Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

№ 105 ( 290 ) 18 декабря 2023 года 16 ДОКУМЕНТЫ ЛИПЕЦКА Наибольший объем инвестиций приходился на приобретение оборудования, машин, на строитель- ство и реконструкцию зданий, сооружений. Лидирующую позицию по объему инвестиций в основной капитал по Липецкой области в 2022 году занимает город Липецк с показателем 55 600,5 млн руб. или 83,4%к 2021 году. На фоне неблагоприятных геополитеческих факторов и в условиях непрогнозируемой экономиче- ской ситуации возникла необходимость переориентации компаний на внутренний рынок. В результате в 2022 году произошло замедление реализации инвестиционных проектов и снижение объема инве- стиций в основной капитал вследствие увеличения инвестиционной фазы, что в свою очередь оказало влияниенаневозможностьреализацииинвестиционных проектов в запланированных показателях. Также снижение объема инвестиций в основной капитал в 2022 году обусловлено замедлением темпов реализации инвестиционных проектов ПАО «НЛМК» в связи с санкционными экспортно-им- портнымиограничениями. Город участвует вшестинациональных проектах: – «Безопасныеикачественные автомобильные дороги», – «Жильеи городская среда», – «Демография», – «Культура», – «Образование», – «Экология». Источниками финансирования проводимых мероприятий в рамках национальных проектов явля- ются средствафедеральногобюджета, средстваобластногобюджетаи средства городскогобюджета. С целью поддержки инвестиционных проектов, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, оптимизацию взаимодействия инвесторов с региональными органами власти, ресурсоснабжающими организациями, для обеспечения минимизации бюрократических процедур и максимального сокращения времени для запуска инвестиционных проектов разработан инвестици- онный стандарт Липецкой области 2.0. Для реализации указанных задач создано единое окно для ин- весторов на инвестиционном портале Липецкой области. В рамках данного стандарта Правительством Липецкой области разработана методика проведения рейтинга по оценке инвестиционного климата городских округов и муниципальных районов Липецкой области, разработанная с целью определения результативности принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округовЛипецкой областимер по улучшениюсостояния инвестиционного климата вмуниципаль- ном образовании, организация работы по которой организуется в тесном взаимодействии Правитель- стваЛипецкойобласти с городскимиокругамиимуниципальнымирайонами. В рамках реализации социально-значимых инвестиционных проектов, рассматриваются возмож- ности использования «инфраструктурного меню», закрепленные Распоряжением Правительства Рос- сийскойФедерации от 6 октября 2021 года№2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально- экономического развития Российской Федерации до 2030 года». «Инфраструктурное меню», содержит набор инструментов, позволяющих направить преимущественно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально-значимых проектов, а также на достижение целей социаль- но-экономического развития регионов. «Инфраструктурное меню» призвано дать импульс масштабно- му строительству жилья, школ, детских садов, спортивных центров, коммунальных сетей, дорог, а в пер- спективе – улучшить жилищные условия и качество городской среды. Их использование предполагает привлечение внебюджетных инвестицийдополнительнок выделяемымбюджетнымсредствам. Основнымиинструментамиинфраструктурногоменюявляются: 1. Инфраструктурные бюджетные кредиты– кредитына реализациюинфраструктурных проектов за счет средств консолидированных бюджетов субъектовРоссийскойФедерации. На сегодняшний день на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года№1189 администрацией города Липецка проведена работа по подготовке заявки на реализацию инфраструктурного проекта, источником финансового обеспечения расходов на реа- лизацию которого является бюджетный кредит из федерального бюджета. В рамках одобренного Ли- пецкой области лимита инфраструктурного бюджетного кредита, одобрен и инфраструктурный проект «Комплексное развитие территорий города Липецка», лимит финансирования 3,3 млрд руб., сроком на 15 лет, процентная ставка 3%годовых. Проект «Комплексное развитие территорий города Липецка» включает строительство социальных объектови технологическоеприсоединениеобъектовинженернойинфраструктурыи, в томчисле: – детский садна 224местаина 350мест; –поликлиникана 600посещенийв смену для взрослых, на 200посещенийв смену для детей; –инженернаяинфраструктура территорийкомплексныхжилых застроек. Реализацияпроектапозволит создать 344новых рабочихмест. 2. Инфраструктурные облигации – облигации, выпускаемые с целью привлечения финансирования долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры (строительство автомобильных и железных до- рог, портови т. д.) На сегодняшний день администрация города Липецка ведет активную деятельность, направленную на применение инфраструктурных облигаций, при реализации проекта строительства общеобразова- тельнойшколына 1500мест; 3. Займы Фонда ЖКХ за счет средств фонда национального благосостояния – поддержка модерни- зации систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта РоссийскойФедерациииливмуниципальной собственности. Данный механизм используется при реализации концессионного соглашения в отношении соз- дания, реконструкции и эксплуатации отдельных объектов централизованных систем водоснабжения иводоотведения городаЛипецка. 4. Структуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов - идея заключается в том, чтофедеральный бюджет прощает задолженность субъекта Российской Федерации в обмен на будущие поступления налогов от новых инвестиционных проектов; 5. Инфраструктурные кредиты ВЭБа на городскую инфраструктуру. Поддержка проектов по строи- тельству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры со стороны государственной кор- порацииразвития «ВЭБ.РФ». В условиях ограниченных бюджетных ресурсов, направленных на благоустройство и создание ком- фортной городской среды, реализация инвестиционных проектов невозможна без активного развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Механизм ГЧП – долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании. Одной из более распространённых форм партнерства государства и бизнеса является концессионное соглашение, преимуществом которого является регулирование че- рез специальныеправовые акты. В настоящий момент администрацией города Липецка реализуется 9 концессионных соглашений в отношении объектов муниципальной собственности. Из них с 2022 году заключено 5 концессионных соглашения. В 2021 году городЛипецк занимал 46место в Рейтинге городов по уровнюразвития ГЧП. Благодаря слаженному взаимодействию структурных подразделений в 2022 году город Липецк смог занять 15 ме- сто. Положительная динамика продвижения города Липецка в рейтинге свидетельствует об эффектив- номразвитиииприменениимеханизма ГЧП, чтопозволяет увеличить уровеньжизни граждан. В целях формирования и реализации на территории Липецкой области комплексного подхода к продвижениюна рынок качественной, безопаснойинновационнойпродукциинанотехнологического и связанных с ним высокотехнологичных секторов экономики в 2021 году создан региональный центр нормативно-техническойподдержкиинновацийв структуреМБУ«Технопарк-Липецк». Муниципальное бюджетное учреждение «Технопарк-Липецк», созданное в 2012 году, развивает следующие приоритетные отрасли инновационного предпринимательства: IT – технологии, инноваци- онные технологии и материалы в металлургии, точное машиностроение в металлообработке, произ- водство металлических и металлокомпозитных покрытий, инновационные разработки в транспортном машиностроении, альтернативная энергетика, энергосберегающие и энергоэффективные технологии, нанотехнологии и материалы, инновации в медицине. В 2021 году на базе МБУ «Технопарк-Липецк» совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ Роснано создан Региональный центр нормативно-технической поддержки инноваций, который дополнит существующую в Липецкой области инфраструктуру и обеспечит полный жизненный цикл создания и коммерциализации иннова- ций. Планируется, что именно здесь будут размещаться R&D-подразделения компаний, а сами иннова- ционные продукты переходить на стадию производства в индустриальных парках, особой экономиче- ской зоне «Липецк», технологических компаниях. Это основа для создания рабочих мест, развития университетов. Планируемые направления дея- тельности центра обладают потенциалом создания прорывных технологий мирового уровня в рамках развитиярынковНациональной технологическойинициативы. Цель: Повышение инвестиционной привлекательности, создание благоприятного инвестици- онного климата, привлечение инвестиций в экономику города, развитие и внедрение инновацион- ных технологий. Задачи: 1. Развитие механизмов ГЧП и распространение практики применения «Инфраструктурного меню» с цельюреализации социально-значимых проектов. 2. Работа с инвесторамиврамках инвестиционного стандартаЛипецкойобласти2.0. 3. Поддержание развития инновационных технологий и продуктов на базе МБУ «Технопарк- Липецк». 4. Популяризация деятельности в сфере интеллектуальной собственности. 5. Создание и реализация инвестиционной стратегии города Липецка. Таблица 13 –Ключевыеиндикаторы Индикатор 2021 2022 2025 2030 2035 Объеминвестицийвосновнойкапиталпокрупными среднимпредприятиям иорганизациям, млнруб. Инерционный 66633,5 55600,5 67470,5 94622,7 144656,4 Базовый 66633,5 55600,5 70206,9 104171,8 151568,1 Оптимистический 66633,5 55600,5 90554,9 123167,3 165973,8 Доляинновационных товарови услуг вобщемобъемеотгруженных товаров, выполненных работ и услуг покрупными среднимпредприятиямиоргани- зациям , % Инерционный 1,00 0,90 0,93 1,05 1,21 Базовый 1,00 0,90 0,96 1,12 1,28 Оптимистический 1,00 0,90 0,98 1,15 1,31 14. Информационные технологииидеятельностьв сфере телекоммуникации Текущая ситуация Все без исключения сферы жизнедеятельности городского хозяйства в целом и администрации города Липецка в частности, а также процессы коммуникации муниципальной администрации с жи- телями города в ходе оказания государственных и муниципальных услуг претерпевают изменения под влиянием современных информационных технологий. Явление радикального преобразования процес- совподвлияниемИТ-технологийпринятоназыватьцифровой трансформацией. Цифровая трансформация города Липецка многие годы развивалась инициативным порядком в ответ на возникающие потребности и была оформлена как целенаправленная измеримая деятель- ность в 2019 году с инициативным вступлением города Липецка в пилотный проект «Умный город» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» под ведомствомМинстроя РФ. Главной ее целью стало формирование эффективной систе- мы управления городским хозяйством, а также создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. За прошедшее время запущено и активно развивается оснащение «умными» датчиками, счетчика- ми, камерамибазовых сфержизнедеятельности города: многоквартирныежилые дома и дворы, дороги Индикатор 2021 2022 2025 2030 2035 Уровеньрегистрируемойбезработицы, % Инерционный 0,36 0,35 0,36 0,37 0,38 Базовый 0,36 0,35 0,35 0,35 0,32 Оптимистический 0,36 0,35 0,34 0,31 0,29 Доля трудоустроенных гражданвобщемчисле граждан, обратившихся за трудоустрой- ством, % Инерционный 69,0 76,0 75,5 75,2 75,0 Базовый 69,0 76,0 76,0 78,0 79,1 Оптимистический 69,0 76,0 76,2 78,2 79,9 Среднемесячнаяноминальнаяначисленная заработнаяплатаработников крупных и средних предприятийиорганизаций, рублей Инерционный 49541 58336 69950 90303 114048 Базовый 49541 58336 70269 100253 136930 Оптимистический 49541 58336 72392 117140 169395 13. Инвестиционная политика и политика в сфере инноваций Текущая ситуация В условиях формирования нового технологического уклада мировой экономики, возраста- ющей конкуренции за ресурсы, эффективное и динамичное развитие региона невозможно без развития инвестиционной деятельности. Становится очевидна необходимость создания и реали- зации эффективной инвестиционной стратегии. Рост инвестиций напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюд- жет, создание новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни населения. По этой причи- не создание благоприятного инвестиционного климата является одним из основных приоритетов социально-экономического развития города. Рисунок 7 – Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz