Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
№47 ЛИПЕЦКАЯ Г01ЮЛСКАЯ ИНФОЕМАЦИОН НО^АНАЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РНОИСТОРИЮ|20 | п о с л ед н и й п о ход 14НОЯБРЯ 1993ГОДА воВРЕМЯШОТРМА вБИСКАЙСКОМЗАЛИВЕПОИГБ ВЫДАЮЩИЙСЯРОСИСЙКЙИ ПУТЕШЕСТВЕННИК. ЛИПЧАНИНЕВГЕНИЙСМУРГИС Е вгений Смургис вошел в историю как первый человек, которь[й попы тался пройти вокруг света па веслах. Он мечтал обогирть мир с востока на запад, начав с арктических морей, дойти до Атлантики, пройти в Тихий океан через Па намский канал, вдоль западных берегов Но вого света войти в Берингов пролив, а отту да до устья Лены —к месту старта. Смургис успел пройти лишь самый трудпь[й участок п}ти «северный», всего п 300 км. Но только за этот путь дважды вошел в книгу' ргекор- дов Гиннесса, СЫН ЛЕТЧИКА Евгений Сму'ргис родился в 1938 году в Оренбурге в семье легендарного летчика, героя £1еликой Отечественной войны Павла Смургиса. После войны полковник авиации возглавил летное училище, в котором учил ся первый космонавт Юрий Гагаршг. В 1950 году Павла Смургиса перевели в Лгшецк, где он испытывал новые истребители. Кроме неба полковник любил спорт, приобщал к нему нс только своюсемью, но и липчан. «Это он, Павел Федорович, основал в Липецке первый клу'б большого тенниса и постртил корт напротив дворца спорта «Динамо». Затем младший сын Владимир продолжил тренировать теннисистов. Все 43 года, что Павел Федорович жил в Липец ке, он ежедневно, в любую погоду, занимал ся бегом, зимой в одних спортивных трусах, майке и кроссовках», — из воспоминаний Михаила Барабанова. УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ Старший Евгений, как и все мужчины в се мье Смургисов, был гцгскрасным спортсменом: лыжник, пловец, легкоатлет, боксер —мастер спорта по боксу. Окончив Пермский педагоги- ЧССЮ 1 Й институт, Евгений Павловггч работал учителем физкультуры в небольшом посел ке Тулпан. Самым распространенным видом т[>анспорта здесь были лодьси. Однажды Смур гис увидел, как ловко утгравляется старенькая бабушка, та перевозила козу и копну сена. Лег кость скольжения и грациозность движения северныхлодок впечатлила Смургиса. Именно тогда у него зародилась идея покорения рус ского Севера на веслах. МВ ЧА ЕХ ТА ЫЙ РЕ ВЕСЛА 12 августа 1967 года лодка «МАХ- 4 », «ма хай в четыре весла», как шутливо пояснял сам Евгений Смургис, причалила к Центральному' пляжу в Липецке. Вместе со Смургисом вес лами махал его друт и впоследствии участ ник многих походов Валерий Лютиков. Они п[юшли 4500 км по Каме, Е1олге, Дону и Ворт- нежу. Так учитель стал путешественником. 30ЛЕТНАЗАДЛИПЧАНИНЕВГЕНИИСМУРГИССТАЛ ПЕРВЫМЧЕЛОВЕКОМВМИРЕ, КОТОРЫЙПОПЫТАЛСЯ ОБОЙТИВОКРУГСВЕТАНАВЕСЕЛЬНОЙЛОДКЕ в 197 : году Евгений Смургис стал штат ным охотником-промысловиком. Это по зволило ему совместить тягу к странствиям с возможностью зарабатывать деньги на свои путешествия. С 1967 по 1987 год Евге ний Смургис прошел на веслах по северным рекам и морям России более 35 тысяч км. По сути, все эти 20 лет стали подготовкой к большому кругосветному походу, который еще никто не совершал. ВОКРУГ СВЕТА 24 июня 1988 года весельная лодка «Пелла-фиорд» пошла по Северному мор скому пули. До этого никто и никогда не отваживался на такой подвиг. В Заполярье навигация длится полтора месяца, а по мо рям можно пройти лишь на ледоколе. Смургис, в бу'квальном смысле слова прорубая топором дорогу' во льдах, прошел два маршрута в заполярных морях: от Тик- си до Хатанги, а затем до Диксона. В авгу сте 1990 года Сму'ргис обогнул «верху'шку» Евразии и впервые на гребной лодке достиг мыса Челюскина. «О трудностях Женя даже и не заикался. Все больше рассказывал об удивительной кра соте природы, о непуганых зверях и птицах в глухой тайге, но больше всего о людях. При его судно должно было быть непотопляе мым, самовосстанавливающимся, то есть самостоятельно вставать, если перевернет волна. Лодка выполнила свою задачу — в страшном шторме в ночь на 15 ноября 1993 года она практически не пострадала. Исследователи считают, если бы Евгений Смургис остался в каюте, он смог бы закон чить свое кругосветное пу'тешествие. и к со н - 1УРМАНСК-ЛОНДОН этом глаза и голос его теплели, особенно когда он |>ассказывал о капитане атомного ледокола «Советск™ Союз» Анатолш'! Горшковском. Эго было 14 сентября 1990 года в Карском море. Представьте себе такую сцену: плывет себе Евгений среди ледяного крошева, усердно работая веслами, и вдруг —гудок, его догоняет атомоход «Советский Союз». Моряки на водо лазном боте спешат ему на помощь. Аон, опе- |южая BOHjxjcbi «спасателей», рапортует: «Ка- гштан ледокольного судна «Пелла-фиорд» хочет нанести визит капитану атомохода», — 113 воспоминаний Михаила Барабанова. 2 0 0 0 КМ ПО ледяному крошеву и через снежные торосы KajxKoro моря Евгений Смургис прошел за 65 дней. После этого пришлось сделать вынужденный перерыв — Смургис ждал, когда будет готова лодка, ко торая сможет выдержать океанские волны. ЛОДКА ДЛЯ ОКЕАНА Проект океанской весельной лодки под готовил KOHcrpj'KTop завода «Пелла» Вале рий Попов. Это был усовершенствованный вариант МАХ- 4 : лодка такой же длины — 7,5 м, узкая и низкобортная, но выше ва терлинии носовые обводы были сделаны полнее, чтобы лучше всходить на волну', нс врезаться в нес. По задумке Смургаса, Лодка была готова в 1992 году'. Два очеред ных этапа Евгений прошел со своим 22 -летним сьшом Александром. В сентяб|х; 1992 -го Мур манск пу'тсшссгвенников встретил неласково: сначала их нс хотели выпу'скать на весельной лодке в морс, потом задержали погранични ки. Зато в Лондоне российских путешссгвен- нгжов встретили с почетом —отец с сыном преодолели 4000 км на веслах по Баренцеву, Норвежскому и Северному морям. Однако из Лондона в свой последний поход Евгений Смургас ушел один —сын вернулся в Россию. Александр до конца, до своей трагической ги бели в 2005 году, будет винить себя за то, что оставил отца. ПОГЛОТИТЕЛЬ ЛЮДЕЙ 1993 год для семьи Смургисов стал тра гическим. Весной умер глава семьи —Павел Смургис. Осенью шторм в Бискайском за ливе близ побережья Франции унес жизнь Евгения Смургиса. Это место французские моряки называют «поглотитель людей». Последняя запись в бортовом дневнике Евгения Смургиса: «О. Олероп, близ города Ла-Трамблад, 14 ноября. Ночь прювел в бес покойстве, словно па вибростепде... Ветер к шести часам развернулся па 330 градусов, подул почти с противопололпюй стороны... Костюм снимать пе стал, а так в нем и за дремал. Недолго... Еще полтора часа греб по ветру против течения, медленно двига ясь па юго-восток. Потом заработал прилив, и лодка пошла... Думал ночью, если ветер не изменится или не ослабеет, то возвращаться в Ла-Рошель по ветру —часа два хода. Самое разумное...». Евгений Смургис с сыном Aлeкcaндpo^ на «МАХ- 4 ». 1993 год Смургис был предупрежден о шторме и решил переждать его, дрейфуя вблизи по бережья. Когда налетел шквал, бывалый пу- тешесгвешшк не успел надеть спаежилет и пристегнуться к лодке. Его смыла волна. Следующая —отбросила лодку' на недостижи мое расстояние. «МАХ- 4 » выбросило на берег близ Лт-Трамблада 15 ноября. На шестой день после т|эагедии слагатели на том же месте об наружили тело Евгения Смургига. 9 декабря путешественника похоронили в Липецке на Косыревском кладбище рядом с отцом. ТЕКСТ:ЙЙТДЛЬЯГОРЯЙНОВА.ФОТОССДЙТЙMt)LHSP0RT48.il
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz