Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

1 0 | РГиГПЛиП D ПМПП11/Г №46 ЛИП ЕЦ КА ;! ГОРОДСКАЯ И Н Ф О РМ А иИ О Н Н О 'АН А АИ ТИ Ч ЕС К А Я ГАЗЕТА Ш| идыIAMU D ЛИМЬЦКс ПЕРВЫЙ НОМЕР СТРОИТЕЛЬЛИПЕЦКОГОТЕАТРА ладимир Михайлович 11ахомов ( 1942-2007 гг.) стал своеобразной эпохой для нашего города. |30 лет — с 1977 по 2007 — он возглавлял ли ­ пецкий театр и сумел сделать его средоточием культурной жизни .Липецка и России. ЛИПЕЦКАЯ ЦЕЛИНА в .Липецк Пахомов приехал в февра; 1 е 1977 года. До это­ го он уже был в Одессе реи<иссером ТЮЗа и Ук|эаинского национального теат]за и в 11ет]Х)заводске. Как расжазала вдова, народная артистка Рсх;сии Ольга Пахомова (Овчин­ никова), в небольшой мегаллургический го 1 Юдок 11 ахомов п(Х1хал, по выражению чиновников министерства ку; 1 ьту- ры, «поднимать целину». «Вы же хотите воаштывазъ зрителя, начиная с тюзов­ ского возраста? Так есть у нас город, где нет Л'ЮЗа и мож­ но начать эксперимеет с нуля, — предупредили чиновники Пахомова. — Зато там есть 01130 мный метгшлургический комбинат и ни-ка-кой театральной фадиции». Лак 11ахо- мов поехал поднимать «липецкую целину» и п|Х)водить свой «липецкий театральный эксперимент». —Владимир Михайлович приехал в Липецк 23 фев|заля 1977 года. BenejxiMдолжен идги спекггакль «Дети солнца» по Горькому. Стоят декорации. Актеры загрими 1 Х)ваны. Зал пуст. Не продано ни одного билета. Когда Владимир Михайлович сп]Х)сил ди]эектора теат 1 эа, зачем он вызвал артистов, если нет зрителя, ди 1 х;ктор ответил: «Пусть ра­ ботают». 1 laxoMOB даже хагел в эгот момент уехать, — рас­ сказала Ольга Пахомова. В1985 ГОДУЛИПЕЦКИЙТЕАТРПОЛУЧИЛ ГОСУДАРСТВЕННУЮПРЕМИЮРСФСР, АВ 1994- ЗВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО Hejxa несколько дней 11 ахомова П 1 Х 1 дс 1 'ави;ш председа­ телю ?1ипецкого облисполкома Нилу Новикову. Новиков ответил: «А зачем мне с ним знакомтъся? Че]Х13 год все равно менягь будем». Режиссеры в липецком театра ме- шшись посютшно. Никто тогда не думал, что 11ахомов при­ шел надолгх) и сможет вспахазъ эту «липецкую целину»: привести зрителя в театр, сделазъ театралыкх? искуссгао популярным в го]Х)де металлу]эгов, придать имени липец­ кого 'геат]за такой вес, что ар тисты почтут за честь рабсугать в ? 1 ипецке, у 11 ахомова. ЛИПЕЦКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «У 1 ипецкий театральный эксперимент» впервые обье- динил взрослый, детский и музыкальный "геафы в одном месзе. 11 осле него многие ]эежиссеры смело будут мешать детский и взрсклый )х;пертуары. В 1980 году за большую работу по эстетическому и нравственному всхгпитанию детей и молодежи ? 1 ипецкий -геатрэ, единственный q)eди театров для взрсхэюго зрителя, был от-мечеи п]юмией ? 1 е- нинского комсомола. Даже в самые тяжелые годы, когда, казалскь, театр в Рсксии умирает, Пахомов смог сохранить собранную им труппу. В 'геафе рабслал буфет для артистов и сотрудников, бьиш закуплены т|х?нажеры и со/шрий, работал штатный массажист. —В; 1 адимир Михайлович очень заботился об артис­ тах,—рассказалаОльгаПахолюва.—Если надо,устраивал в больницы, договаривался с врачами. Для студентов мог купить одежду, помочь материально. У нас в семье никогда не хватало денег до зарплаты. Он был щедрым человеком, настоящим подвижником. 11 о-другому нель­ зя сделать театр, только на полном самоотречении. Он жил только теат|Х)м и считал, что по-другому нельзя. Этого же т|эебовал от своих артистов. И не все это вы­ держивали. ВТОРОЙ ЛИПЕЦКИЙ ТЕАТР Мало кто знает, но ?1ипецкий д|заматический те аф на Соколе своим ]Х)Ждением тоже обязан Владимиру 11ахомо- ву. В кошде 90 -х театр был в стагнации, Т 1 эебовалась моло­ дая к]Х)вь. 1laxoMOB П 1 Х'дложил артистам пенсионного воз­ раста уступить сцену молодым —это вызвало настоящую бурю в теат]х;. —Липецку нужен был вто|юй театр, гортдской, — рас­ сказала Ольга Пахомова. —Владимир Михайлович специ­ ально подливал масла в огонь и п|Х)воци 1 Х)вал власти, ар­ тистов, чтобы cKojxie началсхгь создание нового театра. Он был драматургом, |х?жиссе|Х)м и акте|юм этого спектакля. Владимир Михайлович понимал, что театр пост|Х)ят толь­ ко воп|хм<и ему. Ст|зашно ругался по телефону, а положив т]эубку, хохотал: как хо|хжю у него это получается. И это, конечно, подрьгоало его здоровье. 11оследние годы жизни Владими]! Михайлович болел диабетом, долгое время он сам не знал об этом. Был при­ вязан к инсулину — Ольге Александ)ювне приходил(хз> делать уколы и в коридо|жх министерства культу]эы, и во в)Х'мя |хпетиций, следип> за питанием. —Мы п|Х)жили вместе самые счастливые годы моей жиз­ ни. Дома он был нежнейшим и заботливейшим человеком. Он всегда все б]зал на себя. Ходил в магазины, любил гото­ вить —мог сделать прекрасного цыплеш<а табака. Однажды наквасил целое вед|Х) капусты. В шхледние годы он очень переживал, что мне приходилось рано вставать и читать ему, так как из-за диабета начал терять зрение. Смеялся над пересудами в театре —говорил, актеры должны быть влюблены в режиссера, иначе у них ничего не получится. Не скрою, мне иногда было тяжело и обидно от' ]Х 1 акции окружающих. Но я все эти годы была рядом с любимым и любящим меня человеком, великим ]х?жиссером. Владимир Пахомов поставил на липецкой сцене более 8 о спектаклей. Ряд из них вошел в «Золотой фонд» радио России, был спят фильм по спектаклю «Чайка». Благодаря чеховскому ]эепертуару, липецкий театр xojx)- шо знали не только в России, но и в Европе. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА.ФОТОГРАФИИИЗАРХИВАНАРОДНОЙ АРТПСЖИРОССИИОЛЬГИОВЧИНИКОВОЙ ВСПОМИНАЯРЕЖИССЕРА ^ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ АКТРИСЫ Екатерина Бельская, артистка Липецкого академического театра драмы. — В Липецкий академический театр драмы нас с мужем, заслуженным артистом России Сергеем Бельским, пригласили в 2004 году. Я пришла помощником режиссера, потом стала заведующей труппы, а однажды увидела приказ за подписью Пахомова, из которого узнала, что назначена на роль. Из-за длинного перерыва у меня был сильный психологический барьер — я боялась снова выйти на сцену. Но Владимир Михайлович вводил меня в роль очень аккуратно. Я из тех актрис, на которых нельзя кричать, — сразу становлюсь бездарной, а Пахомов был щумным режиссером. Но если меня хоть чуть-чуть похвалить, откуда что берется. Однажды во время репетиции Пахомов принес настоящую горилку — мы репетировали сцену застолья — и закуску. Говорит, сейчас выпейте и запомните состояние, которое должны сыграть. И вот когда мы с Ольгой Александровной (Овчинниковой. — Прим, ред.) приговорили бутылочку, меня отпустило и я раскрылась. Владимир Михайлович сказал, что это была лучшая репетиция. И после этого у меня все пошло, Пахомов снял мой барьер. И теперь я очень жадная до ролей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz