Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)

№45 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПРОСТО0СЛОЖНОМ оп1 ПЕРВЫЙ НОМЕР щ с КАКОГОВОЗРАСТАИСКОЛЬКОЧАСВО ВДЕНЬРЕБЕНКУМОЖНО ЗА УШИ НЕ ОПАЩИШЫ С овременные дети тянутся к те­ лефонам, планшетам и компью­ терам почти с самого рожде­ ния. Они еще не умеют тол­ ком ходить или говорить, но уже легко справляются с любым гаджетом. Найти нужный мультфильм на YouTube? Пожа­ луйста! Скачать и установить очередную развивающую игрушку? Одно мгнове­ ние! Неудивительно, что такое погруже­ ние в виртуальность зачастую вызывает у родителей тревогу и массу вопросов о том, стоит ли вообще позволять ре­ бенку сидеть в телефоне или планшете, и если стоит, то с какого возраста и сколь­ ко часов в день? «Первый номер» попы­ тался разобраться, кто ближе к истине: сторонники или противники гаджетов. СКАЖИТЕ, ЭТО ОПАСНО? Смартфон или любой подобный аппа­ рат сам по себе не несет угрозы. Другой вопрос, что в общении с каждым гад­ жетом необходимо соблюдать опреде­ ленные правила, ведь проблемы обычно возникают в результате бесконтрольно­ сти его использования и несоблюдения меры. Злоупотреблять в этом мире не стоит никогда и ничем, тем более детям. Чрезмерное и неправильное использо­ вание мобильных устройств может при­ вести к нарушениям сна, зависимости, депрессии, ожирению и некоторым дру­ гим проблемам. И тут каждый родитель должен выстроить четкую стратегию поведения. С одной стороны, совсем ли­ шать ребенка знакомства с гаджетами неразумно, так как в современном мире без них не обойтись. С другой, ряд огра­ ничений должен быть. КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ? Больше всего подозрений и слухов каса­ ется электромагнитных излучений от гад­ жетов. Однако бояться их как огня не стоит. Во-первых, их влияние на организм чело­ века — вопрос до сих пор дискуссионный. Во-вторых, подобные волны все равно окру­ жают нас почти везде и почти всегда. А вот другие последствия слишком активного использования мобильных устройств более ЕСЛИВСЕМУНОВОМУНАЧНЕТ УЧИТЬПЛАНШЕТДОДОВЕРИЕ КРОДИТЕЛЯМОКАЖЕТСЯ ПОДВОПРОСОМ очевидны. Так, злоупотребление телефона­ ми и планшетами несет в себе риск нару­ шений поведения — повышенной возбуди­ мости и склонности к истерикам. Также их использование вызывает недостаток дви­ жения и, как следствие, нарушения осанки и развития определенных групп мышц. В частности, врачи наблюдают связь меж­ ду слишком длительным использованием гаджетов и случаями искривления шей­ ного отдела позвоночника у детей. Еще больше вреда телефоны способны нанести глазам. Постоянная концентрация на не­ большом объекте в течение длительно­ го времени может вызвать сухость глаз, и, как следствие, воспаление. Кроме того, мобильники способствуют развитию близо­ рукости. Так что повторимся, главное — это мера во всем. С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО? Мнения на этот счет встречаются самые различные. Некоторые приложения рас­ считаны на малышей с б месяцев, которые способны найти в яркой картинке на экране более высокотехнологичную замену погре­ мушке. Однако педиатры и детские психо­ логи не рекомендуют общение с планше­ тами и прочими подобными устройствами хотя бы до двух лет. После этого можно по­ степенно начинать смотреть вместе с малы­ шом небольшие образовательные мульт­ фильмы и открывать первые приложения. Конечно, отбор «кандидатов» на первые просмотры является целиком прерогати­ вой родителей, которые должны заранее оценить качество контента. Кроме того, ключевое слово здесь — «вместе». Родите­ ли — это пример для каждого ребенка, его проводники в жизни, поэтому даже в вир­ туальном мире первые шаги лучше делать совместно. ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО? Некоторые родители удивятся: а разве смысл гаджетов не в том, чтобы мама, на­ конец, смогла немного отдохнуть и полу­ чила чуть времени на себя? Вообще-то, нет. Не стоит оставлять ребенка один на один с телефоном или планшетом. По мнению врачей, гораздо лучше, если мама или папа будут вместе с малышом изучать програм­ мы. Дело в том, что дети младшего возрас­ та очень привязаны к родителям. Именно они учат ребенка, окружают его заботой, дают ощущение защищенности. Если все­ му новому начнет учить планшет, то дове­ рие к родителям окажется под вопросом. В будущем это может привести к пробле­ мам в отношениях и поведении. Да и в це­ лом, если говорить откровенно, даже самые хорошие приложения не должны заменять мам, пап, бабушек и дедушек. В раннем возрасте особенно важно много общаться с ребенком, объяснять ему разные вещи, по­ могать познавать мир вокруг. Исследования показывают, что образовательные прило­ жения действительно помогают получать новые знания, но живые люди все равно учат эффективней. КАКОВЫ ЛИМИТЫ ВРЕМЕНИ? Наиболее часто встречаются следую­ щие рекомендации: на детей до двух лет не должно быть никакого влияния техно­ логий, в три-пять лет должно быть ограни­ чение до одного часа в день, детям старше шести лет можно позволить до двух часов в день. Также стоит учесть, что и эти реко­ мендации являются достаточно условны­ ми — важно наблюдать за поведением и самочувствием ребенка во время общения с гаджетами. В конце концов, все в этом мире индивидуально — одним детям планшет с правильными играми поможет разви­ ваться более быстро и успешно, других он может только отвлечь от реального мира и нанести вред. Важно, чтобы сами взрос­ лые вовремя уловили грань, за которой ребенок теряет разницу между реальной и виртуальной действительностью. Если это понимание потеряно, то будет лучше на не­ которое время вообще отказаться от обще­ ния с мобильными устройствами. А ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ ПОСТАРШЕ? Для подростков вопрос общения через компьютер и мобильник стоит еще более остро (впрочем, в таком возрасте простых тем вообще не бывает). И лимиты должны определять в семье в зависимости от обсто­ ятельств. Главное — соблюдать баланс, что­ бы телефон, планшет, игровая приставка и компьютер не вредили живому общению с родственниками и друзьями, обз^ению, сну и тому, что называют «активным вре­ мяпрепровождением». Кроме того, стоит обратить внимание на собственное поведе­ ние. Заметьте, уважаемые родители, сколь­ ко времени вы сами тратите на компьютер, телефон и, например, просмотр телеви­ дения? Не копирует ли ребенок вас? Если ответ утвердительный, стоит разработать четкие правила, которые будут общими для всех, и следовать им. ЧТО это ЗА ПРАВИЛА? Самые разнообразные. Например, мож­ но установить в доме свободные от гадже­ тов зоны. Можно договориться не пользо­ ваться телефонами и планшетами за столом или в постели. Кстати, хорошим вариантом также станет правило откладывать телефо­ ны и планшеты как минимум за час до сна. Детям, которые уже начали пользовать­ ся социальными сетями, стоит рассказать о правилах общения в интернете, предупре­ дить от выкладывания слишком большого количества информации о себе, от слишком близкого общения с незнакомыми людь­ ми и так далее. Каждому родителю важно понять самому и донести это понимание своим детям — современные технологии способны на многое, они позволяют доби­ ваться замечательных результатов, но яв­ ляются лишь инструментом, а не самосто­ ятельной ценностью. ТЕКСТ: ВЛАДИМИРДМИТРИЕВ. ФОТО: ПАВЕЛ ПОКИДОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz