Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)
№39 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОНЕР МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ: Я НЕ ЛЮБЛЮ ТЕКСТЫ ПЕЧАЛЬНЫЕ ИЛИ БЕЗНАДЕЖНЫЕ РВОКУЛЬТУРУ 20 МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ И КАТЕГОРИЯ ЧУДА Л итературный фестиваль «МоноЛИТ» про шел в областном центре в рамках IX Ли пецких библиотечных чтений. Его гостями стали известные российские писатели: лау реат литературной премии «Русский Букер» 2008 года за роман «Библиотекарь» Михаил Елизаров, писатель, литературный критик и публицист Платон Беседин, ав тор популярных произведений в жанре «женская про за» Наталья Нестерова, известный детский писатель, поэт, драматург, сценарист Андрей Усачев. Нашему корреспонденту удалось встретиться с од ним из самых ярких представителей русской современ ной прозы, лауреатом премии «Русский Букер» Михаи лом Ели.заровым и раскрыть феномен его чуда. - Вы - единственный писатель, для которого важно, скорее, рисование текста, а не его написание. Вы быстро набрасываете смысл на лист, а потом переставляете и меняете слова. Когда вы создаете текст, то представляете визуально, считываете его со стороны? - Я пытаюсь каким-то образом его представить, а потом пытаюсь каким-то образом это представление перенести в текст. Просто это очень долгий процесс - конструирование чего-то визуального. Это же ви.зуаль- ное, но состоящее из букв. Всех мучает несовпадение того, что ты увидел, с тем, что ты переводишь в текст. Это очень сложный момент. Кодировка реальности че рез текст, матрица такая - у тебя текут буквы, а ты из них должен сделать то, что люди потом увидят, почув ствуют, ощутят запах, может, даже вкус чего-то... пива, да (смеется). Это сложно, но делается. Любая книга - это же трафарет реальности, замочная скважина с текстом, в которую человек может подсмотреть, и там находится какой-то мир, но в соответствии с этим трафаретом из букв и смыслов, который ты сделаешь. - «Мы вышли покурить на 17 лет» вы задумывали именно как сборник рассказов? Или эта форма уже в процессе работы получилась? - Сборник я делал концептуально. Я понимал, что я буду делать и для чего. Я отказался от своих преды дущих приемов, рассказал некоторые истории без эле мента магии. Только в последнем рассказе, поскольку я их так правильно расставил, ввел некий магический элемент, чтобы создать сложную структуру. Но это был абсолютно продуманный сборник с точным количе ством историй, которое я просчитал. Вот именно это ЛЮБАЯ КН И ГА -Э ТО ЖЕ ТРАФАРЕТ РЕАЛЬНОСТИ, ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА С ТЕКСТОМ, В КОТОРУЮ МОЖНО ПОДСМОТРЕТЬ я хочу расска.зать, а вот это можно было бы тоже, но нео- бя.зательно. Это сборник, и я бы не хотел, чтобы эти рас сказы как-то разнесли по друт’им и.зданиям. У меня есть еще сборник «Кубики», я также был бы не рад, если бы его разбили на отдельные части, потому что это тоже целенаправленно собранный сборник рассказов. Это не роман. Я не люблю такой коммерческий прием, как ро ман в рассказах. «Кубики» - это сборник рассказов, ко торые просто должны идти вместе. - Вы соглашаетесь с тем, что при характеристике ваших текстов употребляется термин «магический реализм»? - Да, конечно. Эго хороший, работающий прием, ко торый позволяет исполь-зовать реалистическую технику. Реализм как описание действительности присутствует всегда. И в античном мире, и в средневековой литературе все оперируют предметами реальности, чтобы выстроить какую-то историю. «Магический» - это просто художе ственное средство, которое помогает и двигать сюжет, и выстраивать драматургию. Ееть такой прием в литерату ре реализма - «подслушивание». В «Еерое нашего време ни» «подслушивание» происходит восемь раз. Для чего? Для того, чтобы двигать сюжет. Точно так же в «магиче ском реализме», когда мы вводим какой-то объект или стом какой-то реальности, - это способ двигать сюжет, рассказать историю. Какую-то часть своих тексгов я делаю в этом ключе. Я ввожу категорию «чуда». - Вы говорили, что автор не обязан давать надежду, хотя в ваших текстах много хэппи-эндов. - Действительно, никто ничего не обя.зан. Но де- лать-то можно по-разному, ставить совершенно раз ные задачи. Я вот не люблю тексты безнадежные или печаушные. Я тоже не всегда могу дочитать или досмо треть такую историю. - Если в текстах надежды нет, то откуда брать силы для жизни? Где вы их берете? Как вы себя поддерживаете? Музыкой? - С трудом, часто печалюсь... Музыка - это другое. Это подпитка энергией, вампиризм. Когда ты видишь людей, когда ты видишь, что им важно и нужно то, что ты делаешь, это, конечно, пища для эго, собственно мо тивация для того, чтобы видеть смысл дальше что-то делать. Только так. Потому что иначе... Вот эта работа кропотливая, она часто воспринимается как некая бес смыслица, и часто возникает вопрос: «А зачем ты это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz