Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)
№5 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР КАРТИНА НЕДЕЛИ 4 ПОКА НЕПОНЯТНО, КТО ЖЕ БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ ГОРОДОМ. В ГОСДУМЕ ПРЕДЛАГАЮТ, ЧТОБЫ ГЛАВОЙ ГОРОДА БЫЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК, А НЕ ДВОЕ ДВА В ОДНОМ Н а минзтшей неделе перед Ли пецком вновь замаячила неопре деленность с будущей моделью формирования городской власти. Совет Федерации уже одобрил поправки в со ответствующие законы, предложенные Госду мой, и направил их на подпись президенту Владимиру Путину. КОНЕЦ «ДВУГЛАВОЙ» МОДЕЛИ? Казалось, что после принятия всего несколь ко недель назад поправок в областной закон, которые фактически отменили прямые выборы мэров и глав районов на территориирегионаи ввели «двуглавую» схемууправления в Липецке, ясность наступила еслине на века, то на многие годы вперед. Но - нет. Москвапродолжает вносить изменения в федеральное законодатель ство в области выборов глав муниципалитетов, и субъектыФедерациибудут адаптироваться к очереднымнововведениям, принятымЦентром. - Принятие нового закона - это закономер ный шаг в поступательном развитии демокра тических основ власти на местах. Он продол жает давно взятый нами курс на повышение роли представительной власти. Те, кто заявля ют о якобы ущемленном избирательном праве граждан и ограничении определенных свобод, не до конца понимают суть вводимых нова ций, - выступил с комментарием один из авторовпоправок, председателькомитета по федеративному устройству и вопросам местногосамоуправленияГосдумыВиктор Кидяев. - Мы ввели два новьк способа избра ния главы муниципального образования, те. вариативность моделей муниципальной власти не только сохранена, напротив - она расширена. Сз^бъектам предоставлено право самостоятельно выбрать наиболее оптималь ную модель, с учетом сложившихся в регионе традиций. «Федералы» предлагают, чтобы обязан ности главы города и главы администрации, т. е. мэра и сити-менеджера теперь можно бьшо возложить на одного человека, а не только на двоих, как планировалось совсем недавно. Так, Москва разрегпила депутатам горсове та самим становиться сити-менеджерами. По правки позволяют парламентариям назначать управленца из своего состава, причем такой избранник станет полновластным мэром, но его депутатские полномочия прекращают ся. Избрать полноценного градоначальника депутаты смогут и из числа кандидатов на эту должность, отобранных конк}фсной ко миссией. Наповлним, ранее в исполнительной власти Липецка предполагалось введение исключительно «дв}тлавой» модели управ ления. Глава города должен был избирать ся из рядов депутатского корпуса горсовета и совмещать должность председателя муни ципального законодательного органа. Плюс планировалось, что зшравлять администра цией города, нести административно-хозяй ственные фзлгкции станет наемный професси онал, или сити-менеджер, избираемый узкой группой профессионалов по KOHiqfpcy на срок от двух до пяти лет. Состав конкурсной комиссии в этой моде ли на 50% предлагается местным парламен том, на 50% - губернатором. Подать заявку может любой гражданин, который подходит по формальным признакам. Нанятый управ ленец должен ежегодно отчитьшаться перед депутатами и доказьшать свою эффектив ность. Эти правила остаются в силе наряду с новыми вариантами. - Наша поправка дает возможность тер риториям самим принимать решения, какой способ избрания главы города наиболее эф фективно сработает в интересах большин ства жителей муниципального образования и в данных социально-экономических обстоя тельствах. Мы не отменяем действ}лотцих ме ханизмов, мы их дополняем. Вариативность предложена максимальная. Рассчитываю, что регионы, депутатский корпус взвешенно по дойдут к определению модели управления, - отметил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству ДмитрийАзаров. ЭФФЕКТЫ И ДЕФЕКТЫ Главнымдостоинством «дв)тлавой» схемы специалисты называют несоизмеримо боль шие возможности для замены неэффектив ного рзлсоводителя - главы администрации. Мол, сити-менеджер, нанимаемый на работу по трудовому договору, за неудовлетворитель ное выполнение своих обязанностей может быть уволен, чего нельзя сделать с избранны ми, но непродуктивно работающими мэра ми. Среди ожидаемых плюсов и ожидаемый в муниципалитетах сдвиг от наблюдающейся чрезмерной заполитизированносги в сторону хозяйственной деятельности. Дескать, идеоло гия и политика важны на региональном и фе деральном уровнях, а для местного самоуправ ления первостепенны вопросы вьшоза мусора и ремонта дорог. Однако опыт показьшает, что зачастую от двоевластия и горожане, и сама элита получа ют вместо эффектов литпь дефекты управле ния. В модели двоевластия ответственность размывается, и руководителям выгодно сва ливать вину друг на друга - Практика показала, что если в качестве высшего должностного лица органов местно го самоуправления выступают одновреметшо и глава муниципального образования, и глава местной администрации, то это зачастую мо жет привести к возникновению конфликтов, порой сложно разрешимьк. Таким образом, предложенШ)1е нами поправки, по сути, на правлены на развитие вариативности структу ры органов местного самоуправления и более гибкий учет местных особенностей, - назвал один из «поправочных» мотивов Виктор Кидяев. ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ МЭРОВ ОСТАЛИСЬ В 15 РЕГИОНАХ Институт сити-менеджеров действует в России много лет. Прямые выборы мэров сей час остались только в 15 региональных столи цах. До половины из 25 тысяч мушщипалите- тов страны находятся под властью наемных 5нравленцев. Кризис «двуглавой» системы управле ния, при которой в городе один человек вы полняет хозяйственные функции, а второй - представительские, проявлялся неодно кратно по всей РФ. В мае 2014 года несколько разочарованных депутатов Госдумы даже внесли законопро ект, предлагающий отменить институт найма по контракту сити-менеджеров, который спо собствует «отстранению населения от самоу правления» и «порождает коррупцию». - Эта система показала свою полную неэффективность. Факты говорят сами за себя; большинство городов, которые вы брали управление с помотцью системы так называемых сити-менеджеров - «двугла вой» системы, - получили конфликт, ко торый вылился в междоусобицы, войны и коррупционные скандалы. Достаточ но привести примеры таких городов. как Озерск (экс-«наемник» обвиняется в крупном хищении бюджетных денежных средств), Ставрополь (для экс-управленца прокуратура требует 13 лет и 500 млн ру блей штрафа), Миасс (бывший «контракт ник» обвиняется в двойном убийстве и бан дитизме), где возбуждены уголовные дела по сити-менеджерам, - отметил один из инициаторов. Однако коллеги по Госдуме с таким за ключением не согласились. Как отметил ав тор законопроекта о реформе МСУ Вячеслав Тимченко, «среди напрямую избранных глав администраций не меньше безответственных людей, чем среди тех, кто назначен по кон тракту», к тому же ньшешняя система «соз дает базу для того, чтобы в управление на шим муниципальньш хозяйством приходили именно профессионалы». Выходит, ни одна модель в России не яв ляется идеальной, и лучше других эту истину иллюстрирует «братский» конфликт, который вобрал в себя практически все минусы раз личных моделей. После того, как всенародно избранного мэра Братска арестовали по подо зрению в получении взятки в особо крупном размере, он сразу ушел в отставку. Депутаты гордумы внесли в Устав изменения. Новым главой города был избран человек из числа парламентариев, а по итогам конкурса управ лять хозяйством стала глава администрации, или сити-менеджер. Однако вместо стабилизации ситуации начались конфликты. Сити-менеджер и мэр сразу стали «воевать», высказывая принци пиально разные позиции по важнейшим вопросам. В итоге глава города обратился в суд с исковым заявлением о досрочном расторжении контракта с главой админи страции. Фемида встала на сторону мэра. Политический раскол привел к роспуску городской Думы. В итоге после апелляций сити-менеджер подала заявление о сложе нии полномочий. Несмотря на всю неоднозначность си туации, маховик реформы местного самоу правления был запущен с креном в сторону доукрепления вертикали власти путем вве дения непрямых выборов мэров. Депутаты Госдумы обещают продол жить работу в сфере «совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства». ТЕКСТ: ВЛАДИСЛАВ ИРЬЕВ. ФОТО: СЕРГЕЙ ПАРШИН т П
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz