Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

23 PROCnOPTh №16 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР ПРИРУЧИЛ ((ДИКУЮ» СТАЛЬ ЛИПЧАНИНЕВГЕНИЙДОБРИСНОЗДАЛ УНИКАЛЬНЫЙСПОСОБКОКВИКЛИНКОВ ИЗ((ДИКОИ» дамасской СТАЛИ Ч асть работ кузнеца, члена I ильдии мастеров-оружейни- ков России, сейчас красуется в мэ]эии Москвы на снециали- зи|Х)ванной выставке «Арсенал». А год назад шашка, выполненная Евгением Доб|эиным, заняла свое месго в коллек­ ции Эрмитажа. Чтобы достичь такого уровня мастер­ ства, у Евгения ушло шестнадцать лет. Экспериментирова/1 с различными но химическому составу металлами, соеди­ няя их между собой, ошибался, отступал и вновь пытался соединить несоедини­ мое. Ведь, по сути, Дамаск — это слоен­ ный пирог, только сделанный из стали с различным содержанием угле|Х)да. В одном ноже может быть до пяти ты­ сяч слоев металла! И мало какой мастер- оружейник заранее может предугадать, какой рисунок появится на клинке после ковки. А Евгений может! — Я вначале задаю нужный мне ри­ сунок на пластилине, — рассказал Евге­ ний Добран, — соединяю между собой несколько слоев пластилина, сминаю их, смотрю, что получается, потом еще раз, еще раз. А потом уже все это делаю в ста­ ли. Только металл должен быть серти- фици|Х)ванный, иначе он будет ломаться и крощиться. А дальще дело техники. Вначале де­ лают пакет: складывают слои стали, че­ редуют между собой металл с высоким и низким содержанием углерода. Потом эта заготовка, или пакег, нагревается до он|5еделенной температуры в печи. — Я уже научился по своему внутренне­ му с(хггоянию узнавать температуру в печ­ ке, — признался Евгений, — чувствую, когда пора вытаскивать заготовку и пу­ скать ее под молот. Знаю, в какой момент появится «дикий» рисунок и каким он будег. А потом уже отдельно варю моза­ ичную сталь и соединяю их менаду собой, когда практически готово и то, и другое. По словам Евгения, сейчас многие ма­ стера при изготовлении дамасской стали используют метод многократной свар­ К 60-летию Победы Евгений Добрин выковал меч Победы. Ножны украшают портреты Сталина, Рузвельта и Черчиля ки металла между собой. Го есгь пакет сгали нагревают в печке, потом режут на части, складывают, опять нагревают и так десятки раз. Ев1Ч?ний Добрин де­ лает Дамаск всего за три сварки. В этом и состоит уникальность его метода, кото­ рый мастер держит в секрете. ОДНАИЗРАБОТЛИПЕЦКОГО КУЗНЕЦАЗАНЯЛАСВОМЕЕСТО ВКОЛЛЕКЦИЭИРМИТАЖА Кстати, на создание одного клинка уходит две недели. После нескольких н|Х)цессов варки, ковки, протяжки, за­ калки металла наступает самый слож­ ный этап — обработка вручную. — Самый красивый рисунок у «дико­ го» Дамаска нрячегся под слоем мегал- ла, —рассказал Евгений, — поэтому при­ ходится буквально стачивать клинок до толщины в 4-5 миллиметров, чтобы ри­ сунок заиграл и открылся во всей красе. А вот заданный мной рисунок, мозаика. открывается в середине клинка. 11оэтому поковка для самого тонкого ножичка де­ лается в 10-12 миллимегров, а потом весь лищний металл удаляегся равноме|эно с двух сторон. Часть работ Евгения, которая сейчас выставлена в Москве, буквально фанта­ стическая. — Посмотрел фильмы «Властелин Ко­ лец», «Аватар», там у ге|Х)ев интересное оружие было, —рассказал Евгений, — ре- щил сам нон|Х)бовать создать подобное. Классические кинх<алы, щащки — они все ровные, сделанные но канонам. А гут захотелсхгь выковать нечто сказочное. В итоге получился «рваный» кинжал, с зазуб|эинами по краям. На достигнутом Евгений не останав­ ливается. Он гкхгтоянно проводит экспе­ рименты с металлом, добиваясь невидан­ ной красоты рисунка. И свое масте|хтво пе|Х1дает ученикам. Ведь русские кузне­ цы-оружейники до сих нор остаются не­ превзойденными мастерами Дамаска. ТЕКСТ: ЕЛЕНАСКРЕБО. ФООТ:МАРИНАКОТСЮК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz