Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)
№16 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР Ш Щ ш Ж 20 РАДИАЦИЮI сметаной I В этом году весь мир отмечает 30 -летие одной из крупней ших за всю историю человече ства техногенных катастроф — аварии на Чернобыльской АЭС. Взрыв реактора на атомной электростанции прогремел ночью 26 апреля ig 86 года. Первая оценка страшных последствий на чалась только утром 27 апреля. До того лишь несколько пожарных были направ лены для тушения пожара, возникшего в результате взрыва. По выбросу радиону клидов «Чернобыль» равноценен 50 сбро шенным на Хиросиму атомным бомбам. Местное население экстренно было эваку ировано. Однако полностью остановить ре актор, излучавший губительную радиацию, сразу было нельзя. Для устранения послед ствий были сформированы группы ликви даторов, в состав которых вошли и липчане. По приказу правительства 25 -летнего водителя бетоносмесителя треста «Спец строй» Владимира Кузнецова командиро вали в Чернобыль в первые дни после ава рии. 12 мая 1986 года он уже совершил свой первый рейс из Выжгорода Киевской обла сти в деревню Копачи, которая находилась всего в полутора километрах от АЭС. Он вместе со своими земляками возил бетон ную смесь с добавлением свинца, которую потом в мешках сбрасывали с вертолетов на разрушенный реактор. Сегодня ему 56 лет, но он до сих пор помнит те дни в мельчайших подробностях. —Тот вид Чернобыля нельзя забыть, — рассказал Владимир Кузнецов. — Жуткое зрелище. Тебя охватывает страх, какая- то непонятная паника. Человек не сразу понимает, в чем дело. Все здания в городе целые, на окнах —занавески, но в нем ца рит абсолютная тишина. Ни одной живой души на улице. Над Чернобылем не летали даже птицы. Это был мертвый город, го род-кладбище. Мы чуть-чуть оживились, когда началась дезактивация и кое-где по явилась живность. Владимир Кузнецов работал по двенад цать часов в день. Столько времени ухо дило на один рейс в 150 километров. Если люди еще отдыхали, то машины даже не глушили. Одна группа рабочих сменяла другую. Процесс доставки бетонной смеси не останавливали ни на минуту. — 18 мая на четвертом энергоблоке был второй выброс, — вспоминает Владимир Кузнецов. — Это произошло на наших глазах. Вертолет в очередной раз зашел над реактором, чтобы сбросить мешок со свинцом, который под воздействием высокой температуры плавился и покры вал защитной коркой реактор. Груз долж ны были скинуть в определенную точку, но что-то пошло не так, и он упал прямо в центр реактора. Произошел взрыв. Верто лет ударной волной откинуло в сторону на провода. Пилот погиб. Мы бежали оттуда сломя голову. Только у меня в кабине бето носмесителя было девять человек. Всего он и его товарищи провели там 20 дней. Но этого времени с лихвой хвати ло на то, чтобы получить лучевую болезнь. Ведь они работали в обычных хлопчато бумажных костюмах, а из средств защиты были только лепестки-респираторы. Когда выезжали из зоны, машины промывали по четыре раза и более, чтобы не разносили радиактивную пыль по маршруту следова ния. Авот одежду ликвидаторы не меняли. — Никакого усиленного питания не было, — вспоминает Владимир. — Един ственное, чем баловали, —сметана. В пер вые дни давали еще алкоголь, он помогал выводить радиацию из организма. Вообще Пономарев до сих пор помнит те страшные там все пили, но в разум ных пределах. Многие даже в рейсы выходили, приняв на грудь. Но после того, как разбилась «скорая», погиб ли шесть человек, машина ГАИ, запретили выдавать алкоголь. Но те, кто там был, все равно находили. Люди пили все, что горело. Без этого было невозмож но работать, у некоторых не выдерживала психика. Когда отработали коман дировку, вся техника была закопана в специальном могильнике. Из пятнадцати человек, которые вме сте с Владимиром были командированы в Чернобыль, в живых сейчас осталось только девять. Еще один липчанин, Анатолий Поно марев, был командирован в Чернобыль 10 июля 1986 года. Первые несколько дней он расчищал завалы на крыше тех нического здания 4 -го энергоблока. Вруч ную скидывал на землю куски бетона, ар матуры. По словам Анатолия Пономарева, все фотографии с места трагедии того вре мени были сделаны почему-то с одной стороны здания, той, которая уцелела во время взрыва. На них даже не видно по жарную лестницу, по которой всех заго няли наверх. Разбирать завалы на крыше пришлось недолго, всего два дня. Потом Анатолия направили на пункт специ альной обработки №3 (ПУСО). Здесь он обслуживал электроподстанцию. В его обязанности входило обеспечение беспе ребойного освещения ПУСО № 3 , где про ходила дезактивация автомобилей. Владимиру Кузнецову пришлось ликвидировать последствия аварии f на Чернобыльской АЭС в первые дни I — Очень тщательно промывали про странство под крыльями машин, потому что именно там собиралась вся радиоак тивная пыль, — рассказал Анатолий. — Один раз промоют, замеряют уровень ради ации, и так несколько раз, пока он не придет в норму. Кормили нас как в хорошем ре сторане. Было все: мясо, каши, тушенка, сгущенное молоко, сыр. Правда, столовая была —три доски на пеньках, а сверху на тянут целлофан. Ели стоя из котелков. При себе были только ложки, вилок не было. Унас даже были концерты и своя самодель ная сцена. 23 июля командировка Анатолия Поно марева закончилась, и он вернулся домой. Но отголоски этой поездки до сих пор ска зываются на самочувствии. И в день памяти чернобыльской трагедии вместе со своими друзьями-ликвидаторами Анатолий По номарев приходит к памятнику «Жертвам радиационных аварий и катастроф». Чтобы положить цветы всем тем, кто не вернулся... ТЕКСТ:МАРИНАК0СТЮК.Ф0Т0:СЕРГЕЙПАРШИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz