Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)

5 рвоитогигода Ь №1 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР в магазинах заметно снизилась. Свою |Х)ль сыг|эали меры жесткого контроля со стортны властей. Выли установлены п]эедельные у]Х)вни цен на социально значимые товары, а с директорами попавшихся на их п|х;вы1пении магазинов строго беседовали с привлечением проку]эату]эы. Отдельно стоит отметить вклад в общее дело крупных ритейлеров, которым столь бурные события в цешюбразовании начали бить по самому важному показателю - среднему чеку. Что­ бы побудить покупателей тратит!. по-ста|Х)му, весной круп­ нейшие |Х)зничные сети самсхтоятельно зафиксировали на несколько месяцев расценки на товары по св(юму выбору. В итоге по некоторым позициям магазины заявляли о па­ дении стоимсхти почти на 20%. И все же, как стало очевидно на конец года, все это были липп>локальные победы. 1Ьлы<о по (х})ициал1шым данным за 11 месяцев 2015 года (годовую статистику мы увидим лишь в янва|эе), цены на все виды това|юв в ./1ипецке вы- |ххщи на 11%, причем значительно выше среднего подо- |южали именно п|Х)дукты, на которые в уходящем году липецкие семьи начали т]эатить более половины собствен­ ных доходов. Радует только то, что ctohmixtij условного (минимального) набора п|юдуктов питания по ^^йшецкой области на конец года составила около т]эех тысяч рублей, что по-п|южнему является одним из самых низких показа­ телей по стране. Кстати, сами по себе доходы липчан на п|хугяжении всего года понемногу рсхзш, но - только в номинал1шом выражении. В |юальном же, то есть с учетом сложившейся инфляции, покупательная сшкобность наших зарплат сни­ жалась, что абсолкп'но логично заставляло го|Х)жан эко­ номить на когда-то привычных покупках. Уже к середине года более половины жителей страны, и ^11ипецка в частно­ сти, признавалиа» в гоцоп|хках в том, что либо сократили список покупок, либо пе[х;111ли на более дешевые аналоги. НОВАЯ НАДЕЖДА и все же сказать, что с экономикой в п|Х)шлом году все было совсем плохо, значит сильно сгустить краски. Основная причина ухудшения материального положе­ ния липчан кроется во внешних факторах, ключевым из которых является падение цен на нефть, которсю по­ тянуло за собой курс рубля и, как следствие, разогнало инфляцию. В целом в России заметно просели практи­ чески все основные экономические показатели, что не могло не отразиться на ./ 1 ипецке. Однако вопреки столь негативному фону наша региональная экономика смо- т|юлась на удивление неплохо. Нап|зимер, по итогам пе|эвого полугодия объемы промыш/шнпого производ­ ства в |эегионе выр<х;1и на ск|зомные 1,7%. П|эи ближай­ шем рассмотрении скромн<кть оказалась напускной, по­ скольку в целом по стране промпроизводство за тот же период упало на 3,4%... А ведь пара^шельно в ./ 1 ипецкой o 6 ; i a c T H рос;ю се;шское хозяйст во, объемы ввода жилья, инвестиции. Понемногу, по рсхло! Итоговые цифры по году мы опять же узнаем только в январе-феврале, но тенденция налицо. 11|ю инвестиции, кстати, стоит погово|Эить отдель­ но. В собственное развитие в течение года, конечно, продолжал инвесгировать Новолипецкий комбинат. который по-прежнему (ктается для региона главным налогоплательщиком и добытчиком валютной прибы­ ли. Впрочем, главным ньюсмейкером минувшего года стали проекты на других площадках. В первую очередь речь идет об открытой экономической зоне «./1ипецк», которую в последнее время стало популярным ставить в пример всей стране. Шутка ли, даже по оценке запад­ ных спецов, в частности авторитетного британского журнала iMnancial Times, именно липецкая ОЭЗ стала в 2015 году лучшей в Ев|Х)пе среди зон, привлекатель­ ных для крупных компаний. Как следствие новостей про начало строительства новых заводов в течение года было хоть отбавляй. Самой крупной «рыбой» в этом «аквариуме» cra;i китайский автоконцерн Lifan. В июле он заложил под .Липецком первый камень сво­ его будущего завода, который после выхода на проект­ ную мощность будет выпускать 6о тысяч автомобилей в год и предоставит полторы тысячи новых рабочих мест. В целом же в настоящий момент резидентами ОЭЗ являются 43 компании из 13 стран. Объем заяв­ ленных инвестиций превышает 131 миллиард рублей, 30 миллиардов уже освоены. На уже действующих че- тырнадцати 11|эедприятиях трудятся почти т|эи тысячи человек, а налоговые отчисления в бюджеты различ­ ного уровня превысили четы|зе миллиарда рублей. Уже неплохо! А ведь основную отдачу эти «длинные день­ ги» дадут даже не завтра, а че|хз несколько лег. И хотя пока рядовому липчанину от всех этих экономических телодвижений ни жарко, ни холодно, в целом такие но­ вости дают твердую увереншхть в том, что сегодняш­ ние трудности - это все-таки временное явление. БИТВА ЗА КАЖДУЮ КОПЕЙКУ Приоритет экономики в мыслях и думах 2015 года отражался, в том числе, и в городском хозяйстве. Яр­ чайшим 11|эимером может служить растянувшаяся на весь год эпопея с понижением и повышением стоимо­ сти п|Х)езда в коммерческом го|юдском транспорте. Установленную около года назад стоимост ь билегика на маршругку в 17 рублей 15 мая снизили до 15 целковых. Причиной было названо невыполнение перевозчиками т|эебований властей по установке в салонах терминалов безналичного расчета, систем звукового оповещения об остановках, введения единой униформы для водите­ лей и, самое главное, обновлению подвижного состава. ./1ипчане это событие вст|эетили с позитивом, призы­ вая и дальще снижать цены за грязь в салонах, ку|эение и хамство водителей и п|Х)чие недочеты, кото|эых, чего г| 5 еха таить, в го|эодском транспорте п|эедосгаточно. Впрочем, ликование длилось недолго - уже i декабря цена на проезд вернулась к прежней отметке в 17 ру­ блей. Отчасти это было заслуженной наградой для пе­ ревозчиков - в течение лета и осени ю о% маршруток получили терминалы для карточек, в б<)льшинстве на­ чали объявлять остановки, а на водителях иногда стала появляться та самая униформа. Конечно, до заявленно­ го идеала пока далеко, но, как говорится, Москва тои<е не сразу строилась. ПООЦЕНКЕЗАПАДНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ИМЕННОЛИПЕЦКАЯ ОЭЗСТАЛАВ2015 ГОДУЛУЧШЕЙ ВЕВРОПЕСРЕДИЗОН, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ДЛЯКРУПНЫХКОМПАНИЙ Еще одной яркой исго|эией на стыке экономики и со­ циальной сферы (с привкусом по;ш гики) стал ноябрьский бунт дальнобойщиков, которые п|хпесгова.аи п|Х1тив вве­ дения системы «Паатон». 1кх:ледняя, напомним, 11|зедпи- сываег оплату для мнопл опных грузовиков за гцххзд по федеральным трассам. Да.аы1обои и дороги пе|х;крывали, и на митинги вмесге с приссхедившимися коммупиазми выходи/ва, и в интернеге д(жазыва;1и, что ввод новой опла­ ты больно ударит по всем россиянам, геюкольку приведег к подорожанию п|Х)дуктов в Mainannax. В итоге п|эави1ель- спю пош;ю водителям навсгрючу - |хгзко снизило цену п|ххзда и штрафы. Шумиха (по крайней ме|Х? в ./ 1 ипецке) couuia на пег и... никакого (хгобенного повышения цен в магазинах не а1учшккь. Бываег и так, хотя, конечно, по­ живем - увидим. Еош об^ьединить все вышесказашкю в двух словах, то выйдег, что 2015 год оказался крайне протово]х;чивым. Липецку и его жителям он приносил как радости празд­ ников (вшомним чудесный День города с ве;1иколепным саяютом), гак и большие испьпаиия (взять хотя бы летние потопы nooie ливней). Но вот каким згог год точно не был, так это скучным и «п|Х)ходным». В нашей памтгги он сде­ лал немало засечек. И в будущем именно по ним мы будем вспоминать зги очередные 365 дней, которые мы, все лип­ чане, п|Х)>Ю1;1и вмесге! ТЕКСТ: ВЛАДИСЛАВ ЮРЬЕВ. ФОТО: СЕРГЕЙ ВОЛОДИН. ПАВЕЛ ПОКИДОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz