русскую песню» пекогорые из них пришли совсем юиьЕми девчонками. В декабре 1967 года хор Стуэдепов- ского рудоуправления обрел официальное название —вокаль ная группа «Русская пеаш». Однако атмодеятельиые артисты здесь пели еще с 1950 -х. МЫ СТУДЕНОВСКИ ДЕВЧАТА Озорную часту'шечницу Машу Климову в коллектив пригласили в далеком 1962 -м. Она работала поваром в больнице Студеновского рудоуправления. —Прихожу иа работу, мне говорят: «Тебя на ковер». Я ис пугалась: что такое? А у главного врача руководитель хора ДКсидит: «Марья Степанова, выдолжны к нам ходитьпеть». Уговаривать спеть Марию Степановну ие надо —тут же вы дает частушку собственного сочинения: «Мы студеповски девчата. Очень дружный коллектив. Веселиться мы умеем — и в работе план дадим». — Это так, — смеется Галина Фурсова. — У пас был директор Михайлов Владимир Александрович (управляю щий Студеповским рудоуправлением с 1965 по 1989 годы. — Прим. ред.). Когда принимал иа работу, спрашивал: «В ху дожественную самодеятельность ходишь? Поешь, танцу ешь?» Тогда у тебя привилегия. Тогда тебя стопроцентно возьмут. Этой привилегий воспользовалась Валентина Дрижай, когда в начале 1980 -х переехала в Липецк. Участница са модеятельности Братской ГЭС легко устроилась диспет чером-оператором в СТАГДОК. Она и Липецк выбрала не случайно: по телевизору увидела, как выступает липецкий ансамбль «Россиянка», и решила ехать в город, где такая сильная самодеятельность. МАМА НЕ ОТПУСТИЛА В МОСКВУ «Русская песня» в 1960 -е была не менее знаменитой. Хор Студеновского рудоуправления выступал в Москве. В нем пело много мужчин. Лиду Алексееву в начале 1960 -х в хор позвал муж. —У меня муж пел в хоре, — рассказывает Лидия Пе тровна. — Говорит, нам поющие люди нужны. Потом уже и я пришла работать в рудоуправление. 47 лет отработала там маляром и все время пела. И сейчас продолжаю рабо тать. И пою все время —куда в жизни без песни. Поет Лидия Петровна с детства. Отец хорошо играл на гитаре, мама пела. С пяти лет голосистую девочку зва ли иа свадьбы. Благодаря Лидиному голосу у многодет ной семьи всегда были билеты в кино — Лида пела иа Соколе за контрамарки. Когда училась иа маляра, Лидии голос оценил сам Мистюков (Андрей Петрович Мистю- коБ — заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор. знаток русского народного песенного искусства, создатель хора Новолипецких металлургов и художественный ру ководитель Государственного академического Воронеж ского русского народного хора имени Массалитинова — Прим. ред.). В конце 1950 -х он организовал в Липецке ан самбль песни и пляски профтехобразования. Из учащихся 10 липецких училищ Мистюков выбрал трех молодых людей, среди которых была и Лида, чтобы отправить для дальнейшего музыкального образования в Москву — так щедро природа одарила ребят. Но мама ие отпу стила Лиду Б столиц,'. Все свое мастерство Лидия Пе тровна отдала гамодеятельности, где поет уже более 6 о лет. На ее глазах «Русская песня» распалась в 1970 -е. ПЕРВЫЙ НОМЕР Заявила о себе снова в 1980 -е, когда певиц вызывали пря мо из декретного отпу'ска. Пережила распад и хаос 1990 -х, когда закрывались и более маститные коллективы, эконо мические кризисы нулевых, когда коллектив существовал без руководителя. На ее глазах «Русская песня» заново ро дилась в XXI веке. СОХРАНИТЬ РУССКИЙ ДУХ Три года назад рукоюдителем коллектива стала Арина Гридина, художественный руководтггель професаюнального ансамбля народной песни «Зень». Сначала она сделала «Рус скую песню» дипломантом фестиваля «Крылья Победы», потом победителем областного конкурса «Поют ветераны». На коллектив обратили внимание, и к празднованию юбилея «Ру'сская песня» получила звание «народная». Для «своих девочек» Гридина заказала новые костюмы, которые больше соответствуют обновленному репертуару, где лирические ка зачьи песни соседствуют с авто[хкими народными. К сожале нию, когда «Первый номер» встречался с самодеятельными артистами, костюмы еще шились. Впервые они были проде монстрированы II фев[>аля на сцене филиала Липецкого Дома му'зыки «Сту'деновский». —Сейчас самодеятельных коллективов почти не осталось. Да, они нерентабельны: на них не заработаешь, а вкладывать нужно: в костюмы, в инстру'менты. Но нс вое же измеряется деньгами, — CHunutemАрина Гридина. — Музыка, которуюмы несем, все реже исполняется со сцены. Но у этих женщин есть дети, вну'ки, правну'ки, которые слышат эти песни, приходят на наши концерты. И в них это останется и потом обязательно проявится. Ведь именно эти женщины своими песнями сохра няют русский дух, душу народа ДУША ОСТАЕТСЯ МОЛОДОЙ Два раза в неделю после работы или, пе^юделав все домаш ние дела и передав вну'ков их родителям, они спешат с разных концов города в ДК. Переодеваются в небольшом помещении. Здесь холодно. «Запоем —жарко станет», — уверяют певицы. Бережное отношение даже к старым костюмам выдаст в них артисток высокого уровня. Лтща специально накрывают поло тенцами, чтобы не испачкать белые рубахи пудрой и помадой. Для Татьяны Павловой «Р}'сская песня» стала новым эта пом. Смеется, настоящая жизнь началась иа пенсии. После того, как вырастила детей и вынянчила внуков, нашлось время и для себя: занялась танцами и пением. —Трагедия сгарюсги ие в том, что стареешь, а в том, что в душе остаешься молодым и так же, по-премашму, хочется и в коллективе побыть, хочется общения и быть полезной, — говорит ТатьянаАлсксеевна, — Быт. он же заедает, —подхватываем Зинаида Сарычева, что поет в коллективе первый год. —Песня —это для души. Здесь я просто отдькаю. —Мне сьш говорит: «Русская песня» держит тебя в тонусе, сгабилизирует; Мама, обязательно пой», —рассказывает Вера Труфанова. В ПРОСТОРАХ ЛИПЕЦКИХ Несмотря иа солидный юбилей, коллектив собирается до сих пор, по крупиночкам. Кого-то, как Татьяну Боров ских, пригласила соседка. Ансамбль, в котором раньше пела Татьяна Сергеевна, распался. Вот уже пятый год она в «Рус ской песне». Год назад привела сюда свою сестру. Ирина Проценко выросла иа песнях этого коллектива — ее роди тели работали в ДК, она школьницей бегала сюда в кружки. После смерти родителей переехала в их дом и вспомнила про коллектив, где женщины всегда поют. —Мы и мужчин ждем. Среди пас много одиноких, — смеются певицы. —Только мужчины что-то к нам не идут. Из мужчин здесь один аккомпаниатор, стержень кол лектива и автор песен, баянист Геннадий Панов. С «Русской песней» он с 1999 года. Жеисю 1 Й коллектив чу'тко ловит любое его слово. —Да что про меня говорить, — стесняется баянист. — Мы вам споем лучше. И без подготовки, только услышав первые аккорды, его певицы мгновенно выстраиваются в полукруг: «В просторах липецкой земли луга и иивы. Как изумруд стоят зеленые леса. И соловышььх трелей слышат ся разливы. И песни звонкие летят издалека». —Ну'жно девчонок иа гастроли везти, хотя бы в соседние области, —вздыхает Арина Гридина. — Ведь как они поют, как настоящие великие артисты —душой. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯГОРЙЯНОВА.ФООТ:СЕРГЕЙПАРШНИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz