Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер официально. 2023 г. (г. Липецк)

2 ноября 2023 года № 92 (277) 9 ДОКУМЕНТЫ ЛИПЕЦКА Одним из факторов, повышающим риск бедности, является отсутствие занятости. По состоя - нию на 01.01.2023 численность безработных в городе Липецке составила 973 человека, что на 2% меньше, чем на соответствующую дату предшествующего года. Всего с начала года безработны - ми признаны почти 3,2 тыс. граждан. По состоянию на 01.01.2023 740 человек получали пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2022 году составил 7 500 рублей. Средний размер назначенных пенсий в 2022 году составил 17 074 рубля и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,5 % (2021 год – 15 883 рубля). Цель: Снижение бедности и повышение качества жизни населения. Задачи: 1. Продолжение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. 2. Реализация комплекса мер социальной помощи нуждающимся гражданам. 3. Обеспечение темпа устойчивого роста пенсионного обеспечения. 4. Снижение количества безработных граждан. 5. Адаптация и социальная интеграция людей с инвалидностью. Таблица 3 – Ключевые индикаторы Индикатор 2021 2022 2025 2030 2035 Средний размер назначенных пенсий, рублей Инерционный 15 883 17 074 20 806 21 443 22 114 Базовый 15 883 17 074 21 306 21 943 22 614 Оптимистический 15 883 17 074 22 806 23 443 24 114 Численность безработных, получающих пособие по безработице, чел. Инерционный 789 740 745 755 760 Базовый 789 740 740 743 745 Оптимистический 789 740 735 700 680 Число заключенных социальных контрактов, ед. Инерционный 1 725 2 005 2 000 2 000 2 000 Базовый 1 725 2 005 1 908 1 908 1 908 Оптимистический 1 725 2 005 1 000 1 000 1 000 4. Образование Текущая ситуация В систему образования города Липецка входят 157 муниципальных учреждений общего и дополнительного образования. На территории города функционируют 8 учреждений высшего профессионального образования (включая 6 филиалов) и 7 профессиональных образовательных учреждений Липецкой области, в которых выпускники 9 и 11 классов могут продолжить обуче - ние (для чего в школах города организуется необходимая профориентационная работа). Таким образом, сформированная сеть учреждений способна удовлетворить имеющийся у населения образовательный заказ. К другим преимуществам системы относятся: отсутствие актуальной очереди в детские сады; создание условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ОВЗ, т.п.); сформированность материально-технической базы, развивающей пред - метно-пространственной и цифровой образовательной среды; высокая мотивация учащихся и педагогов на достижение качественных образовательных результатов, чему способствуют исто - рические традиции Липецкой школы. При этом сохраняется напряженная ситуация с доступностью дошкольного образования в микрорайонах Октябрьского округа; не завершены меры по приведению наполняемости дошкольных групп к нормативной. Высокой остается загруженность школ: 134% в среднем по городу; в новых микрорайонах, некоторых школах центра и старых жилых районов – от 138% до 229%; в МБОУ №№ 16, 32, предоставляющих образование детям с ЗПР и умственной отстало - стью, – 143% и 230% соответственно. Образовательные учреждения различаются по оснащен - ности и материально-техническим условиям; здания 60% из них эксплуатируются более 30 лет, поэтому нуждаются в постоянном ремонте отдельных конструктивов. В системе образования ощущается дефицит кадров ряда специальностей вследствие их старения и низких темпов вос - производства. Для решения указанных проблем используются разные способы привлечения дополнитель - ных средств за счет участия в федеральных и региональных проектах, государственных програм - мах РФ и Липецкой области, а также в конкурсных (грантовых) программах. Принимаются меры по включению кадров в формируемую на федеральном уровне систему поддержки педагогов (конкурсное движение, возможности для повышения квалификации, обмен успешными практи - ками), по привлечению молодых педагогов, их адаптации и закреплению в ОУ. В управлении отраслью реализуются муниципальная программа «Развитие образования го - рода Липецка» на 2017–2025 годы и 9 проектов системы образования («Качество образования: оценка, анализ, пути роста», «Воспитание человека: ценности, актуальные практики, пространство взаимодействия», «Кадры липецкого образования: сопровождение профессионального роста и развития», др.). Общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее). Программы дошкольного образования реализуются в 67 детских садах и 8 школах, име - ющих на это соответствующие лицензии. Их осваивали в 2022 году 27437 детей. С 2018 года в системе созданы 2625 новых мест за счет строительства 5 детских садов и 7 ясельных корпусов. Это способствовало обеспечению доступности дошкольного образования; снижению загруженности ДОУ со 131% в 2018 году до 115% в 2022. Доля детей до 3 лет и от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование, в общей численности детей данной возрастной группы, поставленных на учет по предоставлению места в ДОУ в отчетный год, составляет с 2021 года 100%. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей числен - ности детей этого возраста – 84,5% (в 2018 году – 79,2%). Программы начального, основного и среднего общего образования для 61810 учащихся ре - ализуются в 67 школах. Несмотря на строительство в 2017–2021 годах 5 школ (4000 мест), темпы ввода в эксплуатацию новых учреждений отстают от темпов роста контингента учащихся (в сред - нем 1,5 тысячи чел. в год). В связи с этим не удается добиться устойчивой положительной дина - мики в состоянии показателя «доля обучающихся в 1 смену» (в 2022 году – 81%). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. На постоянной основе проводится работа по созданию условий для образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ через открытие и обеспечение функционирования специальных групп/классов, а также групп/классов, где дети данной категории получают образование инклюзивно. Численность обучающихся в них составляет 4038 человек в детских садах, 1837 – в школах. С 2022 года в системе образования го - рода Липецка функционирует квартира-тренажер «Домовенок» для детей с ментальными нару - шениями и расстройством аутистического спектра – это дополнительное развивающее простран - ство для отработки навыков личной гигиены, приготовления пищи, ухода за собой и жилищем. Поддержка талантливой молодежи. Создаются условия для одаренных и высокомотиви - рованных детей: 12380 учащихся 55 школ осваивают программы профильного и углубленного изучения предметов. Профильные политехнические, инженерно-технологические, психолого-пе - дагогические, гуманитарные, социально-экономические, кадетские и др. классы открываются с учетом запросов современного (в т.ч. регионального) рынка труда. На это нацелены концепции новых школ: информационных технологий, инженерно-технологической, многопрофильной по - лилингвальной. Для сопровождения одаренных детей проводятся школьный и муниципальный этапы все - российской олимпиады школьников по 24 предметам. В 2022 году в школьном этапе приняли участие более 25000 учащихся, 498 из них стали победителями и призерами муниципального эта - па, 136 – регионального, 12 – заключительного. Проводятся городская олимпиада по черчению и муниципальная компетентностная олимпиада. Традиционно велико количество городских меро - приятий творческой и физкультурно-спортивной направленности. Апробируется новый формат работы с одаренными детьми в рамках городского клуба «Новое время». Для поощрения талантливой молодежи назначаются стипендии (в т.ч. именные) и премии администрации города Липецка. Дополнительное образование. Программы дополнительного образования реализуются в 62 школах, 63 детских садах, 24 УДО. Их осваивают 54284 учащихся (70,6% в общей численности населения города Липецка от 5 до 18 лет). Для увеличения охвата дополнительным образовани - ем в последние годы оборудованы 405 новых мест в УДО, 510 мест в школах, открыт школьный технопарк «Кванториум», создана школа креативных индустрий на базе школы искусств. Кроме того, учащиеся могут посещать расположенные на территории города Липецка учреждения до - полнительного образования, находящиеся в ведомстве управления образования и науки Липец - кой области. Обеспеченность системы педагогическими кадрами. В учреждениях системы образова - ния города Липецка трудятся почти 10000 работников, из которых около 7000 – педагогические. Обеспеченность системы кадрами на 01.01.2023 составляет 98,6%. Женщин – 84,2%, специалистов до 35 лет – 24,8% в общей численности педагогических работников. Более 50% молодых специа - листов уходят из отрасли после 1-го года работы из-за возрастающих требований к профессии и размера заработной платы. Доля педагогов с 1 и высшей категориями – 74,6%, имеющих награды и звания – 25,4%. Инновационный потенциал системы образования. В муниципальных образовательных учреждениях функционируют 29 инновационных площадок общероссийского уровня (на базе 17 школ и 12 детских садов). Количество региональных площадок и площадок института развития образования – 40. На муниципальном уровне сформированы механизмы обмена успешными педагогическими и управленческими практиками, включая сетевые сообщества и городские объ - единения педагогов (в т.ч. ассоциации, клубы). Современные педагоги города Липецка продолжают традиции своих предшественников – К.А. Москаленко, С.А. Шмакова, М.Б. Раковского и их единомышленников. Об инновационном потенциале системы образования города Липецка свидетельствуют до - стижения педагогов на всероссийском и региональном уровнях. Только в 2022 году на их счету победы в профессиональных состязаниях президентской платформы «Россия – страна возмож - ностей»: команды гимназии № 12 – во всероссийском конкурсе «Флагманы образования. Шко - ла», гимназии № 64 – «Флагманы дополнительного образования», департамента образования – «Флагманы образования. Муниципалитет». Педагоги и управленцы гимназии № 12 – призеры Всероссийской метапредметной олимпиады «Команда большой страны», всероссийского кон - курса «Успешная школа». В призерах всероссийского конкурса «Директор года» – руководитель школы информационных технологий № 26. 13 липецких школ стали обладателями областного гранта за достижение наилучшего качества образования. Цель: Повышение доступности и качества предоставляемого образования как важного пока - зателя качества жизни населения. Задачи: 1. Обеспечение доступности, качества и безопасности общего (включая дошкольное) образо - вания. 2. Выявление, поддержка, развитие способностей и талантов детей и молодежи, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, в т.ч. средствами дополнительного образования. 3. Обеспечение профессионального и личностного развития кадров как гаранта качества си - стемы образования. Таблица 4 – Ключевые индикаторы Индикатор 2021 2022 2025 2030 2035 Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6, % Инерционный 84,5 84,5 84,5 84,5 Базовый 84,5 84,8 84,9 85,0 Оптимистический 84,5 84,9 85,4 85,9 Доля детей, получающих образование в общеобразовательных учреждениях, находя - щихся на территории г.Липецка, в общей численности детей, подлежащих обучению по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и проживающих на территории, % Инерционный 99,98 99,98 99,98 99,98 Базовый 99,98 99,98 99,99 100,0 Оптимистический 99,98 100,0 100,0 100,0 Доля учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, обучающихся в первую смену, в общей численности учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, % Инерционный 81,0 82,0 90,0 100,0 Базовый 81,0 85,0 95,0 100,0 Оптимистический 81,0 88,0 100,0 100,0 Доля детей и молодежи от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в му - ниципальных образовательных учреждениях, в общей численности населения г.Липецка от 5 до 18 лет, % Инерционный 70,6 70,6 71,8 72,5 Базовый 70,6 74,5 81,9 82,5 Оптимистический 70,6 81,0 84,3 85,0 Обеспеченность системы образования педагогическими кадрами, % Инерционный 98,6 98,6 98,6 98,7 Базовый 98,6 98,6 98,7 99,5 Оптимистический 98,6 98,7 99,3 100,0 5. Культура и туризм Текущая ситуация Миссия культуры и туризма города Липецка – создание условий, гарантирующих равные воз - можности населения на доступ к ценностям культуры, информационных ресурсам, обеспечиваю - щих гармоничное развитие личности, социальную мобильность членов гражданского общества, развитие культурного потенциала. В период 2015–2022 годов число посещений учреждений культуры города Липецка увеличи - лось на 12,1 % и составило в 2022 году 696 тыс. чел. (2015 году – 621 тыс. чел.). В 2015 году в муниципальных учреждениях, подведомственных департаменту культуры и туризма города Липецка проведено 3 348 культурно-досуговых мероприятий, в 2022 учреждени - ями культуры было проведено 8 000 мероприятий, рост за 7 лет составил 239%. В период 2015–2022 годов увеличилось количество домов и дворцов культуры, парковых тер - риторий, открылись новые муниципальные библиотеки. К МАУК «Культурные пространства» были присоединены: общественное пространство «Остров Зеленый», сквер им. Крупской, парк «Европейский», общественное пространство «Ли - пецкое городище», Центральный пляж, парковая зона «Рудничный». В 2021 году состоялось открытие новой библиотеки для читателей всех возрастов «Проспект» по адресу: проспект Победы, 85. Кроме того, централизованная библиотечная система города Липецка в 2022 году начала ра -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz