Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)

23|РР00БЩЕСТВ0 №34 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЕАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР Татьяна Выставкина, психоаналитик Г шов ли [эсбспок к школе? Отвечая на этот вопрос, родители чаще всего ориентируются либо на уровень его знаний, либо на возраст. Достаточно ли этих критериев, являются ли они опре­ деляющими? 11а эти и другие вопросы в ин­ тервью корреспонденту «llepiioro номера» ответила сертифицированный психоанали­ тик, кандидат психологических наук Татья­ на Выставкина. — Татьяна .Александровна, на какие критерии с психологической точки зрения родителям нуткно ориентироваться при ре­ шении, пора ли отдавать ребенка в школу'? —Унас в странсобщенри 1 што, что ребенок идет в школу с семи лет. 11о он доттжен бы ть социа; 1 изирова 11 . У ребенка, котор 1 > 1 Й ходил в детский сад, уже Bbicipoeiia иерархия отноше­ ний. IxuiH ребенок рос с бабушкой, его 1 юди;ш в развиюющие группы, но он не бьш носгоян- но в ко.тлективе, ему нр 1 тдстся обьяснятъ, что есть старпвтй в ютассе и надо соблюдать опре­ деленные н[эавила. Конечно, к M OM C iny iiociy- ютения в iHKOTiyу детей до; 1 жны быть развиты высшие психические функции: внимание, на­ мять, мышление. 11о 1 зседети разные. 11оэтому, решая вопрос, в каком юзрастс отдатъ ребен­ ка в нсрвьвт класс, надо подходить с позиции «моего ребенка». Обращай, шшмание, какая у него намять, как развито его мьшьтение. Понят ь, будет ли усидчив он в школе, номо- 1 ут снсциалисш детского сада. 15ажно, ^ггoбы ребенок умел додел 1 >шатъ де/ia до конца, ра- доваттюя своим успехам. Ого означает, иго он способен удержат ь свех: внимание на том, что­ бы нолуиить [хзультат. 11ужно, чтобы он умел утгравлить собой, своим поведением, должна быть сформиртюна мотшиция учиться. Но, как правило, у дегсй сформироюна только игроштя мативация. Я САМ! —Ну’жно ли помогать своим детям что- то доделать, если у них не получается? Или лу-мше не вмешиваться в выполнение како­ го-либо задания? —Когда родители номогатаг ребенку до­ делал, что-то, они мешают ему встрт титтятя со С 1 КЮЙ индивиду'атьносп,ю, со своей иден тич­ ностью. Вдальнейшем такие дети всегда будут искат ь помощи у родшелей. Icn , интересная теория Эриксона. Она говорит, что изначагтыю в ребенка мама заютад 1 >и!аст чутютво базовой безопасности. Это происходит в результате ко 1 тгакта новорожденного с мамой, когда она синхронна с его желаниями: голодный —по­ кормила, замерз —согрела. Уребенка заклад!,:- вается ощутценис «я 15семо1утц, у меня isce про­ исходит хорошо». 11о потом ребенок начинает ходить, и если 1!3|ххд1ые будут его осганавли- liaiT,, гоюрить: «1 1е лезь, не ходи, упадешь», то его актишюат, снижаетет, а дальнейшее развитие при тормаживается. 11адо искать зо­ лотую середину. 11ужно датт, ему возможност ь двигатт,»!, познават ь мир. Ребенок имеет нра- 1 Юна ошибки и собственные вывод 1>1 из них. ГЛАВНОЕПРАВИЛО ВВОСПИТАНИИ детей -ИДТИ ОТЧУВСТВРЕБЕНКА —А когда родители видят, что у него что-то не получается, например, выпол­ нение домашнего задания, как здесь найти золоту'ю середину', чтобы помочь, но не выполнить вместо него? — Трудности, конечно, возникают. Ре­ бенок встретился впервые с этой задачей, он должен сидеть на уроке, делать домаш­ нее задание. Оставля ть один на один его с этим сразу нельзя. Родите;ш мо 1 ут сказать ему: «Ты сейчас сам попробуй, я подойду позже». То есть они наблюдают, как он что- то начинает делать. И ностененно, помогая ему, отдаляю тся. Ребенок у'чи тся делать все самостоятельно. Это т критерий —«я делаю сам и сам за себя отвечаю» —к десяти годам должен выдерживаться полностью. 15 этом возрасте дети уже самостоятельно выпол­ няют уроки, собирают чемодан в пионер­ ский лагерь. То есть ребенок понимает, что ему надо и как надо. — Ребенок идет в школу, выполняет домашнее задание, работает в классе, раз­ умеется, допускает ошибки. В (зезу'льтате — плохие отметки, и (юдители начинают выстраивать оценочную шкалу' внутри се­ мьи, сравненивают ребенка с другими, бо­ лее успешными. —И с этой медалью «я плохой и неуспеш­ ный» он пойдет во 15зросленис. Л потом мы бу­ дем спрашивать: «Почему ты спотыкаешься? Почему не умеешь принимать решение?» Да потому, что в дегспю «отрубтьти» все его же­ лание. Лучше сравнивать ребенка с самим со­ бой. Смотри, какой ты мо;юдец, вчера не умел писать Э 1 у букву', а сегодня умеешь. У 1 сбя есть успехи! В ШКОЛУ — с РАДОСТЬЮ —Как выстроить отношения: ребенок — учитель? Если родители считают, что у'чи- тель неправильносебя ведет поотношению к ребенку', занижает оценки. Как правильно устранить этот конфликт? —Это трудный 1 юнрос. Кор 1 эектнес было бы подойти к учи телю и спросить: «I laisepiioe, я завышаю юзможности своего ребенка, но он сгарастаь может бы ть, вместе окажем ему поддержку'?» 11адо разгогаривать с учителем. Он заинтересотан в успехе своего предмета. Обсу'ждатъ учителя в присутствии детей не- KopixKTHo, потому что в льтадших классах 1 те- бенок еще не умеет отдетятт» своюроль от ро;ш учшхуш. Он «тшннет » на уроке то, чго гоюря т дома, и будет'открьттый бо; 1 ыной конфликт. —Для МНОП1Хродителей большая про­ блема, если школьник не успевает. Вообще ну’жно ли детей мотивировать на результат в плане хороших отметок? — Важно, чтобы заложенное базовое чувство безопасности и сформированная ак­ тивность приводили к хорошей нроду'ктив- ности. 11анример, бывает, что ребенок очень старательный, на контрольной холодеют ладошки, плохо себя чувствует. Это значит, что сформирован очень жесткий внутрен­ ний KOHT'po;iep из-за того, что мама и нана очень ответственные и вручили эту ответ­ ственность ребенку’. Он будет безжалостно себя загонять вместо того, чтобы учиться бережно о'пккитьа! к С1юему здоровью, к себе и другим. Эго очень трудный навык, но этому надо учить детей. —Если 1эебенок говорит: «Не хочу идти в школу». За этим «не хочу» могут стоять разные причины. Как корректно выяс­ нить, почему именно не хочет: не нравится учиться или конфликт в классе? —Если ребенок не хочет идти в школу, причина может быть не только в нем, но и в родителях. Возможно, родители от­ страненные, все время заня ты. Тогда дети любыми способами притягивают к себе внимание. Если мама грустная, у нее что- то нроизопшо, ребенок может начать обслу­ живать ее эмоциональную сферу. Он будет 01 ужить ее эмоциям. Он будет говорить: «Зачем я пойду в школу? Я буду тебе помо­ гать». 11адо с детьми разговаривать, дели ть­ ся своими мыслями. Станьте д;ш них собе­ седниками, дру'зьями. — Ребенок приходит домой и говорит: «У меня случилась неприятность в шко­ ле». Родители понимают, что для раз­ решения сложившейся ситу'ации надо переговорить с участниками конфликта, но ребенок просит не оглашать эту ситу­ ацию. Как правильно действовать? Пого­ ворить с учителем, или все таки принять самостоятельное решение, не обращая внимания на просьбу ребенка. —Многое зависит от возраста ребенка. По мы все-равно с ним вместе решаем во­ прос: с кем разговаривать и нужно ли раз­ говаривать. Это всегда будет индивидуаль­ ным ]х;шенисм. Надо идти от его чувств, ч то ты чувствуешь, что ты думаешь. ТЕКСТ: МАРНИАКОСТЮК.ФОТО:ИЛЬЯГОРСИКЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz