Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)

№23 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОИЕР РРОГОРОД 20 тайный ЛИПЕЦК ГАЗЕТА(П(ЕРЫВЙНОМЕР»НАЧИНАЕТНОВЫЙПРОЕКТ ((ЛИПЕЦК. ТАИНЫ». ВЭТОРЙУБРИКЕМЫРАССКАЖЕМ НЕИЗВЕСТНЫЕ(DAKTbl ОБИЗВЕСТНЫХМЕСТАХ ГОРОДА, о тайнах городских подземных ходов , ВСТРЕЧИЦАРСКИХОСОБ,ТРИУМ0)АЛЬН0ИАРКЕ, ОТЧЕГОИКАКЛЕЧИЛИНАЛИПЕЦКОМКУРОРТЕ ИМНОГОЕДРУГОЕ. Липецкъ.—Lipetsk. № 2. Вокзалъ . Вид железнодорожного вокзала в начале прошлого столетия Ж ители Липецка схзистали царскую особу в районе железнодорожного вокзала, люби­ ли прокатиться «с ветерком», сажали вишни и яблони и запасали деготь бочками. А в це­ лом, наши предки сто лет назад были почти такие же, как мы сегодняшние. ВЕЗИ МЕНЯ. ИЗВОЗЧИК! Сегодня железнодорожный вокзал расположен в цент­ ре города, а в начале прошлого века от вокзала до центра было три версты - это больше трех километров. В здании вокзала было два зала ожидгшия: для простого люда и для представителей знати. Один - с длинными деревянными диванами и железной бочкой, к которой была привязана кружка для воды. Второй - с красивой мебелью и хорошим буфетом. Поездов в то время было немного. Так, в 1911 году по'Ьздовъ по Орловсно-Грязсной В'ЬТВМ ЮГО-ВОСТ( ь Г р я з и . ый № 4 прпходит'ь: 8 час. 42 .мин. утр 8 мин., от.чодит'ь 8 час 50 минут-ь. -пассажпрскШ Л? 6 нриходитт»: 10 час. II, стон'гь 11 мин., отходитч, 11 час. 10 i ирпходить: 1 час. 34 мин. дня , с т о 1 | ., отходитч. 1 час. 46 минута.. ь Елец' 1 . и Орел'ь. ый Лг .3 при.чоди-гь: 11 час. 52 мин. ут., иин., О Т .Ч О Д И Т 'Ь 12 час. 02. -пассажирск 1 Й S i 5 приходить: 3 час. 5 и, стои-гь 13 мин., отходить 3 час. 51 i приходить: 7 ч. .35 мин. вечера стоита :)дит'ь 7 час. 48 минуть. Т А К С А НОВЫХЪ ИЗВОЩИКОВЪ по г. ЛИПЕЦ съ 1-го .мая по 1-е сентября Д Е H b i Е С 30 20 15 50 40 40 энца города до другого . . . . ЭДНОЙ полицейской части иъ другую энному м - Ь с т у .............................. - . (з а не|)вый ч асъ . . iftM.v на часы iioc.Th.iywiuie но . )кза.т’Ь и съ в о к з а л а .............................. И О ^ е : пнца города до другого . . . . одной полицейской части въ другую овному мЪету ...................................... ! 1 йму на часы , равно и на вокза .гь тоже что и д 40 30 20 на Орловско-Грязинской ветви Юго-Восточной железной дороги кзфсировало всего шесть составов. В здании вокзала находились билетные кассы, телеграф и служебные помещения. Неподалеку располагался трак­ тир братьев Поповых и дом станционного жандарма. Рядом была вымощенная камнем площадка легковых извозчи­ ков. И сто лет назад с одного конца города на другой мож­ но было доехать за 30 копеек днем и 40 копеек - в ночное время. КАК ЛИПЧАНЕ ЦАРЕВИЧА ОСВИСТАЛИ Через дорогу от площадки извозчиков располагались огороды железнодорожников, а за ними, в районе совре­ менной улицы Терешковой, находился небольшой иппод­ ром. Здесь регулярно по воскресеньям в два часа дня прово­ дились бега. В этих скачках принимали участие и царские особы. Так, 18 мая ig ii года, после своего визита в Е1лец младший сын императора Александра III Михаил посетил .?1илецк. Великого князя и его свиту на вокзале встречала вся липецкая и тамбовская элита во главе с главой города Митрофаном Клюевым. Причем, как утверждают некото­ рые историки, дорога от станции до города была засьша- на красным песком. По словам липецкого краеведа Ирины Жировой, Михаил Александрович по приезду в .^1ипецк принял личное участие в скачках. Разумеется, победите­ лем в заезде стал князь, но когда он пришел к финишу, местные жители встретили его недовольными выкрика­ ми и даже освистали. Дело в том, что в этот день Михаил был одет очень скромно в отличие от своих сопровождаю­ щих с адъютантскими аксельбантами, а также губернских и уездных дворян-аристократов, сверкаюгцих мундирами. И люди просто не узнали Михаила, приняв за него одного из роскошно одетых адъютантов в свите. Участники заез­ да на скачках специально стали сдерживать своих лоша­ дей, уступая дорогу великому князю, и несколько отстали от него. Но народу, собравшемуся у липецкого железнодо­ рожного вокзала, это не понравилось: люди-то думали, что первым пришел вовсе не Михаил. БОЧКА ДЕГТЯ ОТ БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ От вокзала по направлению к городу (район нефтебазы) располагались нефтяные склады Товарищества нефтяного производства «Бр. Нобель». Территория нефтяных складов была обнесена деревянной оградой с въездными воротами. За оградой находилась ка,менная контора. Продукция неф­ тяных складов: керосин, бензин, гарное масло и колесная мазь хранилась в различных емкостях - баках, бочках, ящи­ ках. Самый большим был бак для дегтя, без которого в хо­ зяйстве было не обой тись. ВИШНЕВЫМ САД» ПО-ЛИПЕЦКИ « От нефтяных складов и до современной площади Авиато­ ров располагался питомник карликовых плодовых деревьев. 11 итомник учредил на арендованных у города землях селек­ ционер-садовод, отставной генерал /1,митрий Васильевич Ко­ солапов. Низкорослые фруктовые и ягодные деревья давали прекрасный урожай и этим полюбились липчанам, с удоволь­ ствием приобретавшим саженцы в генеральском питомнике. СТОЛЕТНАЗАДСОДНОГОКОНЦА ГОРОДАНА другой МОЖНОБЫЛО ПРОЕХАТЬНАИЗВОЗЧИКЕЗА30КОПЕЕК к сожалению, Косолаповский фруктовый сад в этом месте про­ существовал недолго. В годы Первой мировой войны терри­ тория питомника была застроена рубленными деревянными казармами igi-ro запасного стрелкового полка. Э^гог полк со­ стоял из запасных, больных и не го/щых для фронтов 11 ервой мировой солдат, которых отправили с передовой в ^ 1 ипецк по­ правлять здоровье. В'ьезд в город со стороны железнодорожной станции нахо­ дился в районе развилки современных улиц Гагарина и Космо­ навтов. Сего/щя здесь ркполагаегся здание .^1ипецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Как выгля­ дела эта часть горо/щ юо лет назад и что здесь происходило, мы расскажем в следующий раз. ТЕКСТ: ПОЛИНААНДРЕЕВА.ФОТИОЗ:АРХИВА Газета «Первый номер» благодарит за помощь в подготовке материала директора «Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства» Ирину Жирову ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz