Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

2 пи 1111 П 111111111111 П 11 П 11 П 11111111 П 1 П 11 П 11111 ип 11111 П 11111111 П 1 и т т т » п и т » НОВАЯ ЖИЗНЬ 1111111111111111111111111111111111111 27 ДЕКАБРЯ 1980 ГОДА ♦ № 155 (7996) ОЧЕРЕДНЫЕ семинары ” пропагандистов пар­ тийно-комсомольского про­ свещения и экономическо­ го образования и политин­ форматоров в райкоме партии бь]ли посвящены задачам по изучению и пропаганде проекта ЦК КПСС к XXVI съезду пар­ тии «Основные направле­ ния экономического и со­ циального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года». С докладом «Задачи про­ пагандистов в связи с опуб­ ликованием проекта ЦК КПСС выступила секретарь РК КПСС Л. В. Барбуш. Пропагандисты и политин­ форматоры обменялись опытом работы с докумен­ том Центрального Комитета партии. Пропагандист Е. Г. При­ гуле отметил, что партком завода литейного оборудо ­ вания провел семинар с идеологическим активом, поставил перед ними кон­ кретные задачи по пропа­ ганде проекта ЦК КПСС. 5 декабря во всех цехах и ПРОПАГАНДИСТЫДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ на производственных уча­ стках началось широкое об­ суждение проекта «Основ­ ных направлений». Изучая со слушателями проект, пропагандист Е. Г. Притуло тесно увязывал материал документа с кон­ кретными задачами, кото­ рые решает коллектив за­ вода. И слушатели согла­ сились, что мало подводить итоги, необходимо и опре ­ делить возможности даль­ нейшего наращивания про­ изводства продукции. В частности, в одиннадцатой пятилетке предстоит рекон­ струировать литейный цех, довести выпуск отливок до 2.050 тонн в год против 1.200 тонн в настоящее время, значительно снизить трудоемкость изготовления отливок и повысить произ­ водительность труда в 1,7 раза за счет внедрения ме­ ханизации и прогрессивной технологии. О том, что*планы партии считают своими планами рабочие и инженерно-тех­ нические рзботнкии завода «Индикатор», говорил по­ литинформатор Л. Н. До­ брынин. «Ответим на заботу партии о росте народного благосостояния ударным трудом» — 'именно с этих позиций изучают и обсуж ­ дают проект ЦК КПСС на заводе. Пропагандисты, лек­ торы, агитаторы и политин­ форматоры завода привле­ чены к разъяснению про ­ екта ЦК на рабочих местах. В ходе обсуждения посту­ пило 22 предложения, часть из них рассматривается в партийной организации, ди­ рекции завода, другие предложения переданы в вышестоящие партийные и хозяйственные органы. Пропагандист табачно­ махорочной фабрики И. Ф. Батищеш, выполняющий это партийное поручение 25 лет, поделился опытом исполь­ зования первоисточников в школе основ марксизма- ленинизма, в том числе опытом изучения и пропа­ ганды проекта «Основных направлений». При изуче­ нии документа он широко использует примеры из жизни коллектива фабрики, сравнивает экономические показатели фабрики с со­ ответствующими показате­ лями других предприятий данной отрасли. К сожалению, партком и администрация ф а б р и к и мало заботятся об укреп­ лении материальной базы учебы. Школа основ марк­ сизма-ленинизма не имеет постоянного места для за­ нятий, нет технических средств пропаганды, на­ глядных пособий. Изучение и обсуждение проекта ЦК КПСС хорошо организовано в системе комсомольского политиче­ ского просвещения швей­ ной фабрики. Об этом рас­ сказала пропагандист Н. Л. Шишкина. Она обратила внимание слушателей на то, что заработная плата рабо­ чих фабрики за годы деся­ той пятилетки возросла на 30 процентов, производи­ тельность труда повысилась на 40 процентов, выпуск изделий — на 40 процен­ тов. Главное, о чем говорили слушатели при обсуждении, это решение задач по даль­ нейшему повышению эф­ фективности и качества ра­ боты. В частности, слуша­ тели предложили обратить­ ся в планирующие органы с просьбой увеличить вы­ пуск новой техники для швейных фабрик, ведь не­ которые машины, на кото­ рых работают усманские швеи, малопроизводитель­ ны, они выпущены 20 лет назад. Комсомольцы фаб­ рики выступили с призывом ко всем рабочим предприя­ тия выполнить производст­ венное задание первых двух месяцев 1981 года ко дню открытия партийного съез­ да. Это будет их скромным трудовым подарком. Пропагандист из колхоза «1 Мая» А. С. Китаев рас­ сказал о том, как при изу­ чении проекта ЦК КПСС на занятиях в школе основ марксизма - ленинизма ис­ пользуются ' технические средства пропаганды, в том числе диапозитивы из се­ рии «Десятая пятилетка — пятилетка эффективности и качества». О том, как до ­ кумент ЦК КПСС изучают учителя и учащиеся сред­ ней школы № 1, рассказа­ ла пропагандист О. И. Пан­ кова. С методическими реко­ мендациями по пропаганде проекта «Основные направ­ ления» выступил заведую­ щий отделом пропаганды и агитации РК КПСС И. Г. Соломыкин. Участники семинара про­ слушали лекцию о между­ народном положении. А. ЛУНКИН, лектор райкома КПСС. Н о в ы е к н и г и БЕЛЯКОВА А. И. Организатор­ ская работа сельских партий­ ных организаций. Библиотечка секретаря сельской партийной организации. — 96 с., 100 тыс. экз., 15 к. Автор брошюры — первый секретарь Гродненского рай­ кома Компартии Белоруссии Герой Социалистического Тру­ да А. И. Белякова рассказы­ вает об опыте, формах и ме­ тодах организаторской работы сельских парторганизаций по претворению в жизнь аграр­ ной политики партии, решений июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС. Основное место в брошюре отведено показу работы с кадрами и особенно с руководителями среднего эвена, вопросам расстановки коммунистов, планирования партийной работы, действен­ ности партийных собраний, контролю и проверке испол­ нения, развития критики и са­ мокритики, повышения ответ­ ственности и дисциплины ,тре­ бовательности к себе и людям. Брошюра рассчитана на пар­ тийных работников, широкий партийный актив. ТАПОЧКА М. П. Материализм против фидеизма. Ленинские принципь^ критики фидеизма и современность. — 192 с., 55 тыс. экз., 45 к. Кризис религии в современ­ ном Мире побуждает ее при­ верженцев искать новые, утон­ ченные формы защиты рели­ гиозной идеологии. В этих усилиях они опираются на идеи, почерпнутые в совре­ менных идеалистических фи­ лософских концепциях. Автор книги — кандидат философских наук М. П. Та­ почка на большом современ­ ном материале показывает, что принципы критики фиде­ изма, выработанные В. И. Ле­ ниным, полностью сохраняют свою актуальность в наши дни. В книге раскрывается природа современного фиде­ изма, тесная связь идеалисти­ ческой философии наших дней е религиозной идеологией, анелизируготся современные наукообразные формы теоло­ гии и «культурного фидеиз­ ма». Книга рассчитана на препо­ давателей и студентов вузов, пропагандистов и всех, кто интересуется проблемами ате­ изма и религии. М НОГО замечательных тру­ жениц на табачно-махо­ рочной фабрике. И среди них— комсомолка Татьяна Андреевна Китаева и Галина Викторовна Жидкова. Они работают маши­ нистками поточной линии сига­ ретной машины № 2. Обе — ударники коммунистического труда. Годовое задание завер­ шили в средине декабря. Их агрегат по участку занимает первое место. На снимке (слева направо); Т. А. Китаева и Г. В. Жидкова. Фото В. Елютина. Церковники отводят покая­ нию исключительную роль в духовной жизни верующих. Они заявляют, что в результате ис­ поведи грехи «делаются совер­ шенно уничтоженными, как бы их вовсе не было», а испове­ дующийся «возрождается ду­ ховно». По мнению церковни­ ков, христианская исповедь — это главный путь к тому, чтобы сделать человека совестливее, нравственно чище, добрее. Однако если обратиться к та­ инству покаяния. посмотреть на его существо, то с .этими утверждениями • согла с и т ь с я нельзя. И вот почему. Защит­ ники религии утверждают, что верующий идет на исповедь добровольно, никто его на цепи не тащит. Но на деле такая цепь существует: это страх пе­ ред божьим судом, наказанием в аду и надежда на вечное спа­ сение, жизнь в раю. Следова­ тельно, имя этой невидимой, но могучей цепи — страх и на­ дежда. Очень образно писал об этом замечательный француз­ ский философ К. Гельвеций: «Во все времена духовенство желало быть могущественным и богатым. Каким путем доби­ лось оно этого? Продажей стра­ ха н надежды... Но кому про­ давать страх? Грешникам. Кому продавать надежды? Кающим­ ся, Убедившись в этой истине, духовенство поняло, что поку­ пателей тем больше, чем боль­ ше грешников... Грешник ста­ новится рабом попа». В этих словах схвачено глав­ ное: именно сознание собствен­ ного ничтожества, греховности, необходн.мостн покаяния для спасения — и есть та узда, ко­ торая связывает верующего с церковью, делает его духовным рабом религии. Две идеи пронизывают хри­ стианское таинство покаяния, и обе они, прямо скажем, не способствуют укреплению мо­ ральных устоев. Одна провоз­ глашает; человек ненскоренн.мо порочен, не способен со<5ствен- ными силами противостоять злу. Мол. пороки, дурные поступки неизбежны. Православные ка­ чены не допускают даже мысли о |‘ом, что нпог,ед\'ющ!!й"я мо­ жет не сбнатншть з себе кн- БЕСЕДЫ АТЕИСТА ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ИСПОВЕДЬ? каких грехов. Ведь в таком случае он не нуждается в их отпущении ж, стало быть, вы- ходат из-яод нонтфоля духов- ного лица. Интересен рассказ одной верующей женщины, че­ стной и правдивой, о том, как священник у бтд ал ее, что грех нежзбежен; «Никогда я не во­ ровала, не прелюбодействовала, не обижала близких и знако­ мых, не лгала, честно работала. Священник на исповеди опра­ шивает; грешна ли я? Говорю, что не грешна и не желаю воз­ водить на себя поклеп. А свя­ щенник, видно, осерчал, да и говорит; «Неправда твоя, раба божия До.мна! Все мы грешны. Поэтому молись богу».. Тут я уже и смирилась». Так покаяние делабт верую­ щего рабом сознания своей ис­ порченности. Религиозное уче­ ние о всеобщей гре.ховности создает у верующего убежде­ ние, что грехов не миновать. Тем' более, что они зачастую объявляются результатом «бе­ совских наваждений», «дьяволь­ ских искушений», а иногда и «божеского попущения», чтобы с.мирнть гордость человека, по­ казать ему его ничтожество. Отсюда и возник, очевидно, без- нравствеиный принцип; «Не ро- грешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Короче говоря, без греха нет и спасения. Нтад можно и все антиобщественные явления — воровство, хулиганство, пьян­ ство — признать неотвратимы­ ми, а вину переложить на ка­ кие-то сверхъестественные силы. Другая идея, пронизывающая религиозное покаяние — идея всепрощения. Церковники ут­ верждают, что милосердие божье безмерно, поэтому и большие, и .малые грехи могут быть от­ пущены навсегда. Надо только смиренно покаяться, а если гре­ хов много, то помолиться, по­ поститься, поставить в церкви гвечу потолще. Иначе говоря, откупить:я от греха. Проповедь Бсс:1рощенпя, ко-нечно, не мо­ жет слособствовать укреплению высоких нравственных качеств. Она создает у верующих при­ вычку к легкому, необремени­ тельному освобождению от гре- -Хов. Так формируется сознание безнаназакности любых про­ ступков, кото.рое не оставляет места для глубоких душевных трево-г. Давайте посмотрим, как про­ текает исповедь. Исповедник ставит стереотипные вопросы. Они настолько привычны для него, что произносятся автома­ тически. В разговоре со мной один священник как-то сетовал; тяжело, мол, и утомительно переспрашивать об одном и том же десятки людей подряд. Дей­ ствительно, где уж тут быть духовному пламени, испепеляю­ щему нравственные пороки?! Ну а верующий? Он тоже при­ учается к односложному авто­ матизму ответов; «грешен, гре­ шен, грешен,,.» Причем, отве­ чая на вопросы исповедника, он часто не знает толком ни содержания заповедей, н» да­ же того, нарушил ли он их или нет. Еще более фор.ма.тьный ха­ рактер носит практикуемая ны­ не в православных храмах общая исповедь, когда каются одновре­ менно несколько человек. Свя­ щенник перечисляет длинный список грехов, а верующие воз­ гласом «грешен; батюшка» от- .мечают тот грех, в котором ■считают себя повинными, Ко­ нечно, нельзя сказать, что на исповеди у человека не может вознн;шуть глубоких пережи­ ваний. Они бывают у искренне верующего. По дело вес в том, что сам характер христианского покаяния, возможность постоян­ ного сравнигельио легкого из­ бавления от грехов не способ­ ствует по;1Лннному раскаянию. Самоанализ, внутренняя ра­ бота души, нравственная само­ критика, совесть как внутрен­ ний судья—все эго становится !!с-; 1 у:кным при исповеди. Зачем? Ведь верующий — только под­ судимый. А судья — свящви* ник, - действующий от имояц «божественной силы». Но он требует от вер(ующего призна­ ния своей вины только перед богом, а не перед людьми, ществом. Разве овященйику, чтобы отпустить грехи, важно знать, что представляет собой кающийся, как он трудится, как относитсН к товарищам, к семье?! Это с религиозной точки зрения дело второстепенное. Самое важное — грешник смиренно кается перед богом. Именно е такой позиции церковники и оценивают человека. Идеи, лежащие в основе хри­ стианского покаяния, неразрыв- но связаны с общими принци­ пами религиозного мировоззре­ ния, суть которых—принизить земную жизнь, свести все по­ мыслы верующего к спасению своей души. Что ему греховное и бренное земное существова- шге, если истинный смысл бы­ тия лежит вне ее, в вечном по­ тустороннем блаженстве? Так совесть верующего получает ориентацию на иллюзорные ценности, уводящие его от ре­ альной действительности. Христианская исповедь сво­ им всепрощением усыпляет со­ весть человека, унижает его мыслями о неипсоренпмой испор­ ченности, собственном ничтоже­ стве. Она не требует от верую­ щего большого мужества; тот заранее уверен в полной амни­ стии своим грехам. Релттгиозное покаяние не .может пыявггьпри- чины безнравственных поступ­ ков; до них исповеднику нет никакого дела. Не в христианской испове.ти, уводящей в .мир нллк^шй. чер­ пает наш современник свс.и ду­ ховные силы. Источник его благородны;; нравственных идеа­ лов—активное участие в ; 1 сизчи социалистического обшеетва, творческий труд во имя сча­ стья советс:-;их людей. М. СКИБИЦКИИ. кандидат философских ыаун.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz