Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)
2 пи 1111 П 111111111111 П 11 П 11 П 11111111 П 1 П 11 П 11111 ип 11111 П 11111111 П 1 и т т т » п и т » НОВАЯ ЖИЗНЬ 1111111111111111111111111111111111111 27 ДЕКАБРЯ 1980 ГОДА ♦ № 155 (7996) ОЧЕРЕДНЫЕ семинары ” пропагандистов пар тийно-комсомольского про свещения и экономическо го образования и политин форматоров в райкоме партии бь]ли посвящены задачам по изучению и пропаганде проекта ЦК КПСС к XXVI съезду пар тии «Основные направле ния экономического и со циального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года». С докладом «Задачи про пагандистов в связи с опуб ликованием проекта ЦК КПСС выступила секретарь РК КПСС Л. В. Барбуш. Пропагандисты и политин форматоры обменялись опытом работы с докумен том Центрального Комитета партии. Пропагандист Е. Г. При гуле отметил, что партком завода литейного оборудо вания провел семинар с идеологическим активом, поставил перед ними кон кретные задачи по пропа ганде проекта ЦК КПСС. 5 декабря во всех цехах и ПРОПАГАНДИСТЫДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ на производственных уча стках началось широкое об суждение проекта «Основ ных направлений». Изучая со слушателями проект, пропагандист Е. Г. Притуло тесно увязывал материал документа с кон кретными задачами, кото рые решает коллектив за вода. И слушатели согла сились, что мало подводить итоги, необходимо и опре делить возможности даль нейшего наращивания про изводства продукции. В частности, в одиннадцатой пятилетке предстоит рекон струировать литейный цех, довести выпуск отливок до 2.050 тонн в год против 1.200 тонн в настоящее время, значительно снизить трудоемкость изготовления отливок и повысить произ водительность труда в 1,7 раза за счет внедрения ме ханизации и прогрессивной технологии. О том, что*планы партии считают своими планами рабочие и инженерно-тех нические рзботнкии завода «Индикатор», говорил по литинформатор Л. Н. До брынин. «Ответим на заботу партии о росте народного благосостояния ударным трудом» — 'именно с этих позиций изучают и обсуж дают проект ЦК КПСС на заводе. Пропагандисты, лек торы, агитаторы и политин форматоры завода привле чены к разъяснению про екта ЦК на рабочих местах. В ходе обсуждения посту пило 22 предложения, часть из них рассматривается в партийной организации, ди рекции завода, другие предложения переданы в вышестоящие партийные и хозяйственные органы. Пропагандист табачно махорочной фабрики И. Ф. Батищеш, выполняющий это партийное поручение 25 лет, поделился опытом исполь зования первоисточников в школе основ марксизма- ленинизма, в том числе опытом изучения и пропа ганды проекта «Основных направлений». При изуче нии документа он широко использует примеры из жизни коллектива фабрики, сравнивает экономические показатели фабрики с со ответствующими показате лями других предприятий данной отрасли. К сожалению, партком и администрация ф а б р и к и мало заботятся об укреп лении материальной базы учебы. Школа основ марк сизма-ленинизма не имеет постоянного места для за нятий, нет технических средств пропаганды, на глядных пособий. Изучение и обсуждение проекта ЦК КПСС хорошо организовано в системе комсомольского политиче ского просвещения швей ной фабрики. Об этом рас сказала пропагандист Н. Л. Шишкина. Она обратила внимание слушателей на то, что заработная плата рабо чих фабрики за годы деся той пятилетки возросла на 30 процентов, производи тельность труда повысилась на 40 процентов, выпуск изделий — на 40 процен тов. Главное, о чем говорили слушатели при обсуждении, это решение задач по даль нейшему повышению эф фективности и качества ра боты. В частности, слуша тели предложили обратить ся в планирующие органы с просьбой увеличить вы пуск новой техники для швейных фабрик, ведь не которые машины, на кото рых работают усманские швеи, малопроизводитель ны, они выпущены 20 лет назад. Комсомольцы фаб рики выступили с призывом ко всем рабочим предприя тия выполнить производст венное задание первых двух месяцев 1981 года ко дню открытия партийного съез да. Это будет их скромным трудовым подарком. Пропагандист из колхоза «1 Мая» А. С. Китаев рас сказал о том, как при изу чении проекта ЦК КПСС на занятиях в школе основ марксизма - ленинизма ис пользуются ' технические средства пропаганды, в том числе диапозитивы из се рии «Десятая пятилетка — пятилетка эффективности и качества». О том, как до кумент ЦК КПСС изучают учителя и учащиеся сред ней школы № 1, рассказа ла пропагандист О. И. Пан кова. С методическими реко мендациями по пропаганде проекта «Основные направ ления» выступил заведую щий отделом пропаганды и агитации РК КПСС И. Г. Соломыкин. Участники семинара про слушали лекцию о между народном положении. А. ЛУНКИН, лектор райкома КПСС. Н о в ы е к н и г и БЕЛЯКОВА А. И. Организатор ская работа сельских партий ных организаций. Библиотечка секретаря сельской партийной организации. — 96 с., 100 тыс. экз., 15 к. Автор брошюры — первый секретарь Гродненского рай кома Компартии Белоруссии Герой Социалистического Тру да А. И. Белякова рассказы вает об опыте, формах и ме тодах организаторской работы сельских парторганизаций по претворению в жизнь аграр ной политики партии, решений июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС. Основное место в брошюре отведено показу работы с кадрами и особенно с руководителями среднего эвена, вопросам расстановки коммунистов, планирования партийной работы, действен ности партийных собраний, контролю и проверке испол нения, развития критики и са мокритики, повышения ответ ственности и дисциплины ,тре бовательности к себе и людям. Брошюра рассчитана на пар тийных работников, широкий партийный актив. ТАПОЧКА М. П. Материализм против фидеизма. Ленинские принципь^ критики фидеизма и современность. — 192 с., 55 тыс. экз., 45 к. Кризис религии в современ ном Мире побуждает ее при верженцев искать новые, утон ченные формы защиты рели гиозной идеологии. В этих усилиях они опираются на идеи, почерпнутые в совре менных идеалистических фи лософских концепциях. Автор книги — кандидат философских наук М. П. Та почка на большом современ ном материале показывает, что принципы критики фиде изма, выработанные В. И. Ле ниным, полностью сохраняют свою актуальность в наши дни. В книге раскрывается природа современного фиде изма, тесная связь идеалисти ческой философии наших дней е религиозной идеологией, анелизируготся современные наукообразные формы теоло гии и «культурного фидеиз ма». Книга рассчитана на препо давателей и студентов вузов, пропагандистов и всех, кто интересуется проблемами ате изма и религии. М НОГО замечательных тру жениц на табачно-махо рочной фабрике. И среди них— комсомолка Татьяна Андреевна Китаева и Галина Викторовна Жидкова. Они работают маши нистками поточной линии сига ретной машины № 2. Обе — ударники коммунистического труда. Годовое задание завер шили в средине декабря. Их агрегат по участку занимает первое место. На снимке (слева направо); Т. А. Китаева и Г. В. Жидкова. Фото В. Елютина. Церковники отводят покая нию исключительную роль в духовной жизни верующих. Они заявляют, что в результате ис поведи грехи «делаются совер шенно уничтоженными, как бы их вовсе не было», а испове дующийся «возрождается ду ховно». По мнению церковни ков, христианская исповедь — это главный путь к тому, чтобы сделать человека совестливее, нравственно чище, добрее. Однако если обратиться к та инству покаяния. посмотреть на его существо, то с .этими утверждениями • согла с и т ь с я нельзя. И вот почему. Защит ники религии утверждают, что верующий идет на исповедь добровольно, никто его на цепи не тащит. Но на деле такая цепь существует: это страх пе ред божьим судом, наказанием в аду и надежда на вечное спа сение, жизнь в раю. Следова тельно, имя этой невидимой, но могучей цепи — страх и на дежда. Очень образно писал об этом замечательный француз ский философ К. Гельвеций: «Во все времена духовенство желало быть могущественным и богатым. Каким путем доби лось оно этого? Продажей стра ха н надежды... Но кому про давать страх? Грешникам. Кому продавать надежды? Кающим ся, Убедившись в этой истине, духовенство поняло, что поку пателей тем больше, чем боль ше грешников... Грешник ста новится рабом попа». В этих словах схвачено глав ное: именно сознание собствен ного ничтожества, греховности, необходн.мостн покаяния для спасения — и есть та узда, ко торая связывает верующего с церковью, делает его духовным рабом религии. Две идеи пронизывают хри стианское таинство покаяния, и обе они, прямо скажем, не способствуют укреплению мо ральных устоев. Одна провоз глашает; человек ненскоренн.мо порочен, не способен со<5ствен- ными силами противостоять злу. Мол. пороки, дурные поступки неизбежны. Православные ка чены не допускают даже мысли о |‘ом, что нпог,ед\'ющ!!й"я мо жет не сбнатншть з себе кн- БЕСЕДЫ АТЕИСТА ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ИСПОВЕДЬ? каких грехов. Ведь в таком случае он не нуждается в их отпущении ж, стало быть, вы- ходат из-яод нонтфоля духов- ного лица. Интересен рассказ одной верующей женщины, че стной и правдивой, о том, как священник у бтд ал ее, что грех нежзбежен; «Никогда я не во ровала, не прелюбодействовала, не обижала близких и знако мых, не лгала, честно работала. Священник на исповеди опра шивает; грешна ли я? Говорю, что не грешна и не желаю воз водить на себя поклеп. А свя щенник, видно, осерчал, да и говорит; «Неправда твоя, раба божия До.мна! Все мы грешны. Поэтому молись богу».. Тут я уже и смирилась». Так покаяние делабт верую щего рабом сознания своей ис порченности. Религиозное уче ние о всеобщей гре.ховности создает у верующего убежде ние, что грехов не миновать. Тем' более, что они зачастую объявляются результатом «бе совских наваждений», «дьяволь ских искушений», а иногда и «божеского попущения», чтобы с.мирнть гордость человека, по казать ему его ничтожество. Отсюда и возник, очевидно, без- нравствеиный принцип; «Не ро- грешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Короче говоря, без греха нет и спасения. Нтад можно и все антиобщественные явления — воровство, хулиганство, пьян ство — признать неотвратимы ми, а вину переложить на ка кие-то сверхъестественные силы. Другая идея, пронизывающая религиозное покаяние — идея всепрощения. Церковники ут верждают, что милосердие божье безмерно, поэтому и большие, и .малые грехи могут быть от пущены навсегда. Надо только смиренно покаяться, а если гре хов много, то помолиться, по поститься, поставить в церкви гвечу потолще. Иначе говоря, откупить:я от греха. Проповедь Бсс:1рощенпя, ко-нечно, не мо жет слособствовать укреплению высоких нравственных качеств. Она создает у верующих при вычку к легкому, необремени тельному освобождению от гре- -Хов. Так формируется сознание безнаназакности любых про ступков, кото.рое не оставляет места для глубоких душевных трево-г. Давайте посмотрим, как про текает исповедь. Исповедник ставит стереотипные вопросы. Они настолько привычны для него, что произносятся автома тически. В разговоре со мной один священник как-то сетовал; тяжело, мол, и утомительно переспрашивать об одном и том же десятки людей подряд. Дей ствительно, где уж тут быть духовному пламени, испепеляю щему нравственные пороки?! Ну а верующий? Он тоже при учается к односложному авто матизму ответов; «грешен, гре шен, грешен,,.» Причем, отве чая на вопросы исповедника, он часто не знает толком ни содержания заповедей, н» да же того, нарушил ли он их или нет. Еще более фор.ма.тьный ха рактер носит практикуемая ны не в православных храмах общая исповедь, когда каются одновре менно несколько человек. Свя щенник перечисляет длинный список грехов, а верующие воз гласом «грешен; батюшка» от- .мечают тот грех, в котором ■считают себя повинными, Ко нечно, нельзя сказать, что на исповеди у человека не может вознн;шуть глубоких пережи ваний. Они бывают у искренне верующего. По дело вес в том, что сам характер христианского покаяния, возможность постоян ного сравнигельио легкого из бавления от грехов не способ ствует по;1Лннному раскаянию. Самоанализ, внутренняя ра бота души, нравственная само критика, совесть как внутрен ний судья—все эго становится !!с-; 1 у:кным при исповеди. Зачем? Ведь верующий — только под судимый. А судья — свящви* ник, - действующий от имояц «божественной силы». Но он требует от вер(ующего призна ния своей вины только перед богом, а не перед людьми, ществом. Разве овященйику, чтобы отпустить грехи, важно знать, что представляет собой кающийся, как он трудится, как относитсН к товарищам, к семье?! Это с религиозной точки зрения дело второстепенное. Самое важное — грешник смиренно кается перед богом. Именно е такой позиции церковники и оценивают человека. Идеи, лежащие в основе хри стианского покаяния, неразрыв- но связаны с общими принци пами религиозного мировоззре ния, суть которых—принизить земную жизнь, свести все по мыслы верующего к спасению своей души. Что ему греховное и бренное земное существова- шге, если истинный смысл бы тия лежит вне ее, в вечном по тустороннем блаженстве? Так совесть верующего получает ориентацию на иллюзорные ценности, уводящие его от ре альной действительности. Христианская исповедь сво им всепрощением усыпляет со весть человека, унижает его мыслями о неипсоренпмой испор ченности, собственном ничтоже стве. Она не требует от верую щего большого мужества; тот заранее уверен в полной амни стии своим грехам. Релттгиозное покаяние не .может пыявггьпри- чины безнравственных поступ ков; до них исповеднику нет никакого дела. Не в христианской испове.ти, уводящей в .мир нллк^шй. чер пает наш современник свс.и ду ховные силы. Источник его благородны;; нравственных идеа лов—активное участие в ; 1 сизчи социалистического обшеетва, творческий труд во имя сча стья советс:-;их людей. М. СКИБИЦКИИ. кандидат философских ыаун.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz