Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)
№43 ЛИПЕ ИКАЛ ГОРОЛСКАЛ ИНФОРМАПИОН НО'АНАЛИТИЧ ЕСКАЛ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РтКУЛЬТУРУ 1212 мы ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗЫВАТЬ Dлюдях ИСКУССТВАВРУБРИКЕ «Я-АРТИСТ». ГЕРОЙЭТОГО НОМЕРА-РУКОВОДИТЕЛЬ ОДНОГОИЗЛУЧШИХОРКЕСТРОВ РОССИИ-ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРКЕСТРАНАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ДИРИЖЕРАЛЕКСЕЙМОРГУНОВ ВПЕРЕД и ВВЕРХ Е годень расписан по минутам. Он живет на два города: в Липецке руководит оркестром народных инструментов, в Тамбове пре подает. Алексей Моргунов —имя, хоро шо известное в мире искусства. В 2013 году он стал победителем I конкурса дирижеров оркестров народных инстру ментов. На сцене управлял Националь- ньви академическим оркестром имени Н.О. Осипова. Моргунов показал такой уровень, что, когда конкурсанты узнали, их конкурент —дирижер детского орке стра музьЕкалыюй школы из Тамбова, не поверили. После этого конкурса молодого дири жера завалили предложениями. Честно признается: Липецк выбрал из-за близости к Тамбову —оставить детей, которым отдал 10 лет жизни, не смог. Вдекабре 2016 -го Алексей Моргунов воз главил Липецкий государственный оркестр народных инструментов. И за год сумел вывести его из депрессивного состояния, вновь сделав одним из лучших коллективов региона. Сейчас оркестр собирает аншла ги. На вопрос: «Как?» —отвечает: «Просто нужно любить и хорошо делать свое дело». МАЛЬЧИК ИЗ МАГНИТОГОРСКА в детстве у Алексея Моргунова был вы бор: балалайка, на которой играла бабушка, или гитара, которой увлекался отец. Бала лайка лучше умещалась в детских руках, да и бабушкин пример заражал. Поэтому, ког да отец предложил пойти учиться в музы кальную школу, согласился легко. —Как-то в хорошем настроении я пры гаю по дивану, папа спрашивает: «В музы кальную школу пойдем учиться?» Я говорю: «Конечно, пойдем!» Но отец сразу преду предил: придется каждый день по часу за ниматься, Теперь занимаюсь по 25 , Папа думал: я поучусь на балалайке, пока руки маленькие, а потом буду с ним —на гитаре. А я раз на балалайке конкурс выиграл, по том второй, третий, и мне стало интересно, смогу ли пятый и шестой, так как конкурсы становились все сложнее и сложнее, К тому же благодаря балалайке я в оперньей театр попал. Приехал на конкурс в Челябинск, и нас повели на «Иоланту» Чайковского. Для меня, мальчика из Магнитогорска, это было сильное впечатление —услышать в се редине до-х оперу вживую. Было, конечно, желание бросить, хоте лось в футбол поиграть, не хотелось зани маться. Но для чего нужны папы — отец говорил мне: «Мы же с тобой договорились. Для мужчины уговор дороже денег. Надо идти до конца». Мои родители всегда меня поддерживали, во всех начинаниях, но у нас в семье так принято: если ты чем-то зани маешься, ты должен довести это до успеха, дожать до конца. Если не получается, зна чит, плохо старался. Если будешь занимать ся делом, оио всегда будет получаться. Одно из проявлений таланта —это трудолюбие. В ТАМБОВ Это Моргунов доказал нс только на своем примере. За несколько лет обычный оркестр обычной музыкальной школы, где он преподает, вышел на профессиональный уровень. Его дети выступают наравне со взрослыми и гастролируют по Европе. Из холодного Магнитогорска в центр Черноземья Алексей перебрался неслучай но —приехал за педагогом. ВМоскве в нуле вые учиться бьЕло дорого, а Тамбов славился своей музыкальной школой, —Я приехал к Андрею Александровичу Горбачеву, но учился у нескольких препода вателей. Алексей Иванович Артемьев увлек дирижированием. Оно раскрывает другие возможности. На балалайке я ограничен тремя струнами и диапазоном инструмента, в оркестре —практически ничем. БАЛАЛАЙКА С ОРКЕСТРОМ Алексея Моргунова очень веселит мне ние, что ансамбль народных инструмен тов — это только «Калинка-малинка». Он убежден, что это серьезная музьЕка. Здесь играют и Гершвина, и РахманиЕЕОва. Со- времеЕЕЕЕЬЕе российские композиторы с удо вольствием пишут для народных оркестров. В репертуарю липчан музьЕка для детей Ефрема Подгайца и «взрослый» Михаил Броннер. Автор «Легенды о граде Ельце» Александр Чайковский планирует написать специалыЕо для липчан коЕЕцерт для бала лайки с оркестром. — Распространенный миф, что филармо ническое, академическое искусство — слож ное. Когда плохо играют, это, действительно, сложно. Когда хорошо —это легко. Мало кто из людей, попробовав черную икру, сказал, что это гадость. Только продукт должен быть ка чественным. Даже музыку Моцарта можно ис портить плохим исполнением. Российская пу блика готова воспринимать высокое искусство, но только когда играЕот Евавысоком уровне. ВПЕРЕД И ВВЕРХ Для Липецка Алексей Моргунов стал своего рода кризисным менеджером. Ли пецкий государствешЕый оркестр народных инструментов переживал не самые лучшие времена: финансовый скандал, отставка худрука. — Первой задачей для мегш бьЕло — вье - весги оркестр из пике, из депрессии. Нужна бьЕла реанимация. Сейчас оркестр уже зву чит по-другому. И если еще год назад нуж но было просто хоть что-то сыграть, сейчас переходим к вопросам интерпретации — удалось ли раскрьЕть произведение в том ракурсе, который нам диктует стилистика. И это бесконечЕЕая работа. Это как в спорте: Елена ИсиЕЕбаева i:a каждом соревЕЕОвании плаЕЕку подЕЕИмала все вьЕше и выше. И мы также ЕЕа каждом коЕЕцерте должееы подееи - мать свой уровень. Задача искусства, как говорил КаЕЕДИЕЕСкий, постояЕЕЕЕо двигаться вперед и вверх. ТЕ№Т: НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА.О Ш СЕРГЕЙПАРШИН КОРОТКО и ОТКРОВЕННО • о свободного вреЕиени Сейчас гаой график настолько плотный, что нет вообще перерывов между занятиями музыкой: либо я дирижирую своим оркестром, либо гааролирую, либо веду занятия в институте, колледже, школе. Потом надо готовиться к репетициям, соаавлять партитуры и программы. • О гоузыкальном образовании Музыка — это не развлечение. Это один из способов познания мира, наравне с физикой, биологией и философией. Среди окончивших музыкальные школы количество преступников равно статистической погрешности. Такие дети понимают разницу межу добром и злом. У них нет дефицита внимания. Подроаок, которому не хватает общения, приходит в музыкальную школу. А там своя компания в оркестре, хоре, там педагог, которьЕЙ снимодин на один общается минимум два часа. Кто из родителей столько внимания уделяет ребенку? Подростку бывает трудно рассказать о своем, наболевшем — на универсальном языке музыки ты можешь излить душу в звуке. • 0 6 отдыхе Я не устаю. Я на репетиции оркестра отдыхаю от педагогической работы, В школе — от репетиций. Я переключаюсь. Меня немножко утомляют организаторские функции, А творческая работа — никогда. Я, правда, иногда кое-какдоползаюдокровати. Но я не устал, просто силы кончились.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz