Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2018 г. (г. Липецк)

№43 ЛИПЕ ИКАЛ ГОРОЛСКАЛ ИНФОРМАПИОН НО'АНАЛИТИЧ ЕСКАЛ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РтКУЛЬТУРУ 1212 мы ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗЫВАТЬ Dлюдях ИСКУССТВАВРУБРИКЕ «Я-АРТИСТ». ГЕРОЙЭТОГО НОМЕРА-РУКОВОДИТЕЛЬ ОДНОГОИЗЛУЧШИХОРКЕСТРОВ РОССИИ-ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРКЕСТРАНАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ДИРИЖЕРАЛЕКСЕЙМОРГУНОВ ВПЕРЕД и ВВЕРХ Е годень расписан по минутам. Он живет на два города: в Липецке руководит оркестром народных инструментов, в Тамбове пре­ подает. Алексей Моргунов —имя, хоро­ шо известное в мире искусства. В 2013 году он стал победителем I конкурса дирижеров оркестров народных инстру­ ментов. На сцене управлял Националь- ньви академическим оркестром имени Н.О. Осипова. Моргунов показал такой уровень, что, когда конкурсанты узнали, их конкурент —дирижер детского орке­ стра музьЕкалыюй школы из Тамбова, не поверили. После этого конкурса молодого дири­ жера завалили предложениями. Честно признается: Липецк выбрал из-за близости к Тамбову —оставить детей, которым отдал 10 лет жизни, не смог. Вдекабре 2016 -го Алексей Моргунов воз­ главил Липецкий государственный оркестр народных инструментов. И за год сумел вывести его из депрессивного состояния, вновь сделав одним из лучших коллективов региона. Сейчас оркестр собирает аншла­ ги. На вопрос: «Как?» —отвечает: «Просто нужно любить и хорошо делать свое дело». МАЛЬЧИК ИЗ МАГНИТОГОРСКА в детстве у Алексея Моргунова был вы­ бор: балалайка, на которой играла бабушка, или гитара, которой увлекался отец. Бала­ лайка лучше умещалась в детских руках, да и бабушкин пример заражал. Поэтому, ког­ да отец предложил пойти учиться в музы­ кальную школу, согласился легко. —Как-то в хорошем настроении я пры­ гаю по дивану, папа спрашивает: «В музы­ кальную школу пойдем учиться?» Я говорю: «Конечно, пойдем!» Но отец сразу преду­ предил: придется каждый день по часу за­ ниматься, Теперь занимаюсь по 25 , Папа думал: я поучусь на балалайке, пока руки маленькие, а потом буду с ним —на гитаре. А я раз на балалайке конкурс выиграл, по­ том второй, третий, и мне стало интересно, смогу ли пятый и шестой, так как конкурсы становились все сложнее и сложнее, К тому же благодаря балалайке я в оперньей театр попал. Приехал на конкурс в Челябинск, и нас повели на «Иоланту» Чайковского. Для меня, мальчика из Магнитогорска, это было сильное впечатление —услышать в се­ редине до-х оперу вживую. Было, конечно, желание бросить, хоте­ лось в футбол поиграть, не хотелось зани­ маться. Но для чего нужны папы — отец говорил мне: «Мы же с тобой договорились. Для мужчины уговор дороже денег. Надо идти до конца». Мои родители всегда меня поддерживали, во всех начинаниях, но у нас в семье так принято: если ты чем-то зани­ маешься, ты должен довести это до успеха, дожать до конца. Если не получается, зна­ чит, плохо старался. Если будешь занимать­ ся делом, оио всегда будет получаться. Одно из проявлений таланта —это трудолюбие. В ТАМБОВ Это Моргунов доказал нс только на своем примере. За несколько лет обычный оркестр обычной музыкальной школы, где он преподает, вышел на профессиональный уровень. Его дети выступают наравне со взрослыми и гастролируют по Европе. Из холодного Магнитогорска в центр Черноземья Алексей перебрался неслучай­ но —приехал за педагогом. ВМоскве в нуле­ вые учиться бьЕло дорого, а Тамбов славился своей музыкальной школой, —Я приехал к Андрею Александровичу Горбачеву, но учился у нескольких препода­ вателей. Алексей Иванович Артемьев увлек дирижированием. Оно раскрывает другие возможности. На балалайке я ограничен тремя струнами и диапазоном инструмента, в оркестре —практически ничем. БАЛАЛАЙКА С ОРКЕСТРОМ Алексея Моргунова очень веселит мне­ ние, что ансамбль народных инструмен­ тов — это только «Калинка-малинка». Он убежден, что это серьезная музьЕка. Здесь играют и Гершвина, и РахманиЕЕОва. Со- времеЕЕЕЕЬЕе российские композиторы с удо­ вольствием пишут для народных оркестров. В репертуарю липчан музьЕка для детей Ефрема Подгайца и «взрослый» Михаил Броннер. Автор «Легенды о граде Ельце» Александр Чайковский планирует написать специалыЕо для липчан коЕЕцерт для бала­ лайки с оркестром. — Распространенный миф, что филармо­ ническое, академическое искусство — слож­ ное. Когда плохо играют, это, действительно, сложно. Когда хорошо —это легко. Мало кто из людей, попробовав черную икру, сказал, что это гадость. Только продукт должен быть ка­ чественным. Даже музыку Моцарта можно ис­ портить плохим исполнением. Российская пу­ блика готова воспринимать высокое искусство, но только когда играЕот Евавысоком уровне. ВПЕРЕД И ВВЕРХ Для Липецка Алексей Моргунов стал своего рода кризисным менеджером. Ли­ пецкий государствешЕый оркестр народных инструментов переживал не самые лучшие времена: финансовый скандал, отставка худрука. — Первой задачей для мегш бьЕло — вье - весги оркестр из пике, из депрессии. Нужна бьЕла реанимация. Сейчас оркестр уже зву­ чит по-другому. И если еще год назад нуж­ но было просто хоть что-то сыграть, сейчас переходим к вопросам интерпретации — удалось ли раскрьЕть произведение в том ракурсе, который нам диктует стилистика. И это бесконечЕЕая работа. Это как в спорте: Елена ИсиЕЕбаева i:a каждом соревЕЕОвании плаЕЕку подЕЕИмала все вьЕше и выше. И мы также ЕЕа каждом коЕЕцерте должееы подееи - мать свой уровень. Задача искусства, как говорил КаЕЕДИЕЕСкий, постояЕЕЕЕо двигаться вперед и вверх. ТЕ№Т: НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА.О Ш СЕРГЕЙПАРШИН КОРОТКО и ОТКРОВЕННО • о свободного вреЕиени Сейчас гаой график настолько плотный, что нет вообще перерывов между занятиями музыкой: либо я дирижирую своим оркестром, либо гааролирую, либо веду занятия в институте, колледже, школе. Потом надо готовиться к репетициям, соаавлять партитуры и программы. • О гоузыкальном образовании Музыка — это не развлечение. Это один из способов познания мира, наравне с физикой, биологией и философией. Среди окончивших музыкальные школы количество преступников равно статистической погрешности. Такие дети понимают разницу межу добром и злом. У них нет дефицита внимания. Подроаок, которому не хватает общения, приходит в музыкальную школу. А там своя компания в оркестре, хоре, там педагог, которьЕЙ снимодин на один общается минимум два часа. Кто из родителей столько внимания уделяет ребенку? Подростку бывает трудно рассказать о своем, наболевшем — на универсальном языке музыки ты можешь излить душу в звуке. • 0 6 отдыхе Я не устаю. Я на репетиции оркестра отдыхаю от педагогической работы, В школе — от репетиций. Я переключаюсь. Меня немножко утомляют организаторские функции, А творческая работа — никогда. Я, правда, иногда кое-какдоползаюдокровати. Но я не устал, просто силы кончились.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz