Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)
№19 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА п е р в ы й н о м ер Щ с Ш Ш г о J > л \А i f РОДИТЕЛЬСКАЯ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТЬ В : ; (хгпитание |эебенка — одна из самых (Угвегсгвенных обязан- Iисхггей, с кого|Х)й человек сгал- киваегся в своей жизни. Мы совершенствуем свои нр(х}хх:сионалы!ые навыки, но |эедко задумываемся над тем, что необходимо сам(юб|эазовываться в сфе- |эе родительства. А как утверждают ученые, детский опыт затем от|эажаегся на всей вз|ХХПой жизни. О тонкостях всхгпи’тания рассказала психоаналитик Любовь Заева. — В 90-х годах в США проводилось масштабное исследование, которое доказало прямое влияние негативного детского опыта на дальнейшую взрослую жизнь человека. Оно может вызывать проблемы со здоровьем, социальные и личностные проблемы. Как родителям правильно оценить методы взаимодействия с детьми, что они делают хорошо, а что — плохо? — Эмоциональный опыт, который ребе нок получает в семье, безусловно, сказыва- ето! на всей его дальнейшей жизни. Глав- нсю, что родители должны помнить, что они, навернсю, единственные люди на этой гшанете, которые могут принять своей) ]х?- бенка таким, какой он есть. А единственнсю место, где |эебенок может получгаъ отпуще ние безопаснсхгги и любви, — это ртдной дом. Мы живем в мире и ст|)ане, где ката- ст|Э(х|)ически не хватает любви. Зачастую |Х)дители спскобны дать материальное обе спечение, заботу, но не любовь. — В этом же исследовании отмечалось, что, когда взрослым задавали вопрос, в каких ситуациях они чаще всего сталкивались с насилием, они отвечали — в семье. Причем с насилием со стороны родителей они сталкивались в 73% случаев. А что такое насилие, в чем оно может выражаться? Это шлепок, или когда ребенку говоришь что-то особенным тоном, или кричишь. Как определить эти границы? — Насилие — это пзавматическое воз- дейст'вие, кото|хю обычно прикрывается обгьяснениями из серии «тебе будет лучше» или «больше у меня нет никаких сгкхгобов на тебя воздействовать». Эго псевдораци- ональные объяснения, чаще всего за этим стоит желание рх)дите/шбыть апхюсивным. Надо различать агрессию в значении некой злости, которая может позитивно испра вить ситуацию, и насилие, кого|хх; может привести к т|эавме. Например, когда мгша видит, что |х;бенок побежа/i к проезжей ча сти, она бежит и резко отдергивает' его за руку, юзмолаю, делает ему больно. Но это не является насилием и травмой. Потому что на тот момент это был единственный сгкхгоб, чтюбы его как-то оградить от опас ной ситуации. Ребенок даже получает у]хж: еош он нарущаег определенные правила, бежит в сто|Х)ну до|Х)ги (дорога — это опас но), может быть больно, мама мне это пока зала. Насилие предполаг'ает все-тгжи боль и дущевную, и телесную. '1'езис, который ча сто повгоряют, «меня били и я вырсх: нор- мазшным человеком» — очень сомнителен. Есть взаимсхгвязь: люди, которые в детстве получали уроки физического насилия, то есть их били за провинности, эти люди не видят ничего н|Х)тив(ххтесгвениого, когда их унижают на рабспе wm в семье. Только когда становится совсем невынскимо, они обращаются за помощью. — Люди, которые в детстве подверглись насилию, как они в дальнейшем трансформируют этот опыт? В своей семье, когда уже появляются дети, переносят этот опыт или, наоборот, отказываются от него и пытаются внести какие-то совершенно новые методы воспитания? — Это не правда, что если отец был алкоголиком, то женщина обязательно выйдег за алкоголика. Да, есть женщи ны, бессознательно выбирающие тех мужчин, которые со временем будут до пускать такие эпизоды. Тут, скорее, дру гое. В нащем бессознательном нрописы- ваегся некий сценарий дозволения — что хорощо, что плохо. Это формируется не родительскими словами, а эмоциональ ным опытом и их поступками. У каждого из нас своя степень переработки полу ченного опыта, мы все разные по адек ватности, но темпераменту. Есть люди: «меня били — я буду бить». Объяснить им, что это плохо, невозможно. Потому что у них четко прописано, что это хо рощо и действенно. Есть люди, которые сшхгобны анализировать свои пост'упки, и главное — сдерживать этот драйф, по тому что на самом деле |Х)дители часто сильно злятся на детей. Но вот здесь и начинается |Х)дительское мужество, оно в том, чтобы сдержаться, быть устой чивым. Тогда и ребенок получит опыт, как сдерживать эту агрессию, с кото|Х)й иног'да очень трудно справитьоь — Зачастую к детям предъявляют двойные требования. Дома мы хотим, чтобы они были послушным, но в тоже время, чтобы во дворе могли постоять за себя. Как быть? Это нормально, чтобы ребенок был в двух сценариях в одной и той же жизни, или все же нужно выстраивать одну дорожку поведения? — Я бы П1)едложила Т|хггий вариант. ' 1 Ь, что называется некой гибкостью. Ког да |юбенка учат иметь выбор и выбирать. E ctij ситуации, когда не надо ввязыват1.ся в драку, это должен показать анализ ситу ации. Иногда лучще убежать, потому что В|эемя, в кото|Х)м жили наши |Х)дители, было другим. И в том ми])е был принцип дво|Х)вой драки до первой к|Х)ви, не били большой компанией одного, был принцип «лежачего не бьют». Сейчас с этим большие проблемы. Ребенок должен получить опыт уважения к старшему. Это формирусч’ся в сем1ю. Опыт адекватного поведения со гласно нормам семьи, нашей культу])ы, социума. Но в то же В|х;мя он должен по лучить опыт самоуважения. Если [х^нка унижают, он должен даватт^ отпор в ссют- ветствии с ситуацией. — Человек уже во взрослом возрасте осознал, что его беспокоит нечто, что тянется из детства. Как ему с этим механизмом справиться? Если он просто закрывает для себя эту информацию, к чему это может привести? —1кхщедствия могут быть плачевными. Если |Х'чь идет о т])авме, то она фонит на П 1 хугяжении всей жизни. Это если бы ка кой-то п|Х)дут п|Х)пал и стал плохо пахнуть, а мы положили бы его в кладовку и закры ли дверь. Потом, забыв, что так сделали, мы будем удивляться: откуда запах, почему не комфо|лтю. Это п|Х)является в том, что человек, получивший Т])авму, испытывает зат]эуднения в пост|Хх:нии отношений. Он не может понять, что он делает не так. Он хо|Х)ший положительный человек, он все сделал, как ему когда-то говорили |Х)дите- ли, но |)езультата нет. Он живет как будто не своей жизнью, не имеет возможнсхгги чувстБовать себя счастливым. Тут можно обращаться к специалистам, друзьям, мож но самостоя'тельно копаться в себе. Спосо бов много. Но в любом случае что-то делать надо. МУЖЕСТВО родителей ВТОМ, ЧТОБЫСДЕРЖАТЬСЯ — у каждого члена семьи своя роль: отца, матери, ребенка. Возможна ли такая ситуация, что взрослый подойдет к ребенку и скажет: «Что у нас не так? Давай подумаем, как нам жить вместе лучше, перестать ругаться». Это возможно и нужно ли спускаться до ребенка? — Это возможно. Если это происхо дит, это хо|Х)шо. Но если папа всю жизнь был деспотичным, очень подавляющим, и вдруг он понял, что надо чтгкго делать по-дру1Х)му, в первый раз он прсхгго ребен ка напул’аег. Ребенок не поймет, что проис ходит и что От' него хот'жг. 11 отому что нег опыта общения, диалога, не|х;говоров. 11е- реговоры — это то, чему родители должны научить |Х)беика. Потому что очень много семей, где деги живут' в па|эадигме подчи нения. И когда они выходтгг из семьи, под сознательно находят такую же парадигму, где они вступают в подчинительные отно шения. ТЕКСТ: МАРИНА КОСТЮК. ФОТО С САЙТА 2D0R0VIE43.G0R0DKIR0V. ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz