Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)
№ 105 ( 290 ) 18 декабря 2023 года 8 ДОКУМЕНТЫ ЛИПЕЦКА – Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Фе- дерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правитель- ства РоссийскойФедерацииот 31октября 2022 года№3268-р; – Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РоссийскойФедерацииот 20мая 2023 года№1315-р; – Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденнойУказомПрезидента РоссийскойФедерацииот 17мая 2023 года№358; – прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанногоМинистерствомэкономическогоразвития РоссийскойФедерации. Таким образом, Стратегия, родившаяся в результате плодотворных и конструктивных дискуссий, прошедшая путем открытого общественного обсуждения, является настоящим «продуктом обществен- ного согласия», что позволяет надеяться на искреннюю заинтересованность всего городского сообще- ства в ее успешнойреализации. ИтогиреализацииСтратегическогопланаразвития городаЛипецкадо2016 года Стратегическийпланразвития городаЛипецка до2016 годаразрабатывался в 2006 году. Перспективные направления развития города представлены в нем в рамках трех основных блоков: «Городское хозяйство», «Производственно-хозяйственный комплекс» и «Социальная сфера», которые наполненыперечнемконкретныхмероприятий. Результативность реализации плана определяется на основе значений 33 показателей эффек- тивности. № п/п Показатель Единица измерения 2005 01.01.2015 (факт) 2016 (план) 1. Численностьпостоянногонаселения тыс. чел. 502,0 510,2 497,28 2. Комплексныйиндекс загрязнения атмосферы (КИЗА5) ед. 8,99 менее 5 7 – 13 3. Уровеньбезработицы % 0,9 0,49 0,7 4. Среднедушевые денежные доходы рублей 6000 25200 16000 5. Обеспеченностьбольничнымикойкамина 10 тыс. населения шт. 80 36,4 80 6. Амбулаторно-поликлинические учреждения ед. 32 27 33 пл. мощ. 16835 16800 17635 посещ. 6422997 4154777 6539000 7. Обеспеченность врачамина 10 тыс. населения чел. 36,1 25,7 41 8. Обеспеченность среднемедицинскимиработникамина 10 тыс. населения чел. 94,1 62,4 114,3 9. Среднее времяприезда скоройпомощи мин. 25 25 20 10. Обеспеченность детейдошкольноговозрастаместамивдошкольных учреждениях % 47 89,0 92 11. Обеспеченность учрежденийдошкольногообразованияпедагогическимикадра- ми (воспитатели) % 95 98,8 100 12. Численность учащихся государственныхшкол, занимающихся впервуюсмену % 70,7 79,8 100 13. Охват детейобразованиемповышенного уровня (лицеи, гимназии, профильное обучение) % 36,3 28,6 50 14. Охват детейобразованиемврежиме «полногодня» % 2 4,4 14 Обеспеченность спортивно-оздоровительными учреждениями 15. спортивными залами % 23,2 30,0 26,8 16. бассейнами % 4,7 7,4 5,3 17. плоскостными спортивными сооружениями % 27,7 30,1 31,7 18. Доля городскогонаселения, организованно занимающегосяфизкультуройи спортом % 17,2 25 27 19. Доля учащихся вмузыкальных, художественныхшколах ишколах искусств % 12 15 15 20. Обеспеченностьжильем кв. м/на 1чел. 20,9 24,8 24,4 21. Вводновогожилья кв. м/на 1чел. 0,53 1,0 0,8 22. Доля ветхогожилищногофонда вовсемжилищномфонде % 0,3 0,569 0,1 23. Индекс промышленногопроизводства % 100 –<*> 107 24. Количествомалых предприятий ед. 5538 10794 7000 25. Количествоиндивидуальных предпринимателей тыс. чел. 14,6 12,8 27,0 26. Числоосновных телефонных аппаратов телефонной сетиобщегопользования – всего тыс. ед. 182,38 152,24 213 27. Количествоабонентов сетиИнтернет тыс. аб. 22,8 133,6 62 28. Количествоподвижного состава ед. 1048 724 1257 29. Протяженностьмаршрутной сети км 1132 1273,0 1290,7 30. Оборот розничной торговлипокрупными среднимпредприятиям млнруб. 8143 51800 18000 31. Обеспеченность торговымиплощадямина 1000жителей кв. м 296 648 700 32. Обеспеченностьпосадочнымиместамивоткрытой сетипредприятийобществен- ногопитанияна 1000жителей ед. 21 37,9 40 33. Объембытовых услуг на душу населения руб. 2716 -* 6000 ___________________________ * Показатель не рассчитывается Территориальным органом Федеральной службы государственной статистикипоЛипецкойобласти На основании приведенных в таблице данных можно сделать вывод о фактическом достижении иперевыполнении55%плановых показателей. Так, на 2016 год прогнозировался демографический спад, однако в 2014 году население Липецка превысилоотметку 510 тысяччеловек. Аналогичным образом ситуация сложилась и с обеспеченностью спортивно-оздоровительными учреждениями (спортивные залы, бассейны). Улучшение инфраструктурного обеспечения произошло за счет ввода в эксплуатациюновых объектов какмуниципалитетом, такичастнымиинвесторами. Рекордно низкий уровень комплексного индекса загрязнения атмосферы (менее 5) для города Липецка зафиксирован в 2014 году. Это – во многом результат системной и успешной работы ПАО «НЛМК» по сокращению воздействия на окружающую среду в рамках «Экологической программы 2020». Металлургическим гигантом был реализован целый ряд природоохранных мероприятий, кото- рые позволили предприятию не только нивелировать воздействие на атмосферу, вызванное ростом производства, нои сократить его. Выше прогнозируемого оказался рост среднемесячных доходов на душу населения, которые сегод- ня составляют более 25 тысяч рублей. Превышены плановые значения по показателям обеспеченности жильемна 1,6%ивводу новогожильянаодногожителяна 25%. Развитие потребительского рынка характеризуется положительной динамикой. Обеспеченность населения торговымиплощадямив 2014 году превысила нормативный уровень на 6,8%и составила 648 кв.мна тысячу человек. Оборот розничной торговлипо крупными среднимпредприятиямпрактически в триразапревысил значение, котороепредполагалось достичь в 2016 году. Однако по количеству индивидуальных предпринимателей плановые значения достигнуты не были. К 2016 году людей, занимающихся этой деятельностью, должно было быть не менее 27 тысяч, но по факту 2014 года можно сделать вывод о том, что заявленной «нормы» достигнуть не удастся. Это обусловлено прежде всего тем, что в 2011 году в 2 раза увеличились ставки по страховым взносам, в результате большинство индивидуальных предпринимателей изменили организационно-правовую форму собственности. Также на величину данного показателя повлияла корректировка налоговыми органами базы налогоплательщиков в части исключения из своих реестров предпринимателей, факти- ческинеосуществляющих деятельность. Обеспеченность больничными койками характеризует потенциальные возможности здравоохране- ния города Липецка. Снижение данного показателя в 2014 году связано с реструктуризацией и оптими- зацией сетилечебных учреждений. Снижение охвата детей образованием повышенного уровня обусловлено необходимостью приве- дения правового статуса общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями Федераль- ного закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отменив- шего существующуюдо2013 годаих видовуюклассификацию. Доля детей, обучающихся в образовательных учреждениях во вторую смену, ежегодно сокраща- лась, но запланированного результата по данному показателю достичь не удалось в связи с ежегодным (с 2009 года) увеличениемконтингенташкольников в среднемна тысячу человек. Также для итоговой оценки действующей Стратегии использовались результаты социологических опросовнаселения. Первый опрос был проведен в начале 2006 года, то есть в период разработки Стратегического пла- на, второй– в конце 2015 года, третий– вдекабре 2022-январе 2023 годов. Сравниваяитогиисследований, можно сделать следующие выводы: – в городе в основном преобладает коренное население, большая часть которого родилась в Липецке и уезжать не собирается. В то же время за 9 лет доля респондентов, которые готовы сменить место жительства при определенных условиях, увеличилась с 5% до 22%. Реальные планы по переезду имеют 6%, тогда какранее к этому был готов только1%населения; – среди причин, по которым люди хотят уехать, основными являются: «перспективная работа и рост карьеры» – 46%; для 29% отъезд связан с учебой и будущим детей. Для 25% респондентов «экологиче- ское состояниеокружающей среды» также является вескойпричинойдля сменыместажительства; – на вопрос «Сколько всего детей планируется иметь в вашей семье?» ответы распределились следующим образом: 82% респондентов «не планируют больше появление детей в своей семье», 13% планируют, что в их семье будет не больше одного ребенка, 3% – что не больше двух, 2% намерены иметь троих детей. Необходимо отметить, что ранее рождение двоих детей предусматривали 11% ре- спондентов. По-прежнему среднемесячный доход семьи в основном тратится на питание – 43% и коммуналь- ные услуги – 28%. Доля расходов граждан на образование и организацию досуга увеличилась с 6% до 10%и с 4%до12%соответственно. Определение самими респондентами своего материального благосостояния в сравнении с офи- циальным прожиточным минимумом, установленным на региональном уровне, свидетельствует, что ниже прожиточного минимума проживает 28% опрошенных, выше – 26%, на уровне прожиточного минимума – 43%. За прошедшие 9 лет доля респондентов, проживающих на уровне прожиточногоминимума, увели- чилась на 10%. Данные результатынельзя однозначноотнести к разряду позитивных, так как количество липчан, проживающих ниже прожиточного минимума, практически не изменилось, а доля граждан, оценивающих свойдоходвыше даннойвеличины, снизиласьна 15%. Определяя свое материальное положение безотносительно официального минимума, оценки лю- дей становятся более категоричными: 57% считают, что живут обеспеченно, к бедным причисляет себя 21%. И субъективная, и объективная оценки своего материального положения свидетельствуют о том, чтобольшинстволипчанпричисляют себя к категории среднеобеспеченных граждан. Как и несколько лет назад, «постоянная нехватка денег» является основной причиной неудовлетво- ренности от жизни. Но нельзя не отметить, что доля граждан, которые испытывают дефицит финансо- вых ресурсов, снизилась на 11%. Особенно остро переживают эту проблему возрастные категории от 50 лет и старше. Вторая по значимости причина, негативно влияющая на социальное самочувствие ре- спондентов, – отсутствие хорошей работы. Наиболее этим обеспокоены липчане в возрасте от 18 до 35 лет. Ранее отсутствие работы волновало 9% респондентов, сейчас их доля увеличилась до 23%. Плохим состоянием здоровья озабочены только 8% опрошенных, как и прежде, это люди старше 50 лет. На 6% снизилось число горожан, не удовлетворенных состояниемжилищных условий, сейчас их 11%. Практически половина опрошенных считают, что «материальное благополучие человека» зависит от самого человека, 34% – от экономической обстановки, остальные связывают его с работой органов власти. Около 77% респондентов ответили, что довольны своей жизнью, 23% – частично или совсем не- довольны. Но в целом перевес оптимистических настроений над пессимистическими преобладает до- вольно значительно. Следует отметить, чтопозитивнонастроенных граждан сталобольшена 18%. Оценить динамикуразвития города запоследние 10 лет не смогли36%липчан. Жизнь в городе «изменилась к лучшему» – так считает только треть участников опроса, тогда как ранее впозитивных изменениях были уверены67%. Итоги социологического опроса показали, что для населения наиболее значимыми являются следу- ющие направления: условия проживания, здоровье, экологическая обстановка, состояние транспортной инфраструктуры, проблемы детей, социальная защита, воспринимаемая как страховка и помощь от государства. На 17% снизилась доля липчан, считающих, что «охране общественного порядка» надо уделять больше внимания. В то же время значительно увеличилось количество респондентов, которые хотят, чтобыбольше усилийбылонаправленона «работу общественного транспорта»и«содержание дорог». Основными приоритетами социально-экономической политики города для повышения уровня жизни из представленного анкетного выбора, по мнению респондентов, являются: «создание условий для решения жилищных проблем» – 51%, «развитие производственной сферы» – 36%, а также «созда- ние условийдля всестороннегоразвития личности» – 36%. В ближайшие 20 лет, в результате реализации Стратегии социально-экономического развития го- рода, 51% липчан хотели бы видеть Липецк «крупным промышленным центром с многоотраслевой экономикой». Кардинальная смена стратегического развития города, будь то развитие города как тури- стического либо как образовательного центра Центральной России, находит поддержку только у 22% и14%опрошенных соответственно. 36% респондентов уверены, что через 20 лет жизнь в городе «изменится к лучшему», 42% затруд- нились делатьпрогноз, 6%ожидают ухудшения ситуации, а 16%считают, чтоничегоменятьсянебудет. Опрос 2023 года показал, что более половины липчан-участников опроса сошлись во мнении, что на текущий момент вопросы развития дорожной инфраструктуры и обновление новой социальной инфраструктуры требуют наиболее пристального внимания. Большинство респондентов считают, что дальнейшее развитие города Липецка необходимо осуществлять, акцентируясь на социальнуюи эколо- гическую стороны. Соответственно, все изменения должны осуществляться, придерживаясь принципов экологичностииосновываясьна крепкой социальнойбазе. Анализ конкурентоспособности городаЛипецка (SWOT-анализпоотраслям) Социальная сфера Сильные стороны Слабые стороны –относительновысокий уровеньпродолжительностижизни; – качественная система выявления, поддержкииразвития способностей у детейимолодежи, развитая система дополнительногообразования; –наличие системыобщественного самоуправления с активнымпривле- чениеммолодежи; – качественная культурная компонента; –наличие высших учебных заведенийразличнойпрофильнойнаправ- ленности; –интеграциянаселения в систему управления городскими территориями – депопуляциянаселенияобусловлена естественной убылью, котораяне компенсируетсямиграционнымприростом; –недостаточнаяобеспеченностьнаселенияобъектами социальной сферыврядемикрорайонов города, а также устаревание материально-техническойоснащенностиданных объектов; – «старение» кадров в социальной сфере Возможности Риски –формированиеопережающего социального заказанапереподготовку высвобождающихся трудовых ресурсов высшимиипрофессиональными учебными заведениями; – значительный туристско-рекреационныйпотенциал, в томчислепро- мышленный туризм; –формированиепотребности у населения в здоровомобразежизни; –повышение качестважизнипожилых людей; –развитие волонтерства – высокая конкуренция замигрантов с соседнимиобластями; –обеспечениеоборудованиемдлянаучных исследований, цифровизации, сохраненияиразвития кадровогопотенциала, экспортаобразования; –оттокнаселения в соседниемуниципальныеобразования в связи с популярностьюИЖС; – утеряобъектов, имеющих культурно-историческое значение иявляющихсябазойдляразвития туризма; –отток активноймолодежив крупные города с болеепривле- кательными условиями трудоустройстваидосуга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz