Первый номер. 2016 г. (г. Липецк)
ш РНОПОБЕДУ №13 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР КЛЖЛЛЯ СТРОЧКА Э ТШ ПИСЕМ К ЛЮБИМОЙ ПОЛЕ НАПОЛНЕНА НЕЖНОСТЬЮ И ЗАБОТОЙ ТРЕВОТОЙ ЗАЛЕТЕЙ И ВЕРОЙ В ПОБЕЛУ «З д ра вс т вуй , лю б им а я п о л я , целую вас к р е п к им ПОЦЕЛУЕМ и ш л ю ЛЮБЯЩИЙ ПРИВЕТ, ЕЩЕ ЦЕЛУЮ ДЕТОК в. с. М. Ш у ру и лю б им ую д е во ч к у и ж ел аю СЧАСТЛИВОГО УСПЕХА ВАШЕЙ ДЕТСКОЙЖИЗНИ. ПОЛЯ, СООБЩАЮ ВАМ, ч т о ЖИВ И ЗДОРОВ, ЧЕГО И ВАМЖЕЛАЮ. ПОЛЯ, я ЕЩЕ НАХОЖУСБ В ГОСПИТАЛЕ. РАНЕНИЕ МОЕ ЗАЖИЛО. ПРОШЕЛ КОМИССИЮ И СКОРО ВБ1ЕДУОБРАТНО НА ФРОНТ, В КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, НЕ ЗНАЮ. УЗНАЮ ЭТО ЧИСЛА 10 ДЕКАБРЯ, ВБ1ЕХАВ ИЗ ГОСПИТАЛЯ. 3 ПИСБМА ЕЩЕ НЕ ПОЛУЧИЛ, НО ОТВЕЧУ. ОЧЕНБ СКУЧНО, ЧТО НЕТ ОТВЕТА. ПОЛЯ И ПАША, Я ВИДЕЛ СОН, ЯКОББ1 ФРОНТ У НАС НА РУДНИКЕ, Я ОТПРОСИЛСЯ У КОМАНДИРА И ПРИШЕЛ К СЕБЕ В КВАРТИРУ. В КВАРТИРЕ СИДЕЛ ОДИН ШУРА, Я СПРОСИЛ ЕГО, ГДЕМАМУСЯ, МА1ПА, ДЕДУШКА, А ОН ГОВОРИТ, ЧТО ИХ НЕТ ДОМА. Я ПОПРОСИЛ ШУРу ЧТОББ1 ОН СГОТОВИЛ ПОКУШАТБ. ШУРА ББ1СТРО СГОТОВИЛ. Я ПОКУШАЛ И ПОПРОЩАЛСЯ С НИМ И УШЕЛ ОБРАТНО НА ФРОНТ, И ТАК, ПОЛЯ И ПАША, С ВАМИ НЕ ПРИШЛОСБ ПОВИДАТБСЯ, ТРУДНО СКАЗАТБ, НО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШБ. ЗНАЧИТ, МОЯ СУДББАТАКАЯ. ЗАКОНЧИМ ВОЙНУ, БУДЕМЖИВБ1, УВИДИМСЯ. ПОЛЯ И ПАША, БЕРЕГИТЕ СВОИХДЕТЕЙ, БУДБТЕ АККУРАТНБ1, ПОМОГАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ. КОРМИТЕ СЕБЯ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ НИЧЕГО, ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ ' ПРОДАВАЙТЕ ЛИШНИЕ ВЕЩИ И ЖИВИТЕ, А КОГДА СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ, ЭТО ВСЕ НАЖИВЕМ, ПОЛЯ. КЛАНЯЮСБ ВСЕМ, ДЕТКАМ ЕЩЕ ПРИВЕТ ПЕРЕДАВАЙ И ВСЕМ ЗНАКОМБ1М. З атем ДО с в и д а н и я , м о и до ро ги е р о д н б 1 е , целую вас КРЕПКИМИ ПОЦЕЛУЕМ И ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС с ПРАЗДНИКОМ О к тя б ря . К о г д а я буду ехать н а ф ро н т , НАПИШУ с ДОРОГИ. В аш суп руг ». 11 НОЯБРЯ 1941 ГОЛА « ...я ВСТРЕТИЛСЯ НА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ ПУНКТЕ С ГРАЧЕВЫМ, КОТОРЫЙ СУДИМ НА РУДНИКЕ, ЕМУ ДАЛИ ПЯТЬ ЛЕТ, И ОН СБЕЖАЛ С РУДНИКА. ПОЛЯ, Я ЕДУ НА ФРОНТ. НА КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ' НЕИЗВЕСТНО. ПОЛЯ, Я БЕСПОКОИЛСЯ, КОГДА ЗАБРАЛИ ЕЛЕЦ, ЧТО ВЫ ОСТАНЕТЕСЬ У НЕМЦА. ПОЛЯ, В ОТПУСКМЕНЯ НЕ ПУСТИЛИ В ВИДУ БЛИЗКОГО ФРОНТА». 31 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА ПИСЬМА- ТРЕУГОЛЬНИЧКИ, КОТОРЫЕБАБУШКА ПОЛЯБЕРЕГЛА ДАЖЕОТ детей ИВНУКОВ, ТЕПЕРЬ ХРАНЯТСЯ ВМУЗЕЕ. ЭТИВЕТХИЕ ОТВРЕМЕНИЛИСТКИ БУМАГИ-САМЫЕ ЦЕННЫЕАРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КСТАТИ ^ ТРЕУГОЛЬНИЧКИ ПОЧТОВЫЕ Военные почтальоны в годы Великой Отечественной войны были настоящими героями. Им приходилось брать оружие и защищать свой ценный груз. Полевая почта ежемесячно доставляла в Красную армию 70 млн писем и 30 млн газет. Конверты тогда были в больщом дефиците, и каждое письмо складывалось особым способом в треугольник, во время войны это умели делать все, даже маленькие дети. На конвертах-треугольниках отсутствовали привычные до войны марки - каждая весточка погащалась военным щтемпелем. А готовое к отправке письмо не заклеивалось - его должна была прочитать цензура. Частная переписка родных людей больще не была их личным делом. Проверяющих интересовали не только данные о дислокации частей, их номера, имена командиров и численности потерь, но и эмоциональный настрой бойцов действующей армии. Не случайно почтовая цензура в годы войны подчинялась непосредственно СМЕРШу, Главному управлению контрразведки в Наркомате обороны СССР. Одним из самых «мягких» видов почтовой цензуры было вымарывание строчек, содержащих запрещенную информацию. Зачеркивались нецензурные выражения, критика армейских порядков и любые отрицательные высказывания о положении в армии. В то время число цензоров увеличилось вдвое, на каждую армию приходилось не менее десяти политконтролеров. В основном, это были девущки, которые нередко, злоупотребляя служебными возможностями, вытаскивали из писем фотографии красивых бойцов, с которыми потом заводили почтовые романы. А вот среди почтальонов было больщинство мужчин. Ведь они зачастую переносили корреспонденцию общим весом сравнимым с весом пулемета. Но на войне тяжесть заветной сумки почтальона измерялась не килограммами писем, а человеческими эмоциями и трагедиями, которые приходили вместе с ними. ТЕКСТ: МАРИНАКОСТЮК. ФОТ:ОСЕРГЕИПАРШИН Газета «Первый номер» благодарит за помощь в подготовке материала педагога дополнительного образования детского дома творчества «Лира» Людмилу Полякову.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz