Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)

17 РВООТНОШЕНИЯ №20 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР СПЕЦИАЛИСТДЕТСКОГО САНАОТРИЯ«МЕЧТА»ОЛЕСЯ ДМИТРИЕВАРАССКАЗАЛА. КАКРАЗВИВАТЬРЕЧЬРЕБЕНКА НЕ СЮСЮКАТЬ! Р аннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и тре­ тий годы жизни являются особо «чувствительным» периодом в усвоении речи мальппом. - Развитие речи побуждается усложнением общения взрос­ лого с ребенком, - рассказала логопед Олеся Дмитриева, - Если с ребенком говорят мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятель­ ности малыша и взрослого, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии. Сдругой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо. Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выде­ лить в нем две линии: во-первых, совершенствуется ли пони­ мание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается ли его собственная активная речь. Значительный скачок в обп 1 ,ем развитии ребенка, свя­ занный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до двух лет ребенок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинаег говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих лю­ дей, и это открываег широкие юзможности для возникнове­ ния совершенно новых видов общения со взрослыми и со свер­ стниками. Если ребенок на кгором году жизни не говортсг или гово­ рит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверсгни- ки, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги обоснованны. 1 емп развития речи у детей неодинаков. Вэ гом отношении наблюдаются индивидуальные особенности. Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при эгом разумно играе'г, пытается подражать словам, произносимым взроошми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойсгва ne'e Он зад’оворит несколько поздаее. Но не без усилий со стороны взроатых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, по^аддать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то. Но порой задержка в развитии речи может иметь очень се­ рьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не прихо/щт в голову, что малыш плохо слыишт, хотя он не отзывается на свое имя, не реагиру­ ет на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспри­ нимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно об­ ратиться к врачу. Отставание в развитии речи может иметь причиной и про­ махи родителей. Один из них - с ребенком мало разговаривают. Другой - излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятньсх, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступны­ ми пониманию ребенка (а также лишними словами - «вот», «значит»). EioBbie слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. ГОВОРЮ САМ До полуторалет развитие собственной речи малыша проис­ ходит довольно медленно. 13этот период он усваивает от 30 -40 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозна­ чают. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, а к концу третьего года - до 1200 - 1500 . ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специ­ альные речевые задания. 13олее простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-ни^дь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Волее сложные - когда ребенка просят, например: « 11 одойди к бабуш­ ке и скажи ей: «Вабупжа, дай мне, пожалуйста, мою шапочку». ОБ1ЦИЕ ПРАВИЛА ДЛЯРОДИТЕЛЕИ: с первых дней жизни ребенка должна окружать пол­ ноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называй­ те свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей арти­ куляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит, и понимает намного больше, чем может сказать. Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ре­ бенку необходим постоянный телесный контакт с матерью. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слу­ шать. Не перебивайте и не торопите его. Дайте выразить свою мысль. Говорите с ребенком медленно, короткими фразами, поль­ зуйтесь правильным русским языком, не переходите на «дет­ ский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей доса­ ды и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочи­ тать книжку, которую особенно полюбил. БОЛЬШЕ разговаривайте СРЕБЕНКОМ, читайте ЕМУКНИГИ, И грайте -ВОТ СЕКРЕТ правильной РЕЧИ [ Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - но­ вый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!) Основная деятельность ребенка - игра Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйз е его. Неточное произношение у детей в возрасте до трех лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5 - 5,5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. 1 ?сякие нарушения в произношении звуков, не со­ ответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефек­ ты произношения, исправля ть которые бывает очень трудно. Поэтому особенно важно следить за формированием произно­ шения и вовремя предупреж/|зть закрепление неправильного произношения звуков. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произ­ ношению ребенка - «сюсюкать» с ним. Гем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильную речь и сгтличагъ от неправильной. Это ведет к тому, что у ребенка не выраба- 1 Ъ 1 вается слуховой самоконтроль и закрешшется искаженное произношение. ТЕКСТ: ПОЛИНААНДРЕЕВА. ФОТО:ИЗАРХИВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz