Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

21 декабря 2023 года № 106 (291) 51 ДОКУМЕНТЫ ЛИПЕЦКА Таблица 3.7.6 – Результаты прогнозной оценки потребления разных видов моторного топлива паркоммаршрутных автобусов в г. Липецке по программе COPERT Потребление топлива Бензин Дизтопливо КПГ т т тыс. м 3 2021базовый 79 5356,7 13144,5 2022_GP-0 72,9 4946,2 12142,8 Эффект снижения 1, % 7,72 7,66 7,62 2022_V3_GP-0 62,9 3474 11594 Эффект снижения 2, % 20,38 35,15 11,80 2035_v1_GP-0 62,0 3413,4 11387,8 Эффект снижения 3, % 21,54 36,28 13,36 2035_v2_GP-0 63,5 3498,1 11670,0 Эффект снижения 4, % 19,59 34,70 11,22 Рисунок 3.7.2 – Потребление разных видов топлива парком маршрутных автобусов по разным сценариям, т (тыс. м 3 ) Полученные результаты прогнозной оценки выбросов основных загрязняющих веществ парком маршрутных автобусов в городе Липецке для всех сценариев представленыв таблицах 3.7.7 и 3.7.8: Таблица 3.7.7 – Прогноз валовых выбросов наиболее массовых видов загрязнителей в атмос- ферный воздуха паркоммаршрутных автобусов по разным сценариям (т/год) CO Сажа (PM) CH (VOC) СО2 Nox PM10 PM2.5 NH3 СН4 N2O Сумма без СО2 2021базовый 75,0 10,0 53,8 42567,5 285,4 7,4 4,9 0,2 55,1 0,5 492,2 2022_GP-0 69,2 9,2 49,7 39316,2 263,6 6,8 4,5 0,2 50,9 0,5 454,5 2022_V3_GP-0 30,2 7,3 21,1 33572,7 152,2 5,0 2,9 0,1 29,2 0,4 248,3 2035_v1_GP-0 29,8 7,1 20,7 32979,8 149,8 4,9 2,8 0,1 28,6 0,4 244,2 2035_v2_GP-0 30,5 7,3 21,2 33797,5 153,5 5,0 2,9 0,1 29,3 0,4 250,3 Таблица 3.7.8 – Прогноз валовых выбросов неметановых углеводородов и тяжелых металлов в атмосферный воздуха паркоммаршрутных автобусов по разным сценариям (кг/год) Сценарии Формальдегид Бенз(а)-пирен Бензол Акролеин Толуол Ксилол Ацетальдегид 1,3-бутадиен Кадмий Никель 2021базовый 389,6 0,1 18,5 86,3 17,3 21,8 211,2 137,7 0,02 0,02 2022_GP-0 359,5 0,1 17,0 79,6 15,9 20,1 194,9 127,1 0,02 0,02 2022_V3_GP-0 78,7 0,1 4,0 18,2 2,1 3,6 42,7 25,2 0,02 0,02 2035_v1_GP-0 77,6 0,1 3,9 17,9 2,1 3,5 42,1 24,8 0,02 0,02 2035_v2_GP-0 79,5 0,1 4,0 18,4 2,1 3,6 43,2 25,4 0,02 0,02 Следует, что суммарные выбросы наиболее массовых видов загрязняющих веществ при экс- плуатации маршрутных автобусов в г. Липецке при реализации сценария 2022_V3_GP-0 могут составить 248,4 т/год, что почти в 2 раза меньше, чем в 2021 году. При реализации сценария 2022_ GP-0 выбросы также сократятся по сравнению с 2021 годом (на 37,7 т или на 7,7%). При реализации сценария 2035_v2_GP-0 выбросы по сравнению со сценарием 2022_V3_GP-0 несколько возрастут (с 248,3 т до 250,3 т), а по сравнению со сценарием 2035_v1_GP-0 – сократятся. Между тем оценки, приведенные выше по результатам простого суммирования отдельных за- грязняющих веществ, являются очень приблизительными, т.к. в них не учитывается относительная агрессивность (опасность для здоровья) отдельных загрязняющих веществ. Для учета этого обстоятельства с использованием результатов, приведенных в таблицах 3.7.7 и 3.7.8, выполнены дополнительные расчеты по формуле (1) 24 , (условные т/год): = 0,33 МСО+6,3МСН +25 МNOx+50 МРМ+30 МSO2 + +333(МCH2О+МС3Н4О+МСН3СОН) + 10(МС6Р6+МС6Н5СН3+МС8Н10) + 6,3МС4Н6+106МБП (1) Результаты такой оценки приведенной массы выбросов от автобусов г. Липецка для каждого сценария приведены в таблице 3.7.9: Таблица 3.7.9 – Прогноз приведенной массы выбросов загрязняющих веществ от общественного транспорта при различных сценариях развития сети и парка в городе Липецке на период до 2035 года Сценарии Приведеннаямасса, усл.т Снижение, % 2021базовый 8289,36 0 2022_GP-0 7654,66 7,66 2022_V3_GP-0 4412,56 46,77 2035_v1_GP-0 4341,25 47,63 2035_v2_GP-0 4449,29 46,33 Однако для лучшего понимания полученных результатов выполним расчет вреда (ущерба) от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по методике «Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды», утвержденной приказом Минприроды России от 28.01.2021№59, который определяется по формуле: где: (2) В ОНМУ – размер вреда, причиненный атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологиче- ских нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладаю- щих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допу- стимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчете, в период отсутствия НМУ, руб.; Мi – масса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух, т; Hi – такса для исчисления размера вреда при выбросе i-ого загрязняющего вещества в атмос- ферный воздух, руб/т (определяются по таблице 3.7.10); К охр – коэффициент особой охраны (для Липецкой области равен 1); К ин – коэффициент, учитывающий фактическое изменение потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации (принимается равным 1); i – загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда; n – количество наименований загрязняющих веществ, по которым исчисляется размер вреда. Таблица 3.7.10 – Таксы для исчисления размера вреда атмосфере Наименование загрязняющеговещества Таксы, руб./т CO 5000 Сажа (PM) 344850 CH (VOC) 12292 Nox 64289 NH3 92701 СН4 4069 Формальдегид 50000 Бенз(а)пирен 19185000 Кадмий 435000 Никель 500000 Бензол 1140000 Акролеин 50000 Ацетальдегид 12292 1,3-бутадиен 12292 Результаты прогнозных оценок вреда атмосферному воздуху для различных сценариев разви- тия автобусного парка города Липецка представлены на графике рисунка 3.7.3: ______________________________________________________________________ 24 АзаровВ.К. Разработка комплекснойметодикиисследованийиоценка экологическойбезопасностиавтомобилей. / Автореф. на соиск. учен. степ. к.т.н.М: НАМИ, 2014 г. – 19 с. Рисунок 3.7.3 – Размер вреда, причиненный атмосферному воздуху, млн руб Таким образом, реализация мероприятий по совершенствованию маршрутной сети обще- ственного транспорта г. Липецка по варианту 2022_V3_GP-0 позволит сократить вред (ущерб) от загрязнения атмосферного воздуха автобусным транспортом в 1,8 раза по сравнению с уровнем 2021 года (с 23,11 до 12,84 млн руб.). Результаты прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух наземным общественным транспортом на 2035 год при реализации мероприятий по совершенствованию маршрутной сети показали, что по сравнению с 2022 годом (вариант 2022_V3_GP-0) произойдет не- значительное увеличение экологического ущерба (вреда) при реализации варианта 2035_v2_GP-0 примерно на 0,9% (110 тыс. руб.), но при реализации варианта 2035_v1_GP-0 экологический ущерб сократится на 200 тыс. руб. (1,6%). Сценарный прогноз экологического эффекта в результате внедрения мероприятий для всего автомобильного парка Муниципального образования город Липецк до 2035 года представлен ниже по тексту. При составлении данного прогноза с применением компьютерной программы COPERT в качестве исходных данных дополнительно использовались данные по интенсивности ис- пользования легковых автомобилей (ЛА), легких коммерческих (ЛКА) и грузовых автомобилей (ГА) в базовом году и прогнозные оценки на период до 2035 года (таблицу 3.7.11): Таблица 3.7.11 – Прогнозные оценки интенсивности использования легковых и грузовых АТС в г. Липецке по разным сценариям (Данные ГИБДД, МАДИ, НИУ ВШЭ) Наименованиепоказателей 2021базовый 2022_GP-0 2025_V3_GP-0 2035_v1_GP-0 2035_v2_GP-0 Средний уровень загрузки, % 8,31 8,36 8,13 8,01 8,01 Протяженность всех поездок, км 540407 542142 533833 534829 535297 Общее время впути, мин 614880 613609 576754 582716 582825 Средняя скоростьна всей сети, км/час 51,78 51,92 54,53 54,01 53,98 Общее количествопоездок, ед 37830 38424 38467 38950 38947 Средняя длинапоездки, км 14,29 14,11 13,88 13,73 13,74 Среднегодовойпробег ЛАпо территории города, км 5214 5150 5065 5012 5017 Среднегодовойпробег ЛКА, км 30000 30000 30000 30000 30000 Среднегодовойпробег ГА, км 21000 21000 21000 21000 21000 Следует учитывать, что в расчетах на базовый год и на перспективу использованы сетевые по- казатели на реальной улично-дорожной сети города Липецка, т.е. локальные передвижения только по территории города. В целом же среднегодовые пробеги автопарка зарегистрированных легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта и грузовиков, несколько выше (в 1,5 – 2,0 раза), т.к. они в тече- ние года передвигаются не только по территории города. Прогнозная оценка численности легковых и грузовых АТС на период до 2035 года на терри- тории Муниципального образования город Липецк определена при использовании следующих допущений и разработанной методики. Исходной информацией является данные государственной статистической отчетности (форма 1 БДД – ГИБДД) о динамике численности парков легковых и грузовых АТС Липецкой области за 2015-2020 г.г. ( таблицу 3.7.12) и выявленного тренда численности парка этих АТС в ретроспективе, который был экстраполирован на период до 2035 года ( рисунок 3.7.4): Таблица 3.7.12 – Ретроспективная численность автопарка ЛА и ГА Липецкой области (http://stat. gibdd.ru/), ед. ТипАТС 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Легковые 374643 381772 388873 403662 416772 430892 Грузовые 60695 61823 62802 65506 66987 68445

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz