Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)
№20 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР РРООГ РОД 16 ЛИПЕЦКАЯ ХОХЛОМА - ОПЯТЬЯГОДКА ВЭТОМГОДУОТМЕЧАЕТСЯ 45ЛЕТ СМОМЕНТАВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНОГОПРОМЫСЛА Я ркая, сочная, солнечная, необыкно венно радостная липецкая хохлома почти полвека назад вернулась на родную землю. По поводу этой ро списи долго велись споры, но все же решено было, учитывая особенности рисунка, разно образие цветов, признать ее самобытным ли пецким промыслом. На первый взгляд она похожа на всем из вестную хохломскую роспись, ее и назвают «липецкая хохлома»: практически та же тех нология, но в липецкой больше цветов (кро ме «хохломских» черного, золотого, красного, еще и изумрудный, пурпурный, лазурный), фон также может быть нетрадиционного цве та, к примеру, зеленым. Промысел зародился в окрестностях Ли пецка еще в XVni веке, здесь в изобилии произрастала липа, из которой и изготавли цветов в виде волнисгьк, прямых линии, кружков, розеток, точек. Вначале XIXвека де ревянную посуду вытеснили более дешевые и практичные изделиями из фарфора, фаянса, металла Возрождение промысла на Липецкой земле произошло 25 апреля 1971 года, когда на базе углебрикетной фабрики был создан цех художественной росписи. Инициатором этого события был Евгений Прокофьевич Чалых — в то время начальник управления топливной промышленности. Именно с его легкой руки были приглашены в город Липецк из города Семенова Горьковской области несколько та лантливых художников, токарей и резчиков, ставших «творческими родителями» появив шейся в 1974 году фабрики «Липецкие узоры». Многие мастера приложили силы к становле нию липецкой школы, но с особой теплотой и любовью вспоминают на фабрике Марфу вались предметы быта. Использовались раз личные техники обработкидерева: долбление, работа резцом, токарная обработка. Из мягких и недорогих пород древесины (липа, осина) резали вручнуто, а в конце XIXстолетия на то карных станках, утилитарные, необходимые в каждом домашнем хозяйстве предметы: миски, чаши, ковши, совки, тарелки, разли вательные ложки. Кстати, выражение «бить баклулпи» уходит своими корьмми как раз к производству деревянной посуды, оно озна чало «делать из липы заготовки-чурочки для ложек», и, кто знает, может, оно родилось как раз в нашей местности. Резали мастера ложки-плошки, а чтоб служили дольше и продавались лучше, про питывали их маслами и наносили несложные элементы орнамента сначала естественны ми, а потом анилиновыми красителями в ос новном красного, черного, синего и зеленого ВЫРАЖЕНИЕ ((БИТЬБАКЛУШИ)} МОГЛОРОДИТЬСЯ ИМЕНУННОАС Федоровну Синёву. В 1971 -м приехала она из Семенова возрождать промысел, да так и осталась в Липецке, более 25 лет проработа ла главным художником на фабрике. В этом году у Марфы Федоровны тоже юбилей — 8 о лет! Кроме привнесенной из семеновской хохломы орнаментальной росписи, на фа брике существовало параллельное направ ление лаковой миниатюры. Именно это соседство оказало значительное влияние на становление липецкого стиля росписи. Рисунок становился более сложным, объ емным. Художники использовали в своей работе не только четыре хохломских цве та —красный, черный, желтый и зеленый, предписанные традицией. Краски липец кой росписи — все цвета радости: изум рудный, пурпурный, лазурный. Смотришь на нее, и настроение само собой улучшается! Большое влияние на стиль «Липецких узоров» оказало изучение мотивов елец ких кружев, их композиционного настрое ния. Много времени провели художницы, входившие в творческую группу фабрики, в краеведческом музее: изучали историю икон, флору и фауну родного края, поэто му часто в липецкой росписи встречаются изображения бабочек, птиц, рыбок и сти лизованных животных. Более богатая и жи вописная южнорусская природа предопре делила «парчовый» характер орнамента, а спелый пшеничный колосок стал симво лом благополучия в липецких мотивах. На изготовление любого изделия, будь то маленькая ложка или большой декора тивный набор, по технологии уходит ровно 72 дня. Все работы мастеров до сих пор — авторские и индивидуальные. За 45 -летнюю историю фабрика «Ли пецкие узоры» участвовала в огромном ко личестве выставок и конкурсов. Продукция фабрики была среди призов Олимпиады- 8 о, Всемирного фестиваля мо лодежи и студентов, «Кубка Кремля», мно гих других соревнований и по сей день ис пользуется в качестве подарков почетным гостям. Фабрика работает и сегодня, а липецкая хохлома по-прежнему является брендом нашего края. ТЕКСТП: ОЛИНААНДРЕЕВА.СЮТО: RU.UVEJOURNALCOM 23 п■ 27 30 п 38 П 41 Ш 1■ 44 ПОГОИРЗОНТАЛИ I. Он тем и хорош, что с плесенью. 7 . «Избавление» от продукции. 10. Особая примета на щечке девушки. II. Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом. 12. Силуэт юного месяца. 13. В Греции есть все, включая размен ную монету, именуемую... (взнос, вклад, лепта, лента). 14. Капитан в драгунском полку. 16. Безусый юноша, пацан. 17. Русский пляс с прихлопом-притопом. 23. Кресла в театре, расположенные так, что можно смотреть на сцену через голо вы впередисидящих. 24. Заслуга, которую получают или раз ница, которую находят. 27. Тропическое растение с цветком при чудливой формы. 28. Восхождение на горную вершину. 32. «Слепой» кот, напарник хитрой лисы Алисы. 38. Парусник на коньках. 39. Продукт перегонки нефти. 40. Составная часть покупки. 41. Легендарная река, купание в которой приводит к полному склерозу. 42. Агитационная бумажка. 43. «Кастрюля», котор)то вынимали из печи ухватом. 44. На)т<а о том, как спать на гвоздях. 45. Имя бабушки, от которой убежала посуда. ПОВЕРТИКАЛИ 1. Высший показатель, достигнутый в труде и спорте. 2. Спортивная борьба, использующая приемы японской системы самозащиты. 3. Удобный случай для передачи. 4. Бык, которого коровы не волнуют. 5. Тот, кто прячет коварство под маской напускной добродетели. 6 . Шинель, приготовившаяся к походу. 8 . Краткая характеристика лжи. 9. Неспособный )шеник. 10.Американцы —пионеры авиации. 15. Серебристый металл из градусника. 18. Персонаж в «Джентльменах удачи». 19. Он может написать «декан пропил бутан» одними формулами. 20. Сходке новгородцев. 21. Документ на право льготного проезда. 22. Конечный пункт спортивного состяза ния на скорость. 25. Древний город, который был взят при помощи коня. 26. Подходящая лошадка для метра с кепкой. 29. Прожиточная малость. 30. Круглая жизненная дата. 31. Великолепное здание. 33. Оно есть у всякого артиста. 34. Упрямый приятель Пятачка. 35. Верхняя женская одежда. 36. «Партнер» Ленина на субботнике. 37. Столица, где сигары и ром. 42. Человек, которого обманывают (разг.). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД № 19. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Транзит. 5. Фолиант. 9. Парагвай, ю. Акустика. 12. Лупа. 13. Всплеск. 14. Фарш. 17. Враки. 18. Бутик. 20. Броня. 21. Фланг. 22. Кости. 26. Зарок. 27. Спесь. 28. Нужда. 30. Пика. 31. Трудяга. 34. Снос. 37. Анонимка. 38. Палантин. 39. Авиетка. 40. Тирания. ПО ВЕРТИКАЛИ: i. Туполев. 2. Аэроплан. 3. Загс. 4. Транс. 5. Фокус, б. Лоск. 7. Агитатор. 8. Траншея, п . Плеть. 15. Диалект. 16. Сбитень. 18. Бонус. 19. Кровь. 23. Брокколи. 24. Герда. 25. Джонатан. 26. Заплата. 29. Аксинья. 32. Рикша. 33. Грант. 35. Киот. 36. Каюр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz