Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)
№15 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ ИНФОРМЛиИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА п ервы й н ом ер 70ЛЕТ ПОБЕДЫ Ш ПУТЬ к ПОБЕДЕ (ИТАКОЕЧУВСТВОБЛИЗОСТИДОМА! ОХВАТИЛО,ЧТОНЕПЕРЕДАТЬ. МЫДАЖЕ НЕСТАЛИЖДАТЬПОПУТНОГОТРАНСПОРТА, САМИПОШЛИПОЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМИЗАНЕСОКЛКЬОЧАСОДВОШЛИ^ ' ДОСОКОЛА»,-ИЗ ВОСПОМИНАНИ ЛИПЧАНКИ, КОТОРАЯТРИГОДАПРОВЕЛА ВЗВАКУАЦИИНАУРАЛЕ ГАЗЕТА((ПЕРВЫЙНОМЕР»ПРОДОЛЖАЕТРАССКАЗЫВАТЬОЖИЗНИЛИПЕЦКА ВГОДЫВЕЛИКОЙОТЕЧЕСТВЕОНЙВНОЙНЫ. НЕСМОТРЯНАТО, ЧТОВНАШЕМ ГОРОДЕНЕБЫЛОБОЕВЫХДЕЙСТВИЙ,АЛИНИЯФРОНТАНАХОДИЛАСЬ ВНЕСКОЛЬКИХКИЛОМЕТРАХ,ЛИПЧАНЕНАСЕБЕИСПЫТАЛИВСЕУЖАСЫ ВОЙНЫ. ВПРИФРОНТОВОМГОРОДЕЖИЗНЬНЕЗАМИРАЛАНИНАМИНУТУ К расная Армия продолжала гнать немца на За пад, выдворяя захватчиков с территории Со ветского Союза. Липецк пагихоньку возвра щался к мирной жизни. ШЕЛ 1944... в город B03Bpau(iuiHCb жители, эвакуированные в 1941 году. После войны школьница Лидия Тихонова вспоминала, как они с мамой приехали с Урала обрагно в Липецк. - Мы двинулись в пуль на «перекладных». Через пол- сграны, из Чусового, добирались на перекладных, так как поезда, который шел бы до Липецка в ближайшее время не предвиделось, - вспоминала Лидия Тихонова. - Мама на каждой станции выпргипивгша место в эшелонах. За- чашуло ей атказывгши - поезда были переполнены. Мы проехали половину пути. И чут произошла беда. В одном из поездов у мамы у'крапи карточки на хлеб. Как мы тогда выжили, не знаю, не ели несколько дней. Де'гская картин ка так и стоит перед глазами: сидим на перроне какой-то станции, ни денег, ни карточек, мы с мгшой тихо плачем, брат с сестрой обнимают, успокаивают, и вдруг, проходя- шая мимо старутнка, достает из узелка кусочек белого хлеба и маленькую головку сахара и прстгагивает нам. Ка кое эго было счастье! Наконец-то добрались до Грязей. И такое чувство близости дома охватило, что не передать. Мы не стали ждать попутного транспорта, пошли по же лезнодорожным пулям и за несколько часов дошли до Сокола. Вышли на площадь, которгш сейчас называегся Заводская. А чут гудит базар, на прилавках чего только нет. Мы вместо с м{ 1 мой antiKtUiH от счастья. В это время на местный рынок жичели близлежадих деревень сччши привозить молоко, домашние заготовки и овощи. Особых излишеств на прилавках не было, но и этот скудный ассортимент у прибывших из эваку'ации счиччшея верхом изобилия. Туг же, на рынке, люди про сили милостыню. Лидия Тихонова вспоминала, Kim она у'видела на базарчике старенькую бабушку, в руках у нее была KOHcepBHiiH 6 imKa. Она прошгивала руку к прилав кам и просила поделиться товаром. Кчю-чх) жалел и icatui ей ложку сметаны, творога, а кто-чо pyriuicH и прогонял. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ в 1944 году железнодорожное депо НЛМЗ переобо- рудов{ 1 ли в С141лелитейный цех с отделением чугунного литья. Во всю рабоччши вспомогательные цеха; водоснаб жения, железнодорожный, электроцех, транспортный. Здесь ремон тировали сельскохозяйственные машины и орудия, конные приводы. На заводе было освоено новое для НЛМЗ производство: задвижки «Лудло» и венч'иля- ч'оры «Сирокко»- водо-парозапорпой арматуры для пред приятий Наркомата черной металлургии. За выполнение этого важного заказа поволипчапе были удостоены правитольсгвенных наград. Люди не уходили со своих рабочих мест сутками. Они включадись в соревнования, движение «двухсстгников» и «трехсюгаи- ков». 14хдевизом было; «Вдень-200% -300% зададия!». Эчю значило: выполни свою норму и успей сделать столько же за ушедшего в бой товарища. В редкие выходные работники НЛМЗ не сидели без дела - устраивали воскресники, ездили на заготовку леса. Выезжали в под собное хозяйство за Быхадовым садом. Там выращивади огурцы, картофель. В 1944 году был даже устроен праздник «Первого огур ца». Новолипчане занимадись и разведением сельскохозяйственных животных. На нача ло 1944 года в подсобном хозяйстве имелось 99 свиней, 208 кур, 26 гусей, 16 коров. Мясо п тицы, свини на, говядина отправлялись частично в рабочую столовую, но большад часть - на изготовление сала и колбасы для бойцов на фронт. В феврале 1944 года бойцы Ленинград ского фронта получили от новолипчан 100 кг колбасы. Липчане продолжали оказывать поддержку солдат на передовой не только продукчччми и теплыми вещами. Комсомольцы Липецкого радона собрали 100 тысяч ру блей на постройку боевого самолёта «Липецкий комсо молец». Они попросили вру'чить боевую машину своему земляку - Герою Советского Союза Сергею Личаврину. Их пожелание было исполнено. Летчик лично приезжал в Липецк, где получил новенький истребитель Як-9. СТРОИТЕЛЬСТВО в 1944 году Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о благоустройстве Липецка. Документ предусмачривал расширение водопроводной сети, прое 1 стирование канадизации и строительство трамвайной сеччч. Спуетя год были начаты строительные рабегты, а 7 ноября 1947 года побежал по рельсам первый состав из двух вагонов. Раетущие чампы строичальства и благоустройства города требовади создадия сидела, ко торый бы все эго контролировал. Решением областного Совета депутачюв трудящихся было организовано управ ление главного архитекчюра города. Специалисты управ ления рассматривали и утверждади проекты застройки, осуществляли контроль архич'екчурпых и планировоч ных рабат, а также их качества. ВЕРА И ПЕРВАЯ ЖЕНСКАЯ ШКОЛА Липчане, уставшие стг трех лет кровопролитной во йны, искали умиротворения в храмах. В 1944 году веру ющие обратились в Синод и облисполком с просьбой открыть пустовавшуто Преображенскую церковь. Руко водил сйором подписей Митрофан Смольянинов, проя- КОМСОМОЛЬЦЫ СОБРАЛИ 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ НА ПОСТРОЙКУ САМОЛЕТА вившии удивительную по тем страшным для верутощих временам смелость. Письмо из Воронежа переслали в Липецк. Но председачадь горсовета Мазин цинично стг- ветил, что «церковь одна есть - в селе Счуденки, близ станции Чугун, в 5 километрад от города». Но липчане не смирились с стгказом и продолжали убеждать власти в необходимости церкви в городе. Только в 1946 просьбу липчан удовлетворили и в Липецке вновь открыла свои двери для верующих церковь Спаса Преображения на улице Папина. В 1944 началось восстановление не чюлько школьно го образования, но и средне-специального. При Липец ком тр« 1 кторном задоде оггкрыли тракторный тохникум с филиалом, который потом переименовади в Липецкий машиностроительный техникум Народного комиссариа та сельскохозяйственного машиностроения. В 1944 году правительство приняло решение о раздельном обучении мальчиков и девочек. И в Липецке появилась первад в городе женскад школа - школа №1. Она располагалась на улице Канавная, сегодня - Скороходова. В послевоен ное время школе было вьщелено другое здание по улице 8 Марта, а старое снесли. Липчане привыкади к мирной жизни без гулов само летов, сирен противовоздушной обороны. До победного мад оставалось меньше полугода. ТЕКТС;МАРНИАККТЮК.ФОТО;ИЗАРХИВА т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz