Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)
25 декабря 2023 года № 107 (292) 5 ДОКУМЕНТЫ ЛИПЕЦКА – увеличение уровня обслуживания дорожного движения на 0,53%. Незначительный рост уровня загрузки может быть объяснен снижением пропускной способ- ности участка проспекта Победы при условии специализации правой полосы для движения обще- ственного транспорта. На период после 2022 года мероприятия по организации одностороннего и/или реверсивного движения на участках УДС города Липецк не разрабатывались. Светофорное регулирование – это метод организации дорожного движения, способствующий разделению движения во времени. Светофорное регулирование дорожного движения, в первую очередь, предназначено для попеременного пропуска транспортных и пешеходных потоков по взаимно конфликтующим направлениям. Прежде всего, это относится к перекресткам с интенсив- ным движением, где с помощью только дорожных знаков и разметки нельзя обеспечить безопас- ность дорожного движения. Второй, но не менее важной, задачей внедрения светофорного регули- рования является создание управляемого транспортного потока – порционного пропуска «пачек» транспортных средств, необходимого для исключения непрерывного движения автомобилей в условиях регулируемого городского движения. Критерии введения светофорной сигнализации учитывают интенсивность пересекающихся транспортных потоков, их суммарные задержки и степень опасности движения. Кроме того, свето- форное регулирование может быть введено при большой интенсивности движения пешеходных потоков к объектам притяжения (кинотеатрам, стадионам, крупным торговым и промышленным центрам и т.д.), а также при пересечении дороги школьниками в зоне расположения школ. Вместе с этим следует отметить, что наличие регулируемых перекрестков, расположенных на небольших расстояниях друг от друга, осложняют условия движения транспортных потоков в го- родах. Работа светофорной сигнализации приводит к резкому изменению структуры и характера транспортных потоков, в которых появляются ярко выраженные группы автомобилей. Однако по мере удаления от стоп-линии различные группы перемешиваются и на расстоянии около 800 ме- тров поток превращается в установившийся с постоянными во времени значениями интенсивности движения. Подобная диффузия групп автомобилей приводит к рекомендации введения координи- рованного регулирования при расстояниях между перекрестками не более 800 метров. При боль- ших расстояниях появляется необходимость в установке промежуточных светофоров, тем самым вновь искусственно формируя группы автомобилей. Координация работы светофоров на соседних перекрестках уменьшает количество непроизводительных остановок и торможений в потоке, а также уровня транспортных задержек. Но каждый отдельный светофорный объект, работающий вне системы координации с соседними, может создавать препятствия для движения на маршруте в целом. Немаловажным звеном при выборе маршрута координации являются характеристики улично-дорожной сети: ширина проезжей части, ее состояние, наличие подъемов и спусков. Для повышения эффективности регулирования транспортных потоков необходимы совер- шенствование режимов работы светофорной сигнализации в зависимости от характера движения транспортных средств и разработка различных алгоритмов управления светофорной сигнализа- цией для типичных случаев дорожного движения. Часовые, суточные и сезонные изменения па- раметров транспортных потоков требуют соответствующих изменений в программе координации – величин циклов, фаз и сдвигов. Таким образом, появление новых светофорных объектов должно способствовать улучшению условий сетевого управления транспортными потоками, а также повышению безопасности всех участников движения. Перспективные мероприятия в части строительства светофорных объектов представлены в та- блице 5.1.1.2 выше по тексту. 5.1.2. Мероприятия по внедрениюинтеллектуальных транспортных систем Интеллектуальные транспортные системы (далее ИТС) – это информационные и коммуника- ционные технологии в транспорте, которые затрагивают дорожно-транспортную инфраструктуру, транспортные средства, дорожно-транспортное регулирование и участников дорожного движения. ИТС – это системные изменения, направленные на предоставление различных инновационных услуг для различных видов транспорта, направленные на достижение устойчивой мобильности по- средством повышения эффективности, безопасности и экологичности транспорта. Интеллектуальные транспортные технологии включают в себя: 1. Системы автомобильной навигации, 2. Системы управления светофорами, 3. Системы управления перевозками, 4. Системы оповещения участников движения, 5. Системы автоматической фиксации нарушений пдд, 6. Системы видеонаблюдения, 7. Системы интеграции информации, 8. Системыметеорологической информации, 9. Системы взимания платы за проезд на общественном транспорте, 10. Системы разведения мостов, 11. Системы моделирования (предсказания) транспортной ситуации на основе ранее собран- ной информации. Автоматизированные системы управления дорожным движением или АСУДД представляют собой сочетание программно-технических средств, а также мероприятий, которые направлены на обеспечение безопасности, снижение транспортных задержек, улучшение параметров УДС, улуч- шение экологической обстановки. АСУДД предназначены для обеспечения эффективного регулирования потоков транспорта в городе с помощью средств световой сигнализации. Структурно АСУДД представлены тремя основными элементами: – центральный пункт управления или ЦУП; – каналы связи, в том числе специализированные контроллеры; – периферийное оборудование. Функция ЦУП состоит в координации управляющих воздействий, анализе данных и контроле. Каналы связи необходимы для передачи данных между центром автоматизированных систем управления дорожным движением и периферией. Периферия в свою очередь осуществляет сбор данных, также реализацию управляющих воздействий. Основное периферийное оборудование автоматизированных систем управления представлено дорожными контроллерами движения раз- личных типов и светофорными объектами. Подключаются контролеры к ЦУП при помощи беспроводной или проводной связи, или комбинированным способом. Автоматизированные системы управления дорожным движением обеспечивают: – ручное изменение режимов работы светофорных объектов; – диспетчерское изменение режимов работы светофоров из ЦУП при возникновении такой необходимости; – режим «зеленой улицы»; – координированное жесткое управление дорожным движением согласно командам ЦУП АСУДД посредством заданных программ, при этом выбор программы производится автоматически или оператором; – координированное гибкое управление дорожным движением, которое зависит от параме- тров транспортных потоков, которые измеряются специальными детекторами транспорта, учитыва- ющими реальную транспортную ситуацию. Управление светофорными объектами может осуществляться путем вызова соответствующих рабочих программ, в том числе и специальных. С рабочего места можно получить доступ к архив- ным данным работы светофорных объектов и информации об интенсивности транспортного пото- ка в местах установки детектора транспорта. Применительно к территории города Липецка можно сказать, что роль центрального пункта управления (ЦУП) или Центра организации дорожного движения (далее ЦОДД) выполняет му- ниципальное бюджетное учреждение МБУ «Липецкгорсвет». По информации с официального сайта администрации г. Липецк 25 «МБУ «Липецкгорсвет» осуществляет работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту сетей наружного освещения города Липецка, а также ведет ре- конструкцию и строительство сетей наружного освещения. Главной задачей предприятия является улучшение освещенности городских территорий, уменьшение токовой нагрузки и потребления электрической энергии, а также украшение города иллюминацией и световыми эффектами». При этом на балансе и в эксплуатационном содержании организации находятся почти все светофор- ные объекты на территории УДС города Липецка. По состоянию на середину 2021 года к системе аппаратно-программного комплекса АСУДД «Мегаполис» подключено 45 светофорных объектов. В ближайшей перспективе к подключению к АСУДД готовятся еще 5 светофорных объектов. Параметры управления светофорным объектом должны учитывать как суточные изменения интенсивности движения транспорта, так и ее колебания в один и тот же период времени (случай- ное прибытие транспортных средств к перекрестку). Это возможно при применении адаптивного управления, имеющего обратную связь с транспортным потоком. Адаптивное управление реали- зуется с помощью детекторов транспорта, расположенных в зоне перекрестка и обеспечивающих непрерывную информацию о параметрах транспортного потока. Алгоритмы адаптивного управ- ления делятся по способу обработки получаемой информации. На практике самое широкое при- менение получил алгоритм поиска разрыва в транспортном потоке при фиксированных значениях управляющих параметров. По сравнению с жестким управлением светофорным объектов алго- ритм поиска разрывов в транспортном потоке может обеспечить снижение задержки на 10–60%. Одним из методов оптимизации работы светофорных объектов является сокращение числа точек конфликтного взаимодействия путем: – выделения отдельных фаз для пешеходного движения; – специализации полос для движения поворотных направлений и разделение поворотных на- правлений по фазам регулирования, для обеспечения бесконфликтного маневра; – канализирования направлений (пешеходных и/или транспортных) в границах регулируемых пересечений. В числе перекрестков, на которых уже введен адаптивный режим светофорного регулирования: 1. Площадь Победы, пересечение пр-т Победы – ул. М.И. Неделина – ул. Первомайская – ул. Со- ветская – ул. Валентины Терешковой, 2. Площадь Танкистов, пересечение пр-т Победы – ул. Катукова – Воронежское ш. Перспективные планы строительства новых светофорных объектов и реконструкции пере- крестков и транспортных узлов представлены в таблице 5.1.2.1 и предполагают оборудование новых/реконструированных светофорных объектов датчиками транспорта и включение в систему адаптивного управления. Таблица 5.1.2.1 – Перечень запланированных перспективных мероприятий по включению све- тофорных объектов в систему адаптивного управления по периодам реализации ПКРТИ № п/п Запланированный годреализации Адресмероприятия При строительственовых светофорных объектов 1. 2023 – 2025 площадь Революции, пересечение ул. Советская – ул. КарлаМаркса –Петровскийпр-д 2. ул. Гагарина –Боевойпр-д 3. ул. Белана –Воронежскоешоссе 4. ул. Советская – ул. Пушкина 5. ул. Белянского–Старое Елецкоешоссе 6. Боевойпр-д – ул.Железнякова 7. 2026 – 2030 ул. Катукова – ул. Стаханова 8. ул. Свиридова – ул.Московская 9. ул. Стаханова – ул. Белана 10. ул. Стаханова – ул. Свиридова 11. 2031 – 2035 ул. Папина – ул. Союзная 12. ул. Папина – ул.М.И. Неделина 13. ул.Минская – ул. Кривенкова 14. ул.Минская – ул.Московская Приреконструкцииперекрестков / придополнительномоборудованиидатчиками 15. 2023 – 2025 Лебедянскоешоссе – ул. Опытная 16. Лебедянскоешоссе – ул. ВиктораМузыки 17. Лебедянскоешоссе, д.2Б 18. ул.Московская – ул. Гагарина – ул. Циолковского–Петровскийпр-д 19. ул. Циолковского– ул. Космонавтов 20. Елецкоеш. – ул.Московская – ул. Катукова 21. ул.Московская – съездна автодорогу черезж/дпутив сторону ул. Политехническая 22. ул.Московская – ул. Полиграфическая 23. ПлощадьВеликолепова, пересечение ул.Московская –Северныйпр-д Приреконструкцииперекрестков / придополнительномоборудованиидатчиками 24. 2023 – 2025 ПлощадьПлеханова, пересечение ул. Зегеля – ул. Плеханова 25. ул. Стаханова –просп. им. 60-летияСССР 26. ул. Ударников –Воронежскоешоссе 27. ул. Первомайская – ул. Фрунзе 28. ул. Октябрьская – ул. КарлаМаркса 29. площадьМира, пересечениепр-тМира – ул. ЗоиКосмодемьянской 30. пр-тМира – ул. Парковая 31. 2026 – 2030 ул.Меркулова – ул. Водопьянова – ул. Папина 32. ул. Папина – ул.Механизаторов 33. ул. Папина – ул. Доватора 34. 2031 – 2035 ул. Папина – ул.ЮныхНатуралистов _________________________________________________________________________ 25 http://lipetskcity.ru Рисунок 5.1.2.1 – Схема расположения светофорных объектов на территории УДСМО г. Липецк, предлагаемых к подключению к системе адаптивного управления к концу 2035 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz