Первый номер. 2017 г. (г. Липецк)
23 1СДЕЛАНО вЛИПЕЦК №44 ЛИПЕЦКА;! ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАиИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР КДЕТЯМ КАК К ЛЮДЯМ ТОЛЬКОСТАКИМНАСТРОЕМ МОЖНОИДТИНАУРОК, СЧИТАЛ замечательный педагог КОНСТАНТИНАЛЕКСАНДРОВИЧ МОСКАЛЕНКО, 100-ЛЕТИЕ КОТОРОГОВЭТОМГОДУ ОТМЕЧАЮТвЛИПЕЦКЕ C eiwyiM эго кажего! естествен ным, и к 40 -минугным урокам, которые, кстати, первым н|зед- ложил KoHcrairn-iH Александро вич, мы все давно привыкли. А в 60-70 его имя гремело на всю сг|>ану, и вмесге с ним и наш Г 01 ЮД, ведд^ идеи Москаленко, |зеволк)ционная, без н| 5 еувеличения, мето дика ведения у]юка —все это получило на звание «,/ 1 инецкий опыт». — Мы в этом году на заключитель ном этапе Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике, который проходил в Саранске, |х;шили спрскить вузовских п]зеподавате; 1 ей из разных ре гионов слизаны: а знают ли они, что таксх; «^ 1 ипецкий опыт», — рассказала доцент кафедры психологии, педагогики и специ ального образования ЛГПУ, кандидат педагогических наук Татьяна Игнатен ко. — К сожален!-»!, только один п]эепода- ватель из двадцати, доктор педазхзгических наук, сказала: «Да, конечно, знаем!» А ведь полвека назад Липецк знали но Ш1МЗ и «^ 1 ипецкому опьпу». Заведующий Цент|эом истории пе дагогики и образования Института стратегии развития езбразования РАО, прос|)ессор, член-корреспондент РАО Михаил Богуезшвекий сравнил «.Ли пецкий опыт» с народной песней: все поют, а автор неизвестен. ХОРОШО ЗАБЫТОЕ Все, что придумал и, опробовав на уче никах липецких школ, ввел в педагогику Ксзисташ'ин Меккаленко, бьию продикто вано его убеждением: «Ребешса необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, вехздушевлять и ве сти его к успеху и |хзсгу». Он считал, что гцхзцесс обучения долзкен проходить скоз- нашю, зазубривание ничего не даст —так псзявизкхзь «коммеитиртвгщное письмо», кезгда шксззшник проговаривает- свои дей ствия при выпеззшении упражнения. Зззако- мо? Конечно. Авегг идею Мехгкаленкез о том, что домашних заданий бытъ не дезлжнез, все мезжно успеть в классе: и новое прсзйти, и craixx; повторить и зак]зепитъ — сезвет- ская, да и сов]земенная |хх:сийская школа пезчему-тез забыла. А он успевал, продумывая каждый урок и тщательно к 1 зему готовясь, порой выписывая на доске до десятка заданий, необходимых на разных этапах урока. Те задания, которые до поры до времени дети не дозокиы были увидеть, закры вались шторками — вот такое незамыс ловатое было в те времена техническое оснащение. Но на открытые уроки к Мо- сказзеико мечтал попасть весь город, их переносили в спортивные залы, учителя располагазшсь на матах, а самые отчаян ные, говорят, даже залезали на канаты, чтобы лучше видеть. Сам Константин Александ]зович считал главным в процессе обучения т-ворчесгво и не уставал повторять: «Необходимо, чтхзбы все уроки (все без искзиочения) начинались с полозюттельных эмоций и заканчивались детской радостью». Сегодня такой подход называется модным словом «экозюгия вос питания», п|зеподнсх:ится как инновация, а Москаленко говорил об этом больше по лувека назад. КОНСТАНТИНМОСКАЛЕНКО СУЧИТЕЛЯМИШКОЛЫ#1 и хсугя сов]земенной школе не грех вспомнить многсх? из П1зеддоженной ког да-то липецким педагопзм методики, все-таки главное его наозедие — умение сльпнатт^ ]зе 6 енка. Об этом шла |Х'чь и на прошедшей недавно в ^И’НУ им. 11.11. Се- менова-'Гян-Шанадаго Все|хзссийской науч- но-п]зактической конфе)зенции «.Липецкий опыт» и педапзгика XXI». — Это заключительный этап целого комплекса ме|зоприятий, приуроченно го к 100 -летию Москаленко, — рассказал проректор по учебно-воспитательной и социальной работе ЛГПУДенис Кре- тов. — Они проходили не только в нашем вузе, н(з и в липецком лицее № 3 , кото|зый носит имя Константина Александровича, у нас теперь тоже есть его именная аудито рия. Очень хочется, чтобы наши студенты прониклись идеями Мсзскаленко, ведь это по-настоя 1 цему гуманная педагогика, ко- то}зая так необходима сов|земенной школе. И чтобы немножко приблизить клас сика, в холле педуниве]зситета уст|зоили мини-музей из его личных вещей: поста- ВИ31И стол, печатную машинку, на кото рой Константин Александрович рабхзтал, положили его книги и рукописи. «Погру жение в историю» оценили пришедшие поприветствовать учасгников конферен ции вто]Х)клашки из лицея № 3 —всё им было в диковинку. ЗНАЧИТ РЕБЕНОК ЗДОРОВ Уве]х?на, Консгагггин Алекса 1 Щ]ювич был бы счастзшв виде-гь, как ребятишки об лепили его стол и печатают на его мгинии- ке. Он всюбще бьш очень добрым. Я помню с детства —Москаз 1 енко был частым гостем в нашем доме. Приехав в Липецк в один год —это было в 1954 -м, когда Липещеий учительжий институт стал педагх)гиче- ским и акгивно набирш! кадры, —они ста ли добрыми прия телями с моей бабушкой, Юлией Францевной Тетюцкой, тогдашгшм проректо]Х)м но науке. Из ее рассказов знаю, как переживал Константин Апександ]Х)вич, когда понял, что его же идея начинать об^этение в школе с б лет, оказалась неверной —не готова еще детская психика к школьным заня тиям. Он рад был отказаться, да маховик системы уже крутился вовсю —шестиле ток оставили в покое, и то лишь относи тельно, только в 90 -х. Еще помню, как пыталась нас с бра том, тогда еще совсем маленьких, все в|Х 1 - мя одергивать бабушка —мы разве только на голову Констан тину Александ|Х)вичу не залезазш, очень уж он бьи! «удобный» для этого. АМоскаленко ее ушокаивал словами: «Ребенок бесится, значит, он здоров!» ТЕКСТ: ЮЛИЯ КОНДРАТЬЕВА. ФОТОАВТОРАИИЗАРХИВАЛГПУ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz