Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)
17 РВООТНОШЕНИЯ №20 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР СПЕЦИАЛИСТДЕТСКОГО САНАОТРИЯ«МЕЧТА»ОЛЕСЯ ДМИТРИЕВАРАССКАЗАЛА. КАКРАЗВИВАТЬРЕЧЬРЕБЕНКА НЕ СЮСЮКАТЬ! Р аннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и тре тий годы жизни являются особо «чувствительным» периодом в усвоении речи мальппом. - Развитие речи побуждается усложнением общения взрос лого с ребенком, - рассказала логопед Олеся Дмитриева, - Если с ребенком говорят мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятель ности малыша и взрослого, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии. Сдругой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо. Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выде лить в нем две линии: во-первых, совершенствуется ли пони мание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается ли его собственная активная речь. Значительный скачок в обп 1 ,ем развитии ребенка, свя занный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до двух лет ребенок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинаег говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих лю дей, и это открываег широкие юзможности для возникнове ния совершенно новых видов общения со взрослыми и со свер стниками. Если ребенок на кгором году жизни не говортсг или гово рит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверсгни- ки, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги обоснованны. 1 емп развития речи у детей неодинаков. Вэ гом отношении наблюдаются индивидуальные особенности. Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при эгом разумно играе'г, пытается подражать словам, произносимым взроошми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойсгва ne'e Он зад’оворит несколько поздаее. Но не без усилий со стороны взроатых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, по^аддать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то. Но порой задержка в развитии речи может иметь очень се рьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не прихо/щт в голову, что малыш плохо слыишт, хотя он не отзывается на свое имя, не реагиру ет на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспри нимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно об ратиться к врачу. Отставание в развитии речи может иметь причиной и про махи родителей. Один из них - с ребенком мало разговаривают. Другой - излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятньсх, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступны ми пониманию ребенка (а также лишними словами - «вот», «значит»). EioBbie слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. ГОВОРЮ САМ До полуторалет развитие собственной речи малыша проис ходит довольно медленно. 13этот период он усваивает от 30 -40 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозна чают. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, а к концу третьего года - до 1200 - 1500 . ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специ альные речевые задания. 13олее простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-ни^дь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Волее сложные - когда ребенка просят, например: « 11 одойди к бабуш ке и скажи ей: «Вабупжа, дай мне, пожалуйста, мою шапочку». ОБ1ЦИЕ ПРАВИЛА ДЛЯРОДИТЕЛЕИ: с первых дней жизни ребенка должна окружать пол ноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называй те свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей арти куляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит, и понимает намного больше, чем может сказать. Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ре бенку необходим постоянный телесный контакт с матерью. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слу шать. Не перебивайте и не торопите его. Дайте выразить свою мысль. Говорите с ребенком медленно, короткими фразами, поль зуйтесь правильным русским языком, не переходите на «дет ский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей доса ды и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочи тать книжку, которую особенно полюбил. БОЛЬШЕ разговаривайте СРЕБЕНКОМ, читайте ЕМУКНИГИ, И грайте -ВОТ СЕКРЕТ правильной РЕЧИ [ Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - но вый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!) Основная деятельность ребенка - игра Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйз е его. Неточное произношение у детей в возрасте до трех лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5 - 5,5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. 1 ?сякие нарушения в произношении звуков, не со ответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефек ты произношения, исправля ть которые бывает очень трудно. Поэтому особенно важно следить за формированием произно шения и вовремя предупреж/|зть закрепление неправильного произношения звуков. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произ ношению ребенка - «сюсюкать» с ним. Гем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильную речь и сгтличагъ от неправильной. Это ведет к тому, что у ребенка не выраба- 1 Ъ 1 вается слуховой самоконтроль и закрешшется искаженное произношение. ТЕКСТ: ПОЛИНААНДРЕЕВА. ФОТО:ИЗАРХИВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz