Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

№24 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА первый номер РВ0КУЛЬТУРУ|22 АТАКАНАЧУВОГВА ХУДОЖНИК- КТбЙЩЬЛЕВАЕТ СВОГИРАНИЦЫ. ТОТ, кто ЗАЛЕЗАЕТ ВТУЗОНУ, ГДЕОННЕЗНАЕТ, НЕУМЕЕТИНЕМОЖЕТ— ВОТОГДАОНБУДЕТ ХУДОЖНИКОМ У1ипецке открылась выставка «Бугровский», посвященная памяти нашего земляка . Специ- I ально для «Первого номера» историк искус­ ства, критик, литератор и художник Антон Успенский (Русский музей, Санкт — Петербург) расска­ зал о живописи Сергея Бугровского. — Антон, выставка «Бугровский» камерная, небольшая и она кажется лучшей из всех сольных проектов Сергея. При этом все равно хочется посмотреть больше, чем показывается. — Бугровский из тех худояшиков, которым вредит ко­ личество, его нельзя в бгшьшом количесгве смотреть, гкхго- му что то, что проявляется, видно в одной, qiex, десяти ра- ботск. Но когда эта |эабота со|хжовая —это нельзя, потому что все предыдупще умирактг. У Эрнста Неизвесгиого было такое определение: «художник-шедевр» и «художник- гк тж » . Совершенно очевидно, что Бyqx)вcкий — худож­ ник потока. Это не значит, что здесь нег шедев|Х)в, но это совершенно другая иаправлениосгь, это другое ш ношение с в|эеменным потоком, иное отношение к самому п|хжз- ведению. Одно п|юизведение никогда не заканчиваето! в своих пределах, оно всегда пе|зеходит на два, три, десять, пятнадцать еще друптх. У него проектнсх; мышление, такая индивидуальность. — Что отличает художника как единицу социальную? — Худояашк — тог, кто п|эеодолевает свои границы. Тот, кто залезает в ту зону, где он не знает, не умеет и не можег — вот тогда он будег худолшиком. Если он осганется в п|эеделах, которые ему обозначаег социум, друзья, образо­ вание — он расгег как |эемесленник. А как творческая еди­ ница — эго всегда п1эеодоление границ, это всегда утверж­ дение себя на той территории, ксхторая тебе не положена. Если говорить п|Ю Бу^ювского, то это абсолютно к нему шносится. — Можно сравнивать Бугровского и Виктора Сорокина, известного липецкого мастера? —Да. Сравнивать всюбще молено ксмо угодно и с чем угодно, но у Бугровского и Сорежина есгь общие момен­ ты. Еегь (кобенно ярко выраженная авторская позиция, то есть, п|х;жде всего, худоленик предъявляет не школу, не образование, не иистатуцию, не общност ь. Определяет самого себя, свой авггорский сгиль и свое, есть таксх; пуш- кинсксх; слово, «самсхлюяние». И тот, и друг'ой очень ярко п|эедьявлякхг свое самсхлюяние, свело индивидуальную по­ зицию, точку зрения и выражают это не просго энерточно, последовательно, но и с элемешами даже определенного щегольсгва, которые и заосгряктг эту индивидуальшхггь. Они не сгремятся подмигнугь зрителю, как ix)Bopwi Пе- т|юв-Водкин о таком холодном реализме — «подмигива­ ние П1эедметн(хгги». Ни у Буг]Х)вского, ни у Со]ХЛ<ина этого нет. Но енттьутверждение, практически в каждом мазке, вот этого свсхего права на индивидуальнехть. Иутверждение не аг|хк:сивное, но вызывающее, цепляющее, т|зебующее диа­ лога, а не холодного глаза зрителя. — Может ли художник сформироваться, не пытаясь преодолеть рамки контекста? Нужно его преодолевать, или художник все же может существовать и в заданных границах? —Нет рецептов. В искусстве, там, где начинаются |х;цеп- ты, приемы — это школа. Школа дает очень мощную сисге- му, чем выше школа, тем сильнее, убедительнее, об^ьемнее рецепты, кагорые тяжелее всего п|хюдолеваются. Но |Х)сг происходит именно тогда, когда ( уг |х;цептов ш казываешь- ся. Тогда идет утверлодение тебя как творческой единицы, не как ремеоюнника, а как творца. И в этом конфликт. Ака­ демия худолхестБ —очень я|экий пример: на прехзиотрах ви- сугг совершенно одинаковые |эабсугы с разными фамилия­ ми, пшому что их научили как надо, но индивидуальшхггь или ушла глубоко, или стерта, или в каком-то латегггном сехгтоянии находится. 1 кггом она вырываето! наружу. Шко­ ла опртделенным образом учит всех делать правильно, •фадиционно ставит руку, но гкггом прсхгго невозмолшо лсить в пределах школы. Или ты сгановишься идеахшным преподавателем, как Чистяков, юггорый был чудесный ху- долшик, но лишен индивидуальносги. Зато воспитал таких прекрасньк худолшиков. — Бугровский писал, что в искусстве ценно высказыва­ ние, а не технический прием. Что можно назвать главным высказыванием Сергея? — Я не склонен приводить лхивого человека, л<иво- го худолшика, а он все равно л<ивой худолшик, несмофя на обстоятел1.ства биографии, к какой-то одной формуле. Все равно это обуживание или это облолжа для плаката, а плакат долго не живет. Я не готов делать такие формуль­ ные заявки. Я знаю, что в нем присутствует витальность, эюистенция, лхелание утверлсдения художничеатой по­ зиции, взгляда худолшика. Я думаю, что это утверлодение именно идеалов, это ориентир на формат ателье, формат этих шношений, этой обегановки, этого общеншь Я сейчас говорю исходя абсолютно из работ, гюгому что Сергея я не знал совсем. Я смофю на рабеггы и на те именно при­ знаки, которые видны в холстах как признаки худолшиче- ской индивидуа/шносги и поведенческие вещи, которые я выволсу только из ртбсуг. Всегда ведег рабага, лсивонись, язык лсивописи всегда идет впереди. А за ним ул<е следует настоящий худолшик, лшвописец, шкитель языка. В этом я абсолкупю убелоден. ТЕКСТ:СВЕТЛАНАНИКОВА.ОЮТОАВТОРА ЕСТЬМНЕНИЕ Куратор выставочного проекта «Бугровский» художник Ольга Буева: — Мы предаавляем выставку с именем «Бугровский». Миры, интересовавшие Сергея, довольно разнообразны: космос, океан, математика — это темы бесконечных и горячих разговоров. Уверена, они были сродни основной теме его понимания жизни — живописи. И соаояние живописного погружения воспринималось им как ощущение подлинности, остроты и точности жизни. Художник Сергей Бугровский был убежден, что часто арашные, некрасивые, пугающие зрителей работы — это верный показатель правильноаи вектора выбранного пути. Ведь художник продвигается вперед ч аао на ощупь, прислущиваясь к собственной духовной интуиции, и нес большим фонарем, а с маленькой свечой своей души, таланта и невозможноаи молчать. Для меня современноаь и своевременноаь его работ очевидны. Точность, яркоаь, чувавенность живописного высказывания у Бугровского так же реальны и постоянны, как математическая конаанта, океан, дождь и звезды. Он был удивительно свободен в своем творчеаве, ибо шел туда не за деньгами, но для того, чтобы сказать и быть услышанным, и не только сейчас, потому как «рукописи не горят». Выаавка «Бугровский» открыта до 30 июня в аудии Сергея Авилова. Вход свободный. О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz