Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

18 декабря 2023 года № 105 ( 290 ) 15 ДОКУМЕНТЫ ЛИПЕЦКА товары, работы и услуги, а также образует дополнительные доходы у населения. В структуре МСП преобладает сфера торговли. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям по итогам 2022 года составил 103,3 млрд. рублей или 110,6% к соот- ветствующему периоду 2021 года. Фактический показатель обеспеченности населения торго- выми площадями растёт. По итогам 2022 года он составил 1084,0 кв.м на 1000 жителей (при нормативе 760 кв.м), в 2021 – 1059,3 кв.м на 1000 жителей, что отражает рост на 142,6 % от норматива. В целях обеспечения населения города сельскохозяйственной продукцией местных произ- водителей в шаговой и ценовой доступности, а также в качестве одной из мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары проводится работа по проведению ярмарок. С 01.07.2020 на территории Липецкой области введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и количество заинтересованных лиц, желающих легально рабо- тать и оформить самозанятость, ежегодно увеличивается. По состоянию на 01.01.2023 самозаня- тых в городе Липецке зарегистрировано более 16000 человек Администрация города Липецка создает условия для поддержки и развития малого бизнеса. В рамках действующего законодательства оказывает информационную, консультационную, фи- нансовую, имущественную поддержку малого бизнеса и самозанятых граждан. В целях популяризации предпринимательства проводятся форумы, обучающие мероприятия с привлечением представителей органов муниципальной и региональной власти, организаций, образующих инфраструктуру поддержки бизнеса, бизнес-тренеров, в том числе федерального значения. Также на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются в аренду объекты из Перечня муниципального имущества. Для создания благоприятных условий для развития бизнес-сообщества в городе Липецке и снижения административных барьеров проводятся процедура оценки регулирующего воздей- ствия и экспертиза муниципальных НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринима- тельской и инвестиционной деятельности. В апреле 2012 года в городе Липецке открыт МБУ «Технопарк-Липецк», который являет- ся организацией, образующей инфраструктуру поддержи субъектов МСП. Технопарк создает благоприятную среду для развития малого и среднего инновационного предпринимательства, осуществляет поддержку и развитие инновационного предпринимательства, снижает издержки в производственных процессах резидентов технопарка, взаимодействует с вузами и НИИ, осу- ществляет передачу технологий от разработчиков в действующие предприятия промышленно- сти, оказывает содействие партнерству между государственным и частным секторами экономики. Также технопарк предоставляет информационно-консультационную поддержку субъектам МСП и самозанятым гражданам. В целях ранней профориентации учащихся организует экскурсии по действующим производствам резидентов. За годы работы липецкого технопарка более 70 стартапов реализовали свои проекты по сле- дующим направлениям: энергосберегающие и чистые технологии; экспортоориентированные и импортозамещающие производства; информационные технологии; социально-значимые про- екты. Площадь производственных и офисных площадей составляет 12100 кв. м, общий объем на- логовых отчислений с 2015 года составил 530 миллионов рублей, зарегистрировано в Роспатенте на результаты интеллектуальной деятельности 28 патентов. Проводимая Липецкой областью в целом политика в сфере поддержки развития пред- принимательства позволяет занимать лидирующие позиции среди регионов России. В 2021 году Министерство экономического развития РФ высоко отметило работу инфраструктуры поддержки МСП Липецкой области, в том числе по направлению «Антикризисная под- держка». В числе структур поддержки крупного бизнеса можно выделить особую экономическую зону промышленно-производственного типа «Липецк», имеющую площадки на территории Липец- ко-Елецкой агломерации, а также Фонд развития промышленности Липецкой области, предо- ставляющий финансовую поддержку для реализации высокотехнологичных проектов. На территории города также работают региональные и муниципальные структуры поддерж- ки малого и среднего бизнеса: МБУ «Технопарк-Липецк», Центр развития предпринимательства, МКК «Липецкий областной фонд поддержки МСП», АНО «ЦПЭ Липецкой области» (Центр «Мой бизнес») и другие. Они предоставляют ряд мер по поддержке субъектов МСП и самозанятых граждан, среди которых: льготная имущественная и финансовая поддержка, поиск рынков сбыта, межрегиональ- ные и международные бизнес-миссии и выставки, обучение, информирование, консультирова- ние и другие. Защиту законных прав и интересов бизнеса осуществляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области. В регионе работает Карта инвестиционных площадок: https://invest.admlr.lipetsk.ru/, содержа- щая перечень свободных участков, которые бизнес может оформить в частную собственность или аренду под реализацию крупного инвестпроекта. Кроме того, функционирует Карта имущественной поддержки: https://map48.ru/property- support с объектами государственной, региональной и муниципальной собственности, которая предлагается субъектамМСП в качестве имущественной поддержки. На интернет-портале https://мойбизнес48.рф/services/ можно получить актуальную информа- цию о грантах и субсидиях для малого бизнеса. Региональная и городская власть на постоянной основе взаимодействуют с региональными отделениями общественных бизнес-объединений, среди которых: «Липецкая торгово-промыш- ленная палата», «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области», «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», «Ассоциация малоформатной торговли». Кроме того, в регионе созданы и местные объединения предпринимателей, такие как «Закры- тый клуб предпринимателей» и «Открытая предпринимательская гильдия». В городе Липецке создан и ежегодно реализуется многовекторный механизм поддержки предпринимательства – Координационный совет по поддержке МСП. Он включает несколько ступеней, от выявления общих и структурных проблем, до определения конкретных рычагов пре- одоления кризисных проблем на предприятиях. В последние годы большое внимание уделяется ESG повестке липецких компаний, лидером в данном направлении является ПАО «НЛМК», которое заняло первое место в итоговом обнов- лении ESG-рэнкинга, представленном агентством RAEX. В последние годы ПАО «НЛМК» уделяет ESG большее внимание: в 2019 году реализован проект по реконструкции центральной части парка Металлургов стоимостью 150 млн рублей. Другими компаниями города также реализуются ESG проекты и в ближайшие годы, несмотря на трудности в экономической сфере, бизнес планирует продолжать работу в данном направле- нии. В 2023 году Правительство Липецкой области, администрация города Липецка и АО «Липец- кцемент» заключили трехстороннее соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на три года, согласно которому предприятие намерено выделять по 16 млн руб. ежегодно на развитие объектов социальной сферы. Таким образом, за 2023-2025 годы АО «Липецкцемент» направит на эти цели 48 млн рублей. Цель: Липецк – областной центр с развитым предпринимательством, важную роль в фор- мировании которого играют малые и средние предприятия, способствующие увеличению числа рабочих мест. Задачи: 1. Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения предпри- нимательской деятельности. 2. Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала. 3. Обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информацион- но-консультационной поддержки для субъектов МСП. 4. Стимулирование внедрения на предприятиях принципов ESG. 5. Совершенствование инструментов развития и поддержки МСП. 6. Популяризация в городе проекта «бизнес-куратор». Таблица 11 – Ключевые индикаторы Индикатор 2021 2022 2025 2030 2035 Объемотгруженных товаров собственногопроизводства, выполненных работ и услуг соб- ственными силамипокрупными среднимпредприятиямиорганизациям, млрдруб. Инерционный 865,7 901,6 1029,8 1234,1 1402,6 Базовый 865,7 901,6 1086,0 1427,6 1653,5 Оптимистический 865,7 901,6 1095,0 1505,5 1893,3 Численность занятых в сферемалогои среднегопредпринимательства, включаяиндивиду- альных предпринимателейи самозанятых, тыс. чел. Инерционный 80,5 86,6 89,8 91,6 94,0 Базовый 80,5 86,6 91,0 93,4 95,8 Оптимистический 80,5 86,6 92,0 101,1 109,4 Количество субъектовМСПна 10 тыс. человек, ед. Инерционный 439,6 444,1 448,1 452,2 459,0 Базовый 439,6 444,1 449,8 453,9 460,7 Оптимистический 439,6 444,1 450,8 459,4 471,0 Доля среднесписочнойчисленностиработников (без внешних совместителей) малых и средних предприятийв среднесписочнойчисленностиработников (без внешних совмести- телей) всех предприятийиорганизаций, % Инерционный 28,7 28,6 28,6 28,6 28,6 Базовый 28,7 28,6 28,6 28,8 29,0 Оптимистический 28,7 28,6 28,7 28,9 29,1 12. Рынок труда и кадровое обеспечение Текущая ситуация В целом ситуация на рынке труда города Липецка является стабильной. Среднегодовая численность занятых в 2021 году составила 271,5 тыс. чел. или 54,0% от общей численности населения города Липецка. В период с 2015 по 2021 год среднегодовая численность занятых со- кратилась на 3,4 тыс. человек или на 1,3%. Данная тенденция объясняется негативной динамикой демографических показателей города Липецка. За последние 15 лет уровень регистрируемой безработицы постепенно снижался и в 2022 году составил 0,35%. Наблюдается слабая напряженность на рынке труда: коэффициент напря- женности на рынке труда составил 0,25 чел. на 1 вакансию. В 2022 году общее количество вакансий, предоставленных работодателями в службу занято- сти, составило 17,6 тыс. ед. На рынке труда сохраняется дефицит квалифицированных рабочих кадров. Основной спрос на кадры в 2022 году составили вакансии по рабочим профессиям - 75%, из которых боль- шинство предназначалось для замещения работниками квалифицированного труда по тра- диционным профессиям в организациях и предприятиях, работающих в сферах деятельности: обрабатывающие производства, строительство, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство. Среди специалистов наиболее востребованы медицинские сестры, фельдшеры, инженеры, учителя, воспитатели. В структурном составе граждан, обратившихся в службу занятости в 2022 году, 2,9% состав- ляют граждане, уволенные в связи с сокращением численности или штата работников. Сегмент молодежи в возрасте до 35 лет и лиц предпенсионного возраста от общего числа обратившихся составил соответственно 60,4% и 2,6%, доля женщин - 55%, инвалидов – 3%. В 2022 году при содействии службы занятости было трудоустроено около 9 тыс. человек. Доля трудоустроенных граждан от числа обратившихся составила 76%. Рисунок 6 – Средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций города Липецка, тыс. рублей На протяжении последних 15 лет средняя номинальная заработная плата в городе имела устойчивую тенденцию к росту. Средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних пред- приятий и организаций города Липецка за январь – декабрь 2021 года составила 49 451 рубль, что на 6,9% выше, чем за аналогичный период 2020 года. Следует отметить, что размер средне- месячной заработной платы на протяжении последних лет один из самых высоких в ЦФО. Цель: Создание сбалансированного, обеспечивающего потребности экономики в высоко- квалифицированных кадрах, предоставляющего населению возможности для профессионально- го развития, рынка труда. Задачи: 1. Устранение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда города путем создания гибкой сети центров занятости населения, полностью обеспечивающих кадровую потребность в городе Липецке. 2. Организация взаимодействия профессиональных образовательных организаций со служ- бой занятости и работодателями в целях гарантированного трудоустройства выпускников. 3. Организация эффективной профориентационной работы в общеобразовательных органи- зациях в целях выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требова- ний рынка труда. 4. Стимулирование трудовой деятельности работников старшего возраста, инвалидов, жен- щин, имеющих малолетних детей, выпускников организаций профессионального образования. 5. Определение прогнозной потребности в кадрах для предприятий города Липецка, в том числе в рамках проекта «Формирование стратегической потребности региона в кадрах». Таблица 12 – Ключевые индикаторы Индикатор 2021 2022 2025 2030 2035 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел. Инерционный 271,5 272,1 271,4 271,2 269,9 Базовый 271,5 272,1 272,2 273,8 275,8 Оптимистический 271,5 272,1 272,4 274,3 276,4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz