Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

1 R ООП гПОПП №50 ЛИПЕШСАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАПИОННОДНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА L L гНи и н и д ПЕРВЫЙ НОМЕР ПРОЩАНИЕСМАСТЕРОМ Ш -i Л ипецк простился с народным художником России, Почетным гражданином города Юрием Гришко. Народным нс по званию, а по отношению к жизни и людям. Чтобы отдать дань памяти мастеру, люди выстраивались в длинную очередь. Гражданская панихида про­ шла в областном выставочном зале. Сам Юрий Дмитриевич шутливо называл себя саратовским культурным десантом. ВЛипецк он, выпускник саратовского ху­ дожественного училища, приехал в 1958 -м сразу после службы в армии. Область только образовалась. Для людей творческих были большие перспективы в работе. И хотя Юрий Гришко на­ звание «Липецк» услышал впервые, согласился с предложением друга ехать создавать Союз художников в новой области. «Я мог бы в армию нс ходить —у мамы моей была третья группа, — откровенно рассказывал народный художник за чашкой чая. —Но так как работать было негде, да и страшно, поэтому решил, схожу-ка я в армию. Я только в военкомате по­ просил; «Вы меня подальше пошлите, чтобы я в самоволку нс убегал». Сказали; «Будет тебе подальше». Прихожу на вокзал, а на вагонах наших написано; «Саратов —Владивосток». Я го­ ворю; «Что же так далеко?» А мне старшина отвечает; «Это еще полпути». И закатали меня на Камчатку, на самый край земли. Так что уже никакой Липецк нс страшен был после этого». ВЛипецке Юрий Дмитриевич более 30 лет возглавлял твор­ ческую группу, которая работала на Новолипецком металлурги­ ческом комбинате. Он создал целую галерею портретов рабочего человека. Любил наброски делать прямо в цехе. Искренне восхи­ щался «мощью технических возможностей человека», как лю­ бил говорить об этом сам. «Мужик на корточки сел и наклонился к форме с тяжелой ложкой с металлом —такое напряжение во всем теле и такая красота пластическая», — рассказывал он о своей скульптуре «Проба чугуна», которая сделала его знаменитым на весь Со­ ветский Союз уже в 1961 -м. Он считался одним из выдающихся мастеров скульптурного портрета. Один из своих знаменитых монументов «Памятник борцам за установление Советской власти» на площади Революции вслед за липчанами нежно называл; «Мужик с полотенцем». Гордился. Говорил, если липчане свое название придумали, зна­ чит, памятник «ушел в народ», стал своим. — У Юрия Дмитриевича было великолепное чувство юмора, — сказал во время гражданской панихиды вице-губернатор Юрий Таран. — Он отличался простотой. Свой талант щедро дарил лю­ дям. Рассказывал, каким бы хотел видеть продолжение себя на Ли­ пецкой земле. Многие из пожелаш 1 Йудастся осуществить. Человек такого масштаба достоин, чтобы о нем помнили. Одной из своих задач, о чем часто рассказывал журналистам, Юрий Гришко считал создание в Липецке сада-сквера, где раз­ местились бы скульптуры прославленных липчан. «Есть в Липецке красивое место, исторически сложившееся, — Е1ерхний парк. Там можно было бы сделать рад скульптурных ком­ позиций на историческую тему, — мечтал народный художник. — Туда могли бы приходить учителя с детьми, проводить уроки. Горо­ жане бы приходили отдыхать, там бы назначались свидания. Мы бы сделали небольшие полутораметровые композиции, отлитые в чу­ гуне, поставили бы две-три скамейки и проложили дорожки к сле­ дующему тематическому уголку. У нас есть прекрасная набережная, ксуторуютоже можно было бы украсить современными городскими скульптурами на детскую и юношескую темы. Пока у нас очень мало живой городской скульптуры, которая и делает облик города». —Всего два месяца назад мыс Юрием Дмитриевичем обсуж­ дали планы развития города и планы увековечивания памяти липчан и исторических событий. Обсуждали памятник Екатери­ не Великой. Он до последних дней жил интересами города, — сказал глава Липецка Сергей Иванов. За 6 о лет, что Юрий Дмитриевич прожил в Липецке, он со­ здал более 400 работ. Можно сказать, на его глазах творилась история молодой Липецкой области, он уже сам стал се частью. Вместе с ним ушла большая эпоха. ТЕКСТ;(ТАТАЛЬЯГОРЯШОВАКДР1ИИД:ВИКТОРЯИЧНИКОВ ^РЯЖД ИО ТМЬ с ГЕНИЕМ Татьяна Нечаева, искусствовед: — Когда я только после университета пришла работать в выставочный зал, Юрий Дмитриевич был первым человеком, который подал мне руку и придал уверенноаи. Я очень робела. Я боялась неправильно употребить слова, что-то не так сказать. Юрий Дмитриевич, видя мою неуверенность, притласил к себе в мастерскую, говорит: потолкуем. С этого началась наша дружба. Можно сказать, он аал моим крестным отцом в профессии. Благодаря ему в 1986 году я попала на Всесоюзный семинар искусствоведов и критиков, где могла учиться у крупнейших искусствоведов Советского Союза. Юрий Дмитриевич всегда был моим верным другом. Надеюсь, таким же хорошим другом была и я. Мне доводилось много писать о Юрии Дмитриевиче, его творчестве, мы вместе издавали художественные альбомы. Благодаря ему я прикоснулась к настоящему искусству. Художники, приезжающие к нам, приходя в мастерскую Юрия Гришко, говорили: «Вы даже не представляете, что живете рядом с гением». ^ ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА Виктор Яичников, художник: — Первая моя встреча с Юрием Дмитриевичем произошла в 1986-м. Это была первая молодежная выставка. Я принес четыре работы. Нужно сказать, в те годы к худграфу относились скептически, наши работы не брали на выставки, говорили: «Там учителя, а не художники». Я ухожу и уношу свои работы. Вдруг слышу, Юрий Дмитриевич говорит: «Мы как-то странно себя ведем, смотрим всякую ерунду, а когда нам показывают действительно интересные работы, мы их даже не рассматриваем. Верните, пожалуйста, предыдущие», И у меня на выставку взяли все картины. Я могу сказать, что Юрию Дмитриевичу в своей творческой жизни обязан очень многим. Он всегда ко мне относился светло и с интересом. Поэтому мне всегда хотелось сделать его портрет. Так получилось, что он стал последним. Юрий Дмитриевич здесь изображен в своей фирменной рубашке. Когда спросил, почему именно такая, он ответил: «Меня в ней привыкли видеть. Я в ней работаю. Это уже образ». Теперь этот портрет будет показан на выставке, посвященной Дню художника. ^ ОН ЛЮБИЛ МОЛОДЕЖЬ Ирина Ушакова, преподаватель колледжа искусств имени Игумнова: — Юрий Дмитриевич был непростой творческий человек, со своими правилами и принципами, которым никогда не изменял. Я познакомилась с ним 20 лет назад, когда работала в школе искусств: мои дети участвовали в конкурсе, он был в жюри, оценивал работы и давал советы. Потом студентка нашего колледжа Юлия Мартюшова делала дипломную работу — портрет Юрия Дмитриевича. Мы приезжали, общались с ним, смотрели, как работает. Он любил молодежь. Всегда угощал чаем в мастерской. Показывал свои работы, техники, лепил у станка — он любил, когда приходили студенты. Он заряжался от них молодой радостной энергией. Хороший был дядька: мог поучить и пожурить, но всегда снисходительно относился к молодым художникам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz