Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2015 г. (г. Липецк)

№5 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР КАРТИНА НЕДЕЛИ 4 ПОКА НЕПОНЯТНО, КТО ЖЕ БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ ГОРОДОМ. В ГОСДУМЕ ПРЕДЛАГАЮТ, ЧТОБЫ ГЛАВОЙ ГОРОДА БЫЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК, А НЕ ДВОЕ ДВА В ОДНОМ Н а минзтшей неделе перед Ли­ пецком вновь замаячила неопре­ деленность с будущей моделью формирования городской власти. Совет Федерации уже одобрил поправки в со­ ответствующие законы, предложенные Госду­ мой, и направил их на подпись президенту Владимиру Путину. КОНЕЦ «ДВУГЛАВОЙ» МОДЕЛИ? Казалось, что после принятия всего несколь­ ко недель назад поправок в областной закон, которые фактически отменили прямые выборы мэров и глав районов на территориирегионаи ввели «двуглавую» схемууправления в Липецке, ясность наступила еслине на века, то на многие годы вперед. Но - нет. Москвапродолжает вносить изменения в федеральное законодатель­ ство в области выборов глав муниципалитетов, и субъектыФедерациибудут адаптироваться к очереднымнововведениям, принятымЦентром. - Принятие нового закона - это закономер­ ный шаг в поступательном развитии демокра­ тических основ власти на местах. Он продол­ жает давно взятый нами курс на повышение роли представительной власти. Те, кто заявля­ ют о якобы ущемленном избирательном праве граждан и ограничении определенных свобод, не до конца понимают суть вводимых нова­ ций, - выступил с комментарием один из авторовпоправок, председателькомитета по федеративному устройству и вопросам местногосамоуправленияГосдумыВиктор Кидяев. - Мы ввели два новьк способа избра­ ния главы муниципального образования, те. вариативность моделей муниципальной власти не только сохранена, напротив - она расширена. Сз^бъектам предоставлено право самостоятельно выбрать наиболее оптималь­ ную модель, с учетом сложившихся в регионе традиций. «Федералы» предлагают, чтобы обязан­ ности главы города и главы администрации, т. е. мэра и сити-менеджера теперь можно бьшо возложить на одного человека, а не только на двоих, как планировалось совсем недавно. Так, Москва разрегпила депутатам горсове­ та самим становиться сити-менеджерами. По­ правки позволяют парламентариям назначать управленца из своего состава, причем такой избранник станет полновластным мэром, но его депутатские полномочия прекращают­ ся. Избрать полноценного градоначальника депутаты смогут и из числа кандидатов на эту должность, отобранных конк}фсной ко­ миссией. Наповлним, ранее в исполнительной власти Липецка предполагалось введение исключительно «дв}тлавой» модели управ­ ления. Глава города должен был избирать­ ся из рядов депутатского корпуса горсовета и совмещать должность председателя муни­ ципального законодательного органа. Плюс планировалось, что зшравлять администра­ цией города, нести административно-хозяй­ ственные фзлгкции станет наемный професси­ онал, или сити-менеджер, избираемый узкой группой профессионалов по KOHiqfpcy на срок от двух до пяти лет. Состав конкурсной комиссии в этой моде­ ли на 50% предлагается местным парламен­ том, на 50% - губернатором. Подать заявку может любой гражданин, который подходит по формальным признакам. Нанятый управ­ ленец должен ежегодно отчитьшаться перед депутатами и доказьшать свою эффектив­ ность. Эти правила остаются в силе наряду с новыми вариантами. - Наша поправка дает возможность тер­ риториям самим принимать решения, какой способ избрания главы города наиболее эф­ фективно сработает в интересах большин­ ства жителей муниципального образования и в данных социально-экономических обстоя­ тельствах. Мы не отменяем действ}лотцих ме­ ханизмов, мы их дополняем. Вариативность предложена максимальная. Рассчитываю, что регионы, депутатский корпус взвешенно по­ дойдут к определению модели управления, - отметил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству ДмитрийАзаров. ЭФФЕКТЫ И ДЕФЕКТЫ Главнымдостоинством «дв)тлавой» схемы специалисты называют несоизмеримо боль­ шие возможности для замены неэффектив­ ного рзлсоводителя - главы администрации. Мол, сити-менеджер, нанимаемый на работу по трудовому договору, за неудовлетворитель­ ное выполнение своих обязанностей может быть уволен, чего нельзя сделать с избранны­ ми, но непродуктивно работающими мэра­ ми. Среди ожидаемых плюсов и ожидаемый в муниципалитетах сдвиг от наблюдающейся чрезмерной заполитизированносги в сторону хозяйственной деятельности. Дескать, идеоло­ гия и политика важны на региональном и фе­ деральном уровнях, а для местного самоуправ­ ления первостепенны вопросы вьшоза мусора и ремонта дорог. Однако опыт показьшает, что зачастую от двоевластия и горожане, и сама элита получа­ ют вместо эффектов литпь дефекты управле­ ния. В модели двоевластия ответственность размывается, и руководителям выгодно сва­ ливать вину друг на друга - Практика показала, что если в качестве высшего должностного лица органов местно­ го самоуправления выступают одновреметшо и глава муниципального образования, и глава местной администрации, то это зачастую мо­ жет привести к возникновению конфликтов, порой сложно разрешимьк. Таким образом, предложенШ)1е нами поправки, по сути, на­ правлены на развитие вариативности структу­ ры органов местного самоуправления и более гибкий учет местных особенностей, - назвал один из «поправочных» мотивов Виктор Кидяев. ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ МЭРОВ ОСТАЛИСЬ В 15 РЕГИОНАХ Институт сити-менеджеров действует в России много лет. Прямые выборы мэров сей­ час остались только в 15 региональных столи­ цах. До половины из 25 тысяч мушщипалите- тов страны находятся под властью наемных 5нравленцев. Кризис «двуглавой» системы управле­ ния, при которой в городе один человек вы­ полняет хозяйственные функции, а второй - представительские, проявлялся неодно­ кратно по всей РФ. В мае 2014 года несколько разочарованных депутатов Госдумы даже внесли законопро­ ект, предлагающий отменить институт найма по контракту сити-менеджеров, который спо­ собствует «отстранению населения от самоу­ правления» и «порождает коррупцию». - Эта система показала свою полную неэффективность. Факты говорят сами за себя; большинство городов, которые вы­ брали управление с помотцью системы так называемых сити-менеджеров - «двугла­ вой» системы, - получили конфликт, ко­ торый вылился в междоусобицы, войны и коррупционные скандалы. Достаточ­ но привести примеры таких городов. как Озерск (экс-«наемник» обвиняется в крупном хищении бюджетных денежных средств), Ставрополь (для экс-управленца прокуратура требует 13 лет и 500 млн ру­ блей штрафа), Миасс (бывший «контракт­ ник» обвиняется в двойном убийстве и бан­ дитизме), где возбуждены уголовные дела по сити-менеджерам, - отметил один из инициаторов. Однако коллеги по Госдуме с таким за­ ключением не согласились. Как отметил ав­ тор законопроекта о реформе МСУ Вячеслав Тимченко, «среди напрямую избранных глав администраций не меньше безответственных людей, чем среди тех, кто назначен по кон­ тракту», к тому же ньшешняя система «соз­ дает базу для того, чтобы в управление на­ шим муниципальньш хозяйством приходили именно профессионалы». Выходит, ни одна модель в России не яв­ ляется идеальной, и лучше других эту истину иллюстрирует «братский» конфликт, который вобрал в себя практически все минусы раз­ личных моделей. После того, как всенародно избранного мэра Братска арестовали по подо­ зрению в получении взятки в особо крупном размере, он сразу ушел в отставку. Депутаты гордумы внесли в Устав изменения. Новым главой города был избран человек из числа парламентариев, а по итогам конкурса управ­ лять хозяйством стала глава администрации, или сити-менеджер. Однако вместо стабилизации ситуации начались конфликты. Сити-менеджер и мэр сразу стали «воевать», высказывая принци­ пиально разные позиции по важнейшим вопросам. В итоге глава города обратился в суд с исковым заявлением о досрочном расторжении контракта с главой админи­ страции. Фемида встала на сторону мэра. Политический раскол привел к роспуску городской Думы. В итоге после апелляций сити-менеджер подала заявление о сложе­ нии полномочий. Несмотря на всю неоднозначность си­ туации, маховик реформы местного самоу­ правления был запущен с креном в сторону доукрепления вертикали власти путем вве­ дения непрямых выборов мэров. Депутаты Госдумы обещают продол­ жить работу в сфере «совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства». ТЕКСТ: ВЛАДИСЛАВ ИРЬЕВ. ФОТО: СЕРГЕЙ ПАРШИН т П

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz