Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№ 44 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РЯОКУЛЬТУРУ122 % с 10по 16ОКТЯБРЯ вЛИПЕЦКЕРАБОТАЛА ТЕАТРАЛЬНАЯЛАБОРАТОРИЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА ПОТОЛСТОМУ». С 15ПО23ОКТЯБРЯ ШЕЛФЕСТИВАЛЬНЫЙ ПОКАЗСПЕКТАКЛЕЙ- ЛИПЧАНЕСМОГЛИУВИДЕТЬ 14ПОСТАНОВОК ТЕАТРОВ ИЗРАЗНЫХУГОЛКОВРОССИИ т ш г ^ пошкольнойПРГОРАМЕМ - ' ' '' -- - - / Г ' ' . .>(1 . 1 */ “ .'^5. -A i О дин из старейших театральных фестивалей современной Рос­ сии — «Липецкие театральные встречи» — длился две недели. Знаменитой «Золотой маске» только 25 лет. В Липецке фестиваль проходит в 34-й раз. Фестиваль многократно трансформировался, однако главный его критерий остался неиз­ менным — в Липецке оценивают современ­ ное прочтение классических произведений. В этом году, как на подбор, классика из школь­ ного учебника — три постановки по Гоголю, две — по Пушкину и Чехову, а еш,е Лесков, Салтыков-Щедрин, Толстой, Достоевский и Горький. Деревенщика Абрамова, как и яр­ кого представителя современной европейской драматургии Эрика Шмитта, можно отнести к внеклассному чтению. Да и жюри их никак не отметило — спектакли прошли факуль­ тативно. О победителях, ярких спектаклях, открытиях и неудачах Липецких встреч — в обзоре «Первого номера». Мнение автора не всегда совпадало с мнением жюри. ПРЕДСКАЗЫВАЯ XXI ВЕК Что примечательно, классик XXI века Шмитт был поставлен в традициях театра XX века, произведения же, отделенные от нас столетиями, у современных режиссеров обрели новую жизнь. Даже традиционалист, народный артист Латвийской ССР и Укра­ ины, заслуженный артист РФ Аркадий Кац поставил в Тамбове неклассических «Трех сестер». У него слышатся и пропагандист XIX века Чернышевский, и советский «антисо­ ветчик» Булгаков, и интонации плакатных лозунгов сметающей всё и вся Октябрьской революции. Спектакль-предчувствие — так представил свою свежзло постановку, премье­ ра прошла 22 сентября. Тамбовский ордена «Знака Почета» драматический театр. — Это предчувствие беды, надвигаю­ щейся на Россию, — рассказал актер, пред­ седатель Тамбовского СТД Сергей Леван- довский. — В чем удивительное свойство классического произведения — его открыва­ ешь, и как про сегодняшний день написано, в какие бы времена ни жили. У Сергея Левандовского (играет роль мужа Маши, зрителя гимназии Кулыгина) главная роль в любовном треугольнике: несчастная Маша — «зафутляренный» Кулыгин — под­ полковник Вершинин. Таких треугольников здесь несколько: брат Андрей Прозоров, не- случившийся профессор — его недалекая жена Наталья Ивановна — некий председатель зем­ ской управы Протопопов; Ирина — ее жених барон Тузенбах — штабс-капитан Соленый. Женщины, которые не любят своих мужей, мужья, которые «замучились с женой, заму­ чились с домом» и ходят в чужие дома, чтобы волочиться за чужими женами. Правда, в постановке Каца мужчины вы­ глядят гораздо человечнее. Даже Кулыгин, ко­ торый, кажется, сошел со страниц «Человека в футляре», под гнетом любви к жене, изму­ ченный ее нелюбовью, выкарабкивается из своей функции — он уже не учитель, не под­ чиненный, желающий лишь услужить дирек­ тору, он просто несчастный и очень одинокий человек. Женские типажи у Каца кажутся сплошь отрицательными: истеричная Маша, вуль­ гарная Наталья Ивановна, убивающие в себе все женское старшая Ольга и млад­ шая Ирина, не любящие свою работу, уста­ ющие от нее, но работающие, потому что так правильно, они так где-то прочитали, — старые девы, превращающиеся в очередной винтик, бесплодные смоковницы, ничего не могущие дать этому миру. Может, поэтому мужчины и уходят на войну. Атмосфера разрушения и ухода — глав­ ная тема в тамбовских «сестрах». Спектакль не стал победителем, но ползшил специаль­ ный диплом «За подлинность сценической атмосферы». Аркадий Кац уверен, в XXI веке Чехова будут ставить больше, чем Шекспи­ ра, ведь русский писатель предсказал наше время. ОСВОЕНИЕ КЛАССИКИ и если даже Кац прочитал Чехова по-но­ вому, то славящийся своими авангард­ но-молодежными постановками режиссер Лысьевского театра Алексей Тишура при­ вез современную мистическуто «Пиковзло даму», где клубная жизнь золотой молоде­ жи стала двигателем сюжета, а само действо напоминало современный балет, дискотеку в клубе и античный театр. Неоднозначно, с претензией, любопытно, фестивально. Сам режиссер признался: его постановка вызы­ вает или бурное отторжение, или полное приятие. В Липецке авангардная «Пико­ вая дама» полушила один из главных при­ зов — стала лауреатом в номинации «За ос­ воение классики современными театраль­ ными средствами». — Зритель устал от морализаторства: это хорошо, это плохо, — прокомментировал Алексей Тишура. — Почему много хореогра­ фии? Потому что Александр Сергеевич бьш большой знаток и любитель балета и балет любил больше театра, это дань уважения Пуш­ кину. К тому же Пушкин, прежде всего, поэт, а поэзия не может передаваться бытовыми средствами. И финал — Обуховская больни­ ца для сумасшедших, где вместе с Германом находятся и Раскольников, и Лопахин. Он — с героями литературы, у которых цель оправ­ дывает средства. Мне кажется, Пушкин пер­ вым вывел социального героя — человека в строгом костюме, абсолютно мертвого и хо­ лодного, который лишь играет чувствами. СОВРЕМЕННАЯ МИСТЕРИЯ Еще одну вокально-пластическую траге­ дию в постановке петербургского балетмей­ стера Марии Большаковой показал Влади­ мирский академический театр драмы — очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Постановку можно назвать современной мистерией, где все самое жуткое и самое пре­ красное, что есть в человеке: любовь и же­ стокость, нежность и подлость, вера и преда­ тельство — сталкиваются и борются в одной душе, постепенно погружая человека в ад, а единственной возможностью на спасение становится покаяние. Вот что бьшает, когда цель оправдывает средства, как бы продолжает тему лысьевского театра владимирский. «Леди Макбет» — один из спектаклей, который, наверное, вызвал еди­ нодушное мнение жюри и зала — блистатель­ ный. И заслуженная победа — «Лз«ппий музы­ кально-пластический спектакль».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz