Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)
№45 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПРОСТО0СЛОЖНОМ оп1 ПЕРВЫЙ НОМЕР щ с КАКОГОВОЗРАСТАИСКОЛЬКОЧАСВО ВДЕНЬРЕБЕНКУМОЖНО ЗА УШИ НЕ ОПАЩИШЫ С овременные дети тянутся к те лефонам, планшетам и компью терам почти с самого рожде ния. Они еще не умеют тол ком ходить или говорить, но уже легко справляются с любым гаджетом. Найти нужный мультфильм на YouTube? Пожа луйста! Скачать и установить очередную развивающую игрушку? Одно мгнове ние! Неудивительно, что такое погруже ние в виртуальность зачастую вызывает у родителей тревогу и массу вопросов о том, стоит ли вообще позволять ре бенку сидеть в телефоне или планшете, и если стоит, то с какого возраста и сколь ко часов в день? «Первый номер» попы тался разобраться, кто ближе к истине: сторонники или противники гаджетов. СКАЖИТЕ, ЭТО ОПАСНО? Смартфон или любой подобный аппа рат сам по себе не несет угрозы. Другой вопрос, что в общении с каждым гад жетом необходимо соблюдать опреде ленные правила, ведь проблемы обычно возникают в результате бесконтрольно сти его использования и несоблюдения меры. Злоупотреблять в этом мире не стоит никогда и ничем, тем более детям. Чрезмерное и неправильное использо вание мобильных устройств может при вести к нарушениям сна, зависимости, депрессии, ожирению и некоторым дру гим проблемам. И тут каждый родитель должен выстроить четкую стратегию поведения. С одной стороны, совсем ли шать ребенка знакомства с гаджетами неразумно, так как в современном мире без них не обойтись. С другой, ряд огра ничений должен быть. КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ? Больше всего подозрений и слухов каса ется электромагнитных излучений от гад жетов. Однако бояться их как огня не стоит. Во-первых, их влияние на организм чело века — вопрос до сих пор дискуссионный. Во-вторых, подобные волны все равно окру жают нас почти везде и почти всегда. А вот другие последствия слишком активного использования мобильных устройств более ЕСЛИВСЕМУНОВОМУНАЧНЕТ УЧИТЬПЛАНШЕТДОДОВЕРИЕ КРОДИТЕЛЯМОКАЖЕТСЯ ПОДВОПРОСОМ очевидны. Так, злоупотребление телефона ми и планшетами несет в себе риск нару шений поведения — повышенной возбуди мости и склонности к истерикам. Также их использование вызывает недостаток дви жения и, как следствие, нарушения осанки и развития определенных групп мышц. В частности, врачи наблюдают связь меж ду слишком длительным использованием гаджетов и случаями искривления шей ного отдела позвоночника у детей. Еще больше вреда телефоны способны нанести глазам. Постоянная концентрация на не большом объекте в течение длительно го времени может вызвать сухость глаз, и, как следствие, воспаление. Кроме того, мобильники способствуют развитию близо рукости. Так что повторимся, главное — это мера во всем. С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО? Мнения на этот счет встречаются самые различные. Некоторые приложения рас считаны на малышей с б месяцев, которые способны найти в яркой картинке на экране более высокотехнологичную замену погре мушке. Однако педиатры и детские психо логи не рекомендуют общение с планше тами и прочими подобными устройствами хотя бы до двух лет. После этого можно по степенно начинать смотреть вместе с малы шом небольшие образовательные мульт фильмы и открывать первые приложения. Конечно, отбор «кандидатов» на первые просмотры является целиком прерогати вой родителей, которые должны заранее оценить качество контента. Кроме того, ключевое слово здесь — «вместе». Родите ли — это пример для каждого ребенка, его проводники в жизни, поэтому даже в вир туальном мире первые шаги лучше делать совместно. ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО? Некоторые родители удивятся: а разве смысл гаджетов не в том, чтобы мама, на конец, смогла немного отдохнуть и полу чила чуть времени на себя? Вообще-то, нет. Не стоит оставлять ребенка один на один с телефоном или планшетом. По мнению врачей, гораздо лучше, если мама или папа будут вместе с малышом изучать програм мы. Дело в том, что дети младшего возрас та очень привязаны к родителям. Именно они учат ребенка, окружают его заботой, дают ощущение защищенности. Если все му новому начнет учить планшет, то дове рие к родителям окажется под вопросом. В будущем это может привести к пробле мам в отношениях и поведении. Да и в це лом, если говорить откровенно, даже самые хорошие приложения не должны заменять мам, пап, бабушек и дедушек. В раннем возрасте особенно важно много общаться с ребенком, объяснять ему разные вещи, по могать познавать мир вокруг. Исследования показывают, что образовательные прило жения действительно помогают получать новые знания, но живые люди все равно учат эффективней. КАКОВЫ ЛИМИТЫ ВРЕМЕНИ? Наиболее часто встречаются следую щие рекомендации: на детей до двух лет не должно быть никакого влияния техно логий, в три-пять лет должно быть ограни чение до одного часа в день, детям старше шести лет можно позволить до двух часов в день. Также стоит учесть, что и эти реко мендации являются достаточно условны ми — важно наблюдать за поведением и самочувствием ребенка во время общения с гаджетами. В конце концов, все в этом мире индивидуально — одним детям планшет с правильными играми поможет разви ваться более быстро и успешно, других он может только отвлечь от реального мира и нанести вред. Важно, чтобы сами взрос лые вовремя уловили грань, за которой ребенок теряет разницу между реальной и виртуальной действительностью. Если это понимание потеряно, то будет лучше на не которое время вообще отказаться от обще ния с мобильными устройствами. А ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ ПОСТАРШЕ? Для подростков вопрос общения через компьютер и мобильник стоит еще более остро (впрочем, в таком возрасте простых тем вообще не бывает). И лимиты должны определять в семье в зависимости от обсто ятельств. Главное — соблюдать баланс, что бы телефон, планшет, игровая приставка и компьютер не вредили живому общению с родственниками и друзьями, обз^ению, сну и тому, что называют «активным вре мяпрепровождением». Кроме того, стоит обратить внимание на собственное поведе ние. Заметьте, уважаемые родители, сколь ко времени вы сами тратите на компьютер, телефон и, например, просмотр телеви дения? Не копирует ли ребенок вас? Если ответ утвердительный, стоит разработать четкие правила, которые будут общими для всех, и следовать им. ЧТО это ЗА ПРАВИЛА? Самые разнообразные. Например, мож но установить в доме свободные от гадже тов зоны. Можно договориться не пользо ваться телефонами и планшетами за столом или в постели. Кстати, хорошим вариантом также станет правило откладывать телефо ны и планшеты как минимум за час до сна. Детям, которые уже начали пользовать ся социальными сетями, стоит рассказать о правилах общения в интернете, предупре дить от выкладывания слишком большого количества информации о себе, от слишком близкого общения с незнакомыми людь ми и так далее. Каждому родителю важно понять самому и донести это понимание своим детям — современные технологии способны на многое, они позволяют доби ваться замечательных результатов, но яв ляются лишь инструментом, а не самосто ятельной ценностью. ТЕКСТ: ВЛАДИМИРДМИТРИЕВ. ФОТО: ПАВЕЛ ПОКИДОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz