Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
1 R ООП гПОПП №50 ЛИПЕШСАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАПИОННОДНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА L L гНи и н и д ПЕРВЫЙ НОМЕР ПРОЩАНИЕСМАСТЕРОМ Ш -i Л ипецк простился с народным художником России, Почетным гражданином города Юрием Гришко. Народным нс по званию, а по отношению к жизни и людям. Чтобы отдать дань памяти мастеру, люди выстраивались в длинную очередь. Гражданская панихида про шла в областном выставочном зале. Сам Юрий Дмитриевич шутливо называл себя саратовским культурным десантом. ВЛипецк он, выпускник саратовского ху дожественного училища, приехал в 1958 -м сразу после службы в армии. Область только образовалась. Для людей творческих были большие перспективы в работе. И хотя Юрий Гришко на звание «Липецк» услышал впервые, согласился с предложением друга ехать создавать Союз художников в новой области. «Я мог бы в армию нс ходить —у мамы моей была третья группа, — откровенно рассказывал народный художник за чашкой чая. —Но так как работать было негде, да и страшно, поэтому решил, схожу-ка я в армию. Я только в военкомате по просил; «Вы меня подальше пошлите, чтобы я в самоволку нс убегал». Сказали; «Будет тебе подальше». Прихожу на вокзал, а на вагонах наших написано; «Саратов —Владивосток». Я го ворю; «Что же так далеко?» А мне старшина отвечает; «Это еще полпути». И закатали меня на Камчатку, на самый край земли. Так что уже никакой Липецк нс страшен был после этого». ВЛипецке Юрий Дмитриевич более 30 лет возглавлял твор ческую группу, которая работала на Новолипецком металлурги ческом комбинате. Он создал целую галерею портретов рабочего человека. Любил наброски делать прямо в цехе. Искренне восхи щался «мощью технических возможностей человека», как лю бил говорить об этом сам. «Мужик на корточки сел и наклонился к форме с тяжелой ложкой с металлом —такое напряжение во всем теле и такая красота пластическая», — рассказывал он о своей скульптуре «Проба чугуна», которая сделала его знаменитым на весь Со ветский Союз уже в 1961 -м. Он считался одним из выдающихся мастеров скульптурного портрета. Один из своих знаменитых монументов «Памятник борцам за установление Советской власти» на площади Революции вслед за липчанами нежно называл; «Мужик с полотенцем». Гордился. Говорил, если липчане свое название придумали, зна чит, памятник «ушел в народ», стал своим. — У Юрия Дмитриевича было великолепное чувство юмора, — сказал во время гражданской панихиды вице-губернатор Юрий Таран. — Он отличался простотой. Свой талант щедро дарил лю дям. Рассказывал, каким бы хотел видеть продолжение себя на Ли пецкой земле. Многие из пожелаш 1 Йудастся осуществить. Человек такого масштаба достоин, чтобы о нем помнили. Одной из своих задач, о чем часто рассказывал журналистам, Юрий Гришко считал создание в Липецке сада-сквера, где раз местились бы скульптуры прославленных липчан. «Есть в Липецке красивое место, исторически сложившееся, — Е1ерхний парк. Там можно было бы сделать рад скульптурных ком позиций на историческую тему, — мечтал народный художник. — Туда могли бы приходить учителя с детьми, проводить уроки. Горо жане бы приходили отдыхать, там бы назначались свидания. Мы бы сделали небольшие полутораметровые композиции, отлитые в чу гуне, поставили бы две-три скамейки и проложили дорожки к сле дующему тематическому уголку. У нас есть прекрасная набережная, ксуторуютоже можно было бы украсить современными городскими скульптурами на детскую и юношескую темы. Пока у нас очень мало живой городской скульптуры, которая и делает облик города». —Всего два месяца назад мыс Юрием Дмитриевичем обсуж дали планы развития города и планы увековечивания памяти липчан и исторических событий. Обсуждали памятник Екатери не Великой. Он до последних дней жил интересами города, — сказал глава Липецка Сергей Иванов. За 6 о лет, что Юрий Дмитриевич прожил в Липецке, он со здал более 400 работ. Можно сказать, на его глазах творилась история молодой Липецкой области, он уже сам стал се частью. Вместе с ним ушла большая эпоха. ТЕКСТ;(ТАТАЛЬЯГОРЯШОВАКДР1ИИД:ВИКТОРЯИЧНИКОВ ^РЯЖД ИО ТМЬ с ГЕНИЕМ Татьяна Нечаева, искусствовед: — Когда я только после университета пришла работать в выставочный зал, Юрий Дмитриевич был первым человеком, который подал мне руку и придал уверенноаи. Я очень робела. Я боялась неправильно употребить слова, что-то не так сказать. Юрий Дмитриевич, видя мою неуверенность, притласил к себе в мастерскую, говорит: потолкуем. С этого началась наша дружба. Можно сказать, он аал моим крестным отцом в профессии. Благодаря ему в 1986 году я попала на Всесоюзный семинар искусствоведов и критиков, где могла учиться у крупнейших искусствоведов Советского Союза. Юрий Дмитриевич всегда был моим верным другом. Надеюсь, таким же хорошим другом была и я. Мне доводилось много писать о Юрии Дмитриевиче, его творчестве, мы вместе издавали художественные альбомы. Благодаря ему я прикоснулась к настоящему искусству. Художники, приезжающие к нам, приходя в мастерскую Юрия Гришко, говорили: «Вы даже не представляете, что живете рядом с гением». ^ ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА Виктор Яичников, художник: — Первая моя встреча с Юрием Дмитриевичем произошла в 1986-м. Это была первая молодежная выставка. Я принес четыре работы. Нужно сказать, в те годы к худграфу относились скептически, наши работы не брали на выставки, говорили: «Там учителя, а не художники». Я ухожу и уношу свои работы. Вдруг слышу, Юрий Дмитриевич говорит: «Мы как-то странно себя ведем, смотрим всякую ерунду, а когда нам показывают действительно интересные работы, мы их даже не рассматриваем. Верните, пожалуйста, предыдущие», И у меня на выставку взяли все картины. Я могу сказать, что Юрию Дмитриевичу в своей творческой жизни обязан очень многим. Он всегда ко мне относился светло и с интересом. Поэтому мне всегда хотелось сделать его портрет. Так получилось, что он стал последним. Юрий Дмитриевич здесь изображен в своей фирменной рубашке. Когда спросил, почему именно такая, он ответил: «Меня в ней привыкли видеть. Я в ней работаю. Это уже образ». Теперь этот портрет будет показан на выставке, посвященной Дню художника. ^ ОН ЛЮБИЛ МОЛОДЕЖЬ Ирина Ушакова, преподаватель колледжа искусств имени Игумнова: — Юрий Дмитриевич был непростой творческий человек, со своими правилами и принципами, которым никогда не изменял. Я познакомилась с ним 20 лет назад, когда работала в школе искусств: мои дети участвовали в конкурсе, он был в жюри, оценивал работы и давал советы. Потом студентка нашего колледжа Юлия Мартюшова делала дипломную работу — портрет Юрия Дмитриевича. Мы приезжали, общались с ним, смотрели, как работает. Он любил молодежь. Всегда угощал чаем в мастерской. Показывал свои работы, техники, лепил у станка — он любил, когда приходили студенты. Он заряжался от них молодой радостной энергией. Хороший был дядька: мог поучить и пожурить, но всегда снисходительно относился к молодым художникам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz