Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№47 ЛИПЕЦКАЯ Г01ЮЛСКАЯ ИНФОЕМАЦИОН НО^АНАЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РНОИСТОРИЮ|20 | п о с л ед н и й п о ход 14НОЯБРЯ 1993ГОДА воВРЕМЯШОТРМА вБИСКАЙСКОМЗАЛИВЕПОИГБ ВЫДАЮЩИЙСЯРОСИСЙКЙИ ПУТЕШЕСТВЕННИК. ЛИПЧАНИНЕВГЕНИЙСМУРГИС Е вгений Смургис вошел в историю как первый человек, которь[й попы­ тался пройти вокруг света па веслах. Он мечтал обогирть мир с востока на запад, начав с арктических морей, дойти до Атлантики, пройти в Тихий океан через Па­ намский канал, вдоль западных берегов Но­ вого света войти в Берингов пролив, а отту­ да до устья Лены —к месту старта. Смургис успел пройти лишь самый трудпь[й участок п}ти «северный», всего п 300 км. Но только за этот путь дважды вошел в книгу' ргекор- дов Гиннесса, СЫН ЛЕТЧИКА Евгений Сму'ргис родился в 1938 году в Оренбурге в семье легендарного летчика, героя £1еликой Отечественной войны Павла Смургиса. После войны полковник авиации возглавил летное училище, в котором учил­ ся первый космонавт Юрий Гагаршг. В 1950 году Павла Смургиса перевели в Лгшецк, где он испытывал новые истребители. Кроме неба полковник любил спорт, приобщал к нему нс только своюсемью, но и липчан. «Это он, Павел Федорович, основал в Липецке первый клу'б большого тенниса и постртил корт напротив дворца спорта «Динамо». Затем младший сын Владимир продолжил тренировать теннисистов. Все 43 года, что Павел Федорович жил в Липец­ ке, он ежедневно, в любую погоду, занимал­ ся бегом, зимой в одних спортивных трусах, майке и кроссовках», — из воспоминаний Михаила Барабанова. УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ Старший Евгений, как и все мужчины в се­ мье Смургисов, был гцгскрасным спортсменом: лыжник, пловец, легкоатлет, боксер —мастер спорта по боксу. Окончив Пермский педагоги- ЧССЮ 1 Й институт, Евгений Павловггч работал учителем физкультуры в небольшом посел­ ке Тулпан. Самым распространенным видом т[>анспорта здесь были лодьси. Однажды Смур­ гис увидел, как ловко утгравляется старенькая бабушка, та перевозила козу и копну сена. Лег­ кость скольжения и грациозность движения северныхлодок впечатлила Смургиса. Именно тогда у него зародилась идея покорения рус­ ского Севера на веслах. МВ ЧА ЕХ ТА ЫЙ РЕ ВЕСЛА 12 августа 1967 года лодка «МАХ- 4 », «ма­ хай в четыре весла», как шутливо пояснял сам Евгений Смургис, причалила к Центральному' пляжу в Липецке. Вместе со Смургисом вес­ лами махал его друт и впоследствии участ­ ник многих походов Валерий Лютиков. Они п[юшли 4500 км по Каме, Е1олге, Дону и Ворт- нежу. Так учитель стал путешественником. 30ЛЕТНАЗАДЛИПЧАНИНЕВГЕНИИСМУРГИССТАЛ ПЕРВЫМЧЕЛОВЕКОМВМИРЕ, КОТОРЫЙПОПЫТАЛСЯ ОБОЙТИВОКРУГСВЕТАНАВЕСЕЛЬНОЙЛОДКЕ в 197 : году Евгений Смургис стал штат­ ным охотником-промысловиком. Это по­ зволило ему совместить тягу к странствиям с возможностью зарабатывать деньги на свои путешествия. С 1967 по 1987 год Евге­ ний Смургис прошел на веслах по северным рекам и морям России более 35 тысяч км. По сути, все эти 20 лет стали подготовкой к большому кругосветному походу, который еще никто не совершал. ВОКРУГ СВЕТА 24 июня 1988 года весельная лодка «Пелла-фиорд» пошла по Северному мор­ скому пули. До этого никто и никогда не отваживался на такой подвиг. В Заполярье навигация длится полтора месяца, а по мо­ рям можно пройти лишь на ледоколе. Смургис, в бу'квальном смысле слова прорубая топором дорогу' во льдах, прошел два маршрута в заполярных морях: от Тик- си до Хатанги, а затем до Диксона. В авгу­ сте 1990 года Сму'ргис обогнул «верху'шку» Евразии и впервые на гребной лодке достиг мыса Челюскина. «О трудностях Женя даже и не заикался. Все больше рассказывал об удивительной кра­ соте природы, о непуганых зверях и птицах в глухой тайге, но больше всего о людях. При его судно должно было быть непотопляе­ мым, самовосстанавливающимся, то есть самостоятельно вставать, если перевернет волна. Лодка выполнила свою задачу — в страшном шторме в ночь на 15 ноября 1993 года она практически не пострадала. Исследователи считают, если бы Евгений Смургис остался в каюте, он смог бы закон­ чить свое кругосветное пу'тешествие. и к со н - 1УРМАНСК-ЛОНДОН этом глаза и голос его теплели, особенно когда он |>ассказывал о капитане атомного ледокола «Советск™ Союз» Анатолш'! Горшковском. Эго было 14 сентября 1990 года в Карском море. Представьте себе такую сцену: плывет себе Евгений среди ледяного крошева, усердно работая веслами, и вдруг —гудок, его догоняет атомоход «Советский Союз». Моряки на водо­ лазном боте спешат ему на помощь. Аон, опе- |южая BOHjxjcbi «спасателей», рапортует: «Ка- гштан ледокольного судна «Пелла-фиорд» хочет нанести визит капитану атомохода», — 113 воспоминаний Михаила Барабанова. 2 0 0 0 КМ ПО ледяному крошеву и через снежные торосы KajxKoro моря Евгений Смургис прошел за 65 дней. После этого пришлось сделать вынужденный перерыв — Смургис ждал, когда будет готова лодка, ко­ торая сможет выдержать океанские волны. ЛОДКА ДЛЯ ОКЕАНА Проект океанской весельной лодки под­ готовил KOHcrpj'KTop завода «Пелла» Вале­ рий Попов. Это был усовершенствованный вариант МАХ- 4 : лодка такой же длины — 7,5 м, узкая и низкобортная, но выше ва­ терлинии носовые обводы были сделаны полнее, чтобы лучше всходить на волну', нс врезаться в нес. По задумке Смургаса, Лодка была готова в 1992 году'. Два очеред­ ных этапа Евгений прошел со своим 22 -летним сьшом Александром. В сентяб|х; 1992 -го Мур­ манск пу'тсшссгвенников встретил неласково: сначала их нс хотели выпу'скать на весельной лодке в морс, потом задержали погранични­ ки. Зато в Лондоне российских путешссгвен- нгжов встретили с почетом —отец с сыном преодолели 4000 км на веслах по Баренцеву, Норвежскому и Северному морям. Однако из Лондона в свой последний поход Евгений Смургас ушел один —сын вернулся в Россию. Александр до конца, до своей трагической ги­ бели в 2005 году, будет винить себя за то, что оставил отца. ПОГЛОТИТЕЛЬ ЛЮДЕЙ 1993 год для семьи Смургисов стал тра­ гическим. Весной умер глава семьи —Павел Смургис. Осенью шторм в Бискайском за­ ливе близ побережья Франции унес жизнь Евгения Смургиса. Это место французские моряки называют «поглотитель людей». Последняя запись в бортовом дневнике Евгения Смургиса: «О. Олероп, близ города Ла-Трамблад, 14 ноября. Ночь прювел в бес­ покойстве, словно па вибростепде... Ветер к шести часам развернулся па 330 градусов, подул почти с противопололпюй стороны... Костюм снимать пе стал, а так в нем и за­ дремал. Недолго... Еще полтора часа греб по ветру против течения, медленно двига­ ясь па юго-восток. Потом заработал прилив, и лодка пошла... Думал ночью, если ветер не изменится или не ослабеет, то возвращаться в Ла-Рошель по ветру —часа два хода. Самое разумное...». Евгений Смургис с сыном Aлeкcaндpo^ на «МАХ- 4 ». 1993 год Смургис был предупрежден о шторме и решил переждать его, дрейфуя вблизи по­ бережья. Когда налетел шквал, бывалый пу- тешесгвешшк не успел надеть спаежилет и пристегнуться к лодке. Его смыла волна. Следующая —отбросила лодку' на недостижи­ мое расстояние. «МАХ- 4 » выбросило на берег близ Лт-Трамблада 15 ноября. На шестой день после т|эагедии слагатели на том же месте об­ наружили тело Евгения Смургига. 9 декабря путешественника похоронили в Липецке на Косыревском кладбище рядом с отцом. ТЕКСТ:ЙЙТДЛЬЯГОРЯЙНОВА.ФОТОССДЙТЙMt)LHSP0RT48.il

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz